Половина картин этого «Кинотавра» – об испытании чувств. Кинокритик Егор Москвитин посмотрел в Сочи все и выбрал самые важные.
В «Верности» Нигины Сайфуллаевой (автора фильма «Как меня зовут», одновременно невинного, откровенного, воздушного и телесного) жена подозревает мужа в изменах, а чтобы почувствовать то же, что и он, начинает изменять сама. В сериале «Шторм» Бориса Хлебникова провинциальный полицейский предлагает своей жене вполне светские свободные отношения. В солнечном фильме «Выше неба» Оксаны Карас главные герои – подростки, но где-то на заднем плане отец семейства увлекается юной красавицей из «Тесноты», и мир начинает трещать по швам. А в полнометражном режиссерском дебюте актера Григория Добрыгина c интернет-названием Sheena667 чувства молодой пары испытывает некий одушевленный мираж из Сети. Но самыми остроумными и неожиданными получились картины «Давай разведемся» и «Троица». Первую сняла Анна Пармас, в прошлом – сценарист нескольких фильмов Авдотьи Смирновой (в том числе сенсационной «Истории одного назначения»), автор юмористической передачи «Осторожно, модерн!» и клипов группы «Ленинград». Режиссер второго – китаянка Ян Гэ, известная благодаря актерским работам в «Гоголь-центре», небесному пению, обезоруживающему юмору и фильму «Ню», который в прошлом году попал на ММКФ.
Герои «Давай разведемся» – семейная пара с двумя детьми и смещенными гендерными ролями. Жену играет Анна Михалкова, одинаково убедительная и в марафонских драмах вроде сериала «Обычная женщина», и в спринтерских комедиях типа этой. Мужа – замечательный актер Антон Филипенко, совсем недавно сыгравший ангела смерти в погонах в отличном сериале «Ненастье». Героиня все время на работе, причем остроумный сценарий назначил ее врачом-гинекологом. А вот муж после рождения двух детей стал домохозяином и преданно ждет супругу в загородном особнячке, ипотеку за который выплачивает она. Точнее, не совсем преданно: в телефоне у него есть контакт – «Фитнес», за которым скрывается любовница – молодая светловолосая фанатка спорта, привыкшая жить позитивно. Когда тайна вскрывается, муж испаряется. А жена, посоветовавшись со всеми, с кем только можно, пускается в погоню.
Голливудского шаблона в этой истории не будет: все закончится не так, как ждет зритель, традиционная мораль будет вывернута (но ответственно!) наизнанку, а сказки для взрослых не выйдет. Из российского развлекательного кино к такой ненатужной искренности, как в «Давай разведемся», близок разве что фильм «Я худею». Но его герои молоды и еще не успели обрасти ипотеками и детьми. Эта же притча – о кризисах сорокалетних. Возможно, именно поэтому по-настоящему сопереживать ее героям зритель помоложе не сможет – зато ничто не помешает ему насладиться удивительным юмором автора и заразительной энергией актеров. Анна Михалкова, Антон Филипенко, Светлана Камынина, Максим Лагашкин (его на «Кинотавре» можно увидеть еще и в «Шторме») и Федор Лавров (а он здесь и вовсе в четырех картинах, не считая короткометражных) существуют внутри фильма, будто в длинном спецвыпуске передачи «Осторожно, модерн!» – легко, но честно, игриво, но с полной отдачей. Анна Пармас прекрасно разбирается в психологии отношений (чего стоят хотя бы клипы Сергея Шнурова «Сиськи» и «Экстаз») и умеет ласково превращать травмы в хохмы. Это не исцеляет зрителя, но притупляет боль.
За звание самого смешного и искрометного фильма фестиваля с «Давай разведемся» борется «Троица». Борется целеустремленно и красиво, но проигрывает где-то на шестидесятой минуте. Потому что первый час этого фильма – настоящая феерия, обескураживающая оригинальным (пусть скажут: любительским) киноязыком и странным, но эффективным юмором Ян Гэ. Но последние двадцать минут ленты – мучительная и для героев, и для зрителей развязка семейной драмы. И эта кульминация затягивается и кажется нелепой именно потому, что и в жизни Ян Гэ и ее сверстники не знают, как красиво ставить точки в подобных сюжетах. Героиня – преподавательница китайского (ее играет сама Ян Гэ) – изменила с темнокожим студентом своему мужу (актер Андрей Курганов, сильно похожий на Брэдли Купера и уже успевший устать от этих сравнений), а тот взял да и решил за нее побороться. И зачем-то призвал на помощь не только психотерапевта (искрометная роль Одина Байрона из «Интернов»; вот бы здорово было, если бы про этого ехидного мозгоправа сняли отдельный веб-сериал), но и священника. А в его лице – и самого бога.
Среди актеров – только один русский, все говорят на странном языке, вместо батюшки – пастор, Москва узнается в кадре лишь благодаря значкам метрополитена, а на доске в университете героиня пишет по-английски. Над дверьми висят надписи Exit, на стаканчиках с кофе нет никаких логотипов – другими словами, это молодежное кино об отношениях, снятое в России, но с прицелом на чувствующих и думающих людей по всему миру. Может быть, даже с прицелом на глобально мыслящий Netflix. Герои разбираются не только в своих чувствах, но и в отношениях с религиями (восточными и западными), и если бы не сумбур в конце, то у Ян Гэ получилось бы непосредственное, смешное и питательное кино для юных и хрупких натур. Но как и герои, фильм не может решительно расстаться со зрителем – так что готовьтесь к сентиментальным страданиям перед титрами. Но и их скрасит музыка, которая в этой истории получилась просто неземной. Ее режиссер, возможно, тоже с другой планеты – но точно мы скажем об этом лишь пару фильмов спустя. Впрочем, трудолюбивая Ян Гэ и снимает их каждый год – так что грядет мастер.
13 июня, 2019