22–23 июня пройдет один из старейших музыкальных фестивалей в Москве – «Усадьба Jazz». В этом году он окончательно сменил площадку: вместо привычного «Архангельского» – парк «Коломенское». Поговорили с основателем фестиваля Марией Семушкиной о причинах переезда, выборе хедлайнеров и разнице между нашими и зарубежными фестивалями.
Правда, что ваш первый фестиваль стоил 200 тысяч долларов?
Да.
На сколько вырос бюджет с тех пор?
Как минимум в десять раз. Но это происходило постепенно. Конечно, нас тоже задели экономический кризис и изменение курсов валют. Пожалуй, в этом году у нас самый дорогостоящий фестиваль в истории и один из самых высокобюджетных в России. Долгое время у нас зрело ощущение, что нужно совершить рывок, потому что публика пресыщается. Поэтому в этом году у нас мощный лайн-ап. По концентрации мировых звезд, которые приедут на «Усадьбу Jazz», мы выходим в высшую лигу, в один ряд с крупнейшими мировыми фестивалями.
Вы про Азалию Бэнкс и Black Еyed Peas?
Не только. В этот раз у нас очень много иностранцев. И самый дорогой, кстати, Джейми Каллум – большая британская звезда. Да и пригласить нашего Вадима Эйленкрига с его Eilenkrig Orchestra тоже было затратно. Остальные обошлись чуть дешевле. И если раньше мы могли позволить себе одного очень востребованного музыканта, то теперь их несколько.
Когда ситуация после финансового кризиса начала меняться к лучшему?
Совсем недавно. В прошлому году были хорошие показатели – отчасти благодаря тому, что к нам вернулись автомобильные марки. Долгое время они были для нас основными партнерами, а потом ушли на несколько лет. Также банковские бюджеты стали немного больше, чем раньше. Но тут получается, что чем больше спонсоров, тем больше затрат: все равно в фестивале все вкладывается в развитие. Нам уже больше 15 лет, но мы не сидим, расслабившись и свесив ножки. Новая величина задает новый уровень стандартов: раз приезжают такие артисты – нужны другая сцена и другое качество звука, возрастают затраты на техническое оснащение.
Поэтому вы меняете площадку и уезжаете из «Архангельского»?
Да. «Архангельское» нам технически не давало такой возможности. Это стало понятно уже на прошлом фестивале, когда оборудование через всю площадку вынуждены были носить на руках: там нет дорожки для заезда транспорта, большое количество объектов на реконструкции, невозможно согласовать заранее даты. Плюс они решили вдвое увеличить цену. В итоге из «Архангельского» мы ушли, все обстоятельства нас подтолкнули к этому. «Коломенское» оказалось новой площадкой, которая была готова нас принять с распростертыми объятиями за прежнюю сумму. Но «Архангельское» – особенное место, с неповторимым духом и атмосферой, и я очень признательна, что нас принимали там столько лет…
Вы ассоциировались друг с другом.
Абсолютно.
Одно время промоутеры жаловались, что стало сложно контрактовать артистов из-за политической обстановки. Вам тоже было нелегко и какой срок вы заложили? Когда, например, законтрактовали Black Еyed Peas?
Есть артисты, которые не хотят ехать в Россию принципиально. Не буду перечислять их имена, это большие иностранные звезды. Но на них свет клином не сошелся. Множество других исполнителей готовы и не смешивают свою политическую позицию с творчеством (не говорю про украинцев, которые просто не могут к нам приехать, хотя некоторые достаточно интересны). Поэтому сложности не было, вопрос только в совпадении по датам и гонорарам: может – не может, сколько стоит, готов – не готов. Процесс букинга занимает несколько месяцев. Это не сразу происходит, и поэтому нам было очень важно определиться с площадкой уже в октябре, чтобы к Новому году начать выстраивать лайн-ап и постепенно его озвучивать. Никто обычно не букирует звезд за два-три месяца: они все расписаны, у них колоссальный график.
Я думала, вы делали это в начале 2018 года...
