Блогеры в соцсетях все чаще хвастаются находками из секонд-хендов, и все больше знаменитостей выходит на красные дорожки в винтажных нарядах. Разбираемся, почему все полюбили винтажные магазины, комиссионки и гаражные распродажи и куда отправиться на такой шопинг в Москве.
За последнее время покупка и продажа бывшей в употреблении одежды из нишевой стала куда более массовой тенденцией. Активно развиваются ресейл-платформы с архивными дизайнерскими вещами, модные бренды вроде Gucci и Balenciaga запускают собственные разделы по перепродаже, а TikTok-блогеры запускают тренды, собирая образы на барахолках и в благотворительных магазинах.
Все это происходит не на пустом месте, а благодарить за новые покупательские привычки стоит экоактивистов: именно благодаря накопившимся данным о негативном влиянии производства одежды на экологию модная индустрия задумалась о более разумных и осознанных способах потребления. Эксперты прогнозируют, что через три года объем мирового рынка перепродажи вещей составит 64 миллиарда долларов, а к 2029-му он превысит рынок массмаркета в два раза. Это хороший способ борьбы с перепроизводством: увеличение жизни вещи за счет возвращения ее в потребительский цикл ощутимо снижает ее углеродный след.
Покупать pre-loved-одежду, как ее нежно называют в англоязычных медиа, хорошо со всех сторон — не только экологично, но и азартно: зачастую позволяет сэкономить и найти уникальные вещи. В рамках рынка вторичной одежды существуют разные области — тут тоже есть люкс и массмаркет, почти новые предметы и те, что пережили несколько десятилетий. Выбирайте в зависимости от ваших целей — вот краткий экскурс и некоторые адреса.
Это одежда прошлых десятилетий — винтажной считается вещь, которой не меньше 15–20 лет. В эту категорию попадают и архивные дизайнерские предметы, и cшитая на заказ одежда родом из 1950-х, и безымянные вещи 1990-х. Поскольку мода циклична, среди того, что было модно десятилетия назад, может быть немало актуальных прямо сейчас находок. И, что главное, раньше вещи зачастую шили на порядок качественнее, так что ищите среди винтажа вневременные костюмы, классические тренчи и шелковые рубашки.
Винтажные проекты в Москве
@secondfriendstore
То, что раньше попадало в категорию комиссионных магазинов, теперь зовется ресейлом — это перепродажа брендовых вещей из относительно недавних коллекций, тот самый шанс найти вещи класса люкс за адекватные деньги. Ресейл-платформы соединяют продавцов и покупателей, выполняя функцию посредника и аутентификатора: поскольку все заботятся о своей репутации, риск нарваться на подделку минимален.
Главные ресейл-проекты Москвы
@planeta_sx
Если у вас есть минимальный бюджет на шопинг и амбиции кладоискателя, ваш путь лежит в секонд-хенд. Как правило, вещи поступают туда без особой сортировки (но после серьезной химчистки, так что не переживайте из-за санитарной стороны вопроса), поэтому ассортимент очень смешанный, без какого-либо кураторского отбора, так что тут можно прокачать внутреннего стилиста. Как правило, одежду продают на вес — 1 500–2 500 рублей за килограмм: одна кофта обойдется не дороже 500 рублей, а порой и дешевле.
Секонд-хенды бывают как одиночными, так и сетевыми, но в любом случае ассортимент сильно зависит от расположения магазина и конкретной поставки. Вот некоторые сети секонд-хендов в Москве, попробуйте найти ближайший и заглянуть туда:
@vtd.fond
Отдельная категория в мире вторичного потребления одежды — проекты, направленные в первую очередь на добрые дела. Например, существуют благотворительные магазины — люди сдают ненужные вещи, в магазинах их продают за небольшие деньги, а все вырученные средства направляют в помощь различным фондам. В Москве, например, есть несколько магазинов Charity Shop, основанных фондом «Второе дыхание», а в Санкт-Петербурге работает сеть «Спасибо».
Гаражные распродажи собирают людей, которые хотят расстаться с ненужной одеждой, — они тоже могут быть благотворительными, но чаще направлены на расхламление, а вещи там можно купить за совсем символические деньги. Чаще всего гараж-сейлы проходят в рамках фестивалей и маркетов на больших открытых площадках пару раз за сезон, а объявления о них распространяются в соцсетях и медиа.
И наконец, в экономике оборота одежды необязательно должны присутствовать деньги. Безвозмездный обмен (а иногда и просто раздача) вещами называется своп. Свопы выросли из домашних вечеринок, на которые подруги приносили одежду, которая им не подходит или разонравилась, и менялись. Но теперь свопы бывают открытыми и публичными — как и с гаражными распродажами, стоит следить за анонсами в соцсетях и подписаться на тематические группы.
Текст: Варя Баркалова
17 октября, 2022