Конечно, чем раньше, тем лучше. Свободные даты – это самый главный вопрос. На следующий год мы начинаем букировать уже сейчас, чтобы получить как можно больше хороших артистов.
Предложений много, вы кого-то отсеиваете?
Нет, скорее, так: есть несколько разных категорий. Например, категория топ-звезд, больших имен, которые хорошо продаются, за ними охотятся букеры, идет жесткая конкуренция среди двух-трех российских фестивалей.
Это каких?
Наши конкуренты – Park Live и «Пикник Афиши».
При этом у вас разные ниши...
Да, но есть артисты, которые могут попадать и к нам, и к ним. Джазовое направление сейчас развивают даже такие фестивали, которые ставят в лайн-ап не только джазовых артистов.
Вот это интересный вопрос, который возникал у многих, потому что те же Black Еyed Peas не ассоциируются с джазом.
Для тех, у кого джаз – это исключительно Элла Фицджеральд или музыканты начала ХХ века, не ассоциируются. С другой стороны, в записи последнего альбома Black Еyed Peas приняло участие немало джазовых музыкантов. Плюс у них присутствует импровизационная составляющая, важная для джаза. Сейчас тенденция – находиться в таком синтезе. Black Еyed Peas для нас хедлайнер достаточно массовый и при этом очень «качевый», мощный для закрытия. Например, на Новоорлеанском фестивале, одном из главных джазовых фестивалей мира, выступают The Rolling Stones, Aerosmith, Maroon 5.
Прямо как Coachella.
На Coachella уклон идет в рок или, может, в электронику. А в Новом Орлеане, который для нас является ориентиром, на всех сценах, кроме главной, играют только джаз, причем очень крутой. Привозят экспериментальные, авангардные проекты.
Формат фестивалей – интересная тема. Они меняются, мешают жанры, быть нишевыми больше неинтересно. Успеваете ездить смотреть, как это происходит в мире? И где вы были в последний раз, какую фишку зацепили, чтобы попробовать у себя в этом году?
Недавно я родила четвертую дочку, поэтому никуда не выезжала. Но за последние три-четыре года меня стали приглашать на мировые музыкальные фестивали. Например, в Кабо-Верде на Atlantic Music Expo – это огромный фестиваль на островах, куда съезжается атлантический мир – много бразильцев, колумбийцев, африканцев. Также побывала в Марокко на фестивале Visa For Music – это фестиваль, который объединяет всю Африку и Южную Европу. Одна из тенденций – этническая волна – идет как раз оттуда. У нас на фестивале всегда есть этническая составляющая. Например, в прошлом году приезжали марокканцы и израильтяне, в этом будет Дафер Юссеф из Туниса. У него очень интересная манера пения, и играет он на уникальном инструменте, которому пять тысяч лет, он называется уд. При этом саунд как у современной электронной группы.
Еще есть Womax – всемирный форум, который основал британский музыкант и общественный деятель Питер Гэбриел и где представлены почти все страны. У каждой страны, кроме России, там есть свой стенд. Я пытаюсь добиться, чтобы мы тоже появились, но кто нас представит – Надежда Кадышева и ансамбль «Березка»? Конечно, нужно везти туда музыку, которая могла бы показать наш аутентичный образ, но при этом современно и классно смотреться и на рок-фестивале.
Чем наши фестивали отличаются от зарубежных?
Наши гораздо круче по многим инфраструктурным параметрам. В том же Новом Орлеане фестиваль проходит на ипподроме: люди ходят в резиновых сапогах, сколочены палатки с простой едой, гамбургерами или хот-догами. И наше прекрасное «Архангельское» – идеальный газон, устрицы, шезлонги. Буржуазность у нас присутствует. Русские слушатели очень избалованы такой моделью отдыха, особенно в Москве. Потому что «Усадьба Jazz» – это прежде всего отдых, просто фестивальный. Зачастую наши гости не до конца понимают, кто там на сцене поет. Есть, конечно, прослойка меломанов, которые изучают афишу, но все-таки основная масса идет ради общей атмосферы.
Это ваше ноу-хау?
Да, причем с момента основания фестиваля.
То есть у вас в голове сразу была картинка: хочу идеальную лужайку и устрицы?
«Архангельское» продиктовало нам координаты русской аристократии. Приезжаешь туда – и хочется надеть соломенную шляпку, сесть в шезлонг. И с другими «Усадьбами» так же: в Петербурге это Елагиноостровский дворец, одна из царских резиденций. В Воронеже наш фестиваль проходил в дворцовом парке князей Ольденбургских. В этом году мы решили усилить Москву.
Вы долго готовились, чтобы выйти на новую ступень?
Несколько лет. Присматривались, что попробовать. За 15 лет мы вырастили целое поколение людей, которые стали разбираться в музыке, ходить в джазовые клубы, воспитывать детей на наших концертах. Другие, вдохновившись нашим успехом, начинают делать подобные фестивали. Например, «Город Джаз» в «Аптекарском огороде», Chess & Jazz в саду «Эрмитаж», фестиваль в «Сколково».
Вы к ним как относитесь?
Очень хорошо. Чем больше хорошей музыки, тем лучше. Потом эти же люди придут к нам, так что мы не считаем их конкурентами. Мы уже большие и вышли из этой категории. Я как раз всегда благодарна конкурентам за то, что они нам дают пинок. Мы понимаем, что «мал костюмчик», и те артисты, которые были для нас хедлайнерами пять лет назад, сейчас уже будут вторыми, третьими.
Каких фестивалей сегодня не хватает в Москве?
Как ни странно, у нас нет фестивалей классической музыки. А ведь у нас отличная школа, прекрасные симфонические оркестры, замечательные оперные певцы, выступающие в лучших театрах мира. Я бы очень хотела видеть такой в «Архангельском» – там можно сделать второй Зальцберг. Должен быть хороший коммерческий фестиваль, куда приезжают мировые звезды, где выступают и Гергиев, и Нетребко, и менее известные артисты.
Еще не хватает фестиваля world music, при том что наша страна очень богата музыкальными культурами. Да, есть этнический фестиваль «Мир Сибири», но он проходит в Красноярске, Шушенском. Я пока туда не доехала и не знаю, доеду ли, хотя многие классные артисты там выступают. Всего остального в избытке: есть фестивали еды, рэпа, спорта, но вот за классику и этнику почему-то никто не берется.
Фото: «Усадьба Jazz» / «ВКонтакте»
Есть что-то, за что не беретесь вы?
Мне уже сложно сойти с проторенной дорожки. Здесь, конечно, хотелось бы найти единомышленника, мецената, спонсора на начальном этапе. Ведь как началась «Усадьба Jazz»? Со случайного разговора в табачной компании. Я пришла с кинопроекта, работала тогда с фильмами Ренаты Литвиновой, занималась продакт-плейсментом. Дальше история начала развиваться, и я решила показать потенциальным спонсорам «Архангельское». Потом они прекратили финансирование – было сложное время, но пришли другие. У меня нет возможности вложить несколько миллионов долларов, провести фестиваль, а потом посмотреть, окупится он или нет. Конечно, такие фестивали не окупаются билетами, должна быть схема минимум 50 на 50. То есть 50 процентов инвестиций должны быть от спонсоров. А спонсоры с первого раза не придут, они тоже присматриваются. Казалось бы, Россия всегда была богата меценатами, но, к сожалению, в последнее время мы наблюдаем существенную утечку за рубеж и денег, и мозгов.
Вы понимаете, что та планка, которую вы ставите, высока и ее придется поддерживать?
Так было всегда. Деятельность «АртМании» (продюсерского агентства. – Прим. ред.) все 15 лет была такой: мы приходили в новое место и открывали его. Так было с клубами «Апельсин» и «Икра». Это особая миссия, и фестиваль «Усадьба Jazz» как раз про это – прийти первыми и привести за собой людей. Это очень сложно, дико энергозатратно, это мощный челлендж для меня как для управленца, человека и промоутера.
17 июня, 2019