На Netflix вышла антология ужасов от одного из главных мастеров жанра — Гильермо дель Торо. Концепция сериала очень похожа на «Альфред Хичкок представляет» или «Сумеречную зону»: сам Дель Торо в начале каждой серии знакомит нас с ее завязкой и рассказывает пространную речь про мистику и потустороннее. Каждый эпизод — отдельная законченная история, с новыми актерами и в новом сеттинге.
Тем не менее в основном эпизоды выдержаны в стилистике готического ужаса. Это не про выпрыгивание монстров в неожиданный момент, чтобы вызвать у вас инфаркт, а про погружение в атмосферу. Мы расположили эпизоды от худшего к лучшему. Ниже — коротко и без спойлеров — о чем каждая серия и какой эпизод «Кабинета редкостей» вам может понравиться больше всего.
Первое, что вас должно привлечь, — это Руперт Гринт (Рон Уизли из «Гарри Поттера») в главной роли. Давно его мы не видели в первых ролях. Ну и неудивительно, что в истории про спиритуалистов, магию и воскрешение мертвых именно он оказался главным героем.
Уолтер в детстве видит, как его сестра умирает и ее душу забирают в некий магический лес. Почти всю сознательную жизнь он пытается вызволить сестру, но безуспешно — пока не находит способ выйти в этот мир с помощью зелья. Но ведьма, которая забрала Эпперли, не захочет ее так просто отдать.
В плане сюжета эту серию можно сравнить с классической европейской сказкой, в которой злое нечто похищает детей и есть определенные ритуалы, чтобы это нечто победить. На Руперта интересно посмотреть в новом амплуа и ужаснуться тому, как же быстро летит время, но серия, признаем, на любителя: она не сильно страшная, а сюжет кажется знакомым и потому предсказуемым.
1970-е, Америка. Богач Лионель приглашает к себе домой группу выдающихся, по его мнению, людей — музыканта, писателя, астрофизика, экстрасенса и других, — чтобы показать им нечто неземное, а заодно изменить их представление о мире.
Конечно, в какой-то момент все пойдет не так и простая вечеринка в роскошном поместье превратится в квест в доме ужасов. За этим интересно наблюдать, но только последние 15–20 минут. Эпизод больше ощущается как начало трехчасового фильма: вот нам представили героев, вот мы видим завязку сюжета — и неожиданно идут титры, серия кончилась. Мягко говоря, ощущается недосказанность.
Несмотря на это, только ради визуала «Просмотр» и стоит, простите за тавтологию, посмотреть. Эпизод снят в стилистике 1970-х, и картинка здесь соответствующая — слегка размытая, разноцветная, яркая и радующая глаз. Герои носят афро и джинсы клеш, разговаривают о расширении сознания путем использования веществ, красиво философствуют и так далее. В общем, все как в клипах The Weeknd — вот ему бы эпизод точно понравился.
Место действия — современная Америка. Нам рассказывают историю Ника, типичного реднека, немного алчного и ксенофобного. Ник зарабатывает тем, что покупает бесхозные ячейки для хранения — в Америке, если за аренду не платят три месяца, лот вместе с содержимым можно продать на аукционе. Если вы смотрели на Discovery Storage Wars, то это оно.
Как нетрудно догадаться, в одной из ячеек — тот самый лот 36 — Ник находит кое-что очень ценное. И в то же время оккультное и демоническое. Главный вопрос серии: возьмет ли верх человеческая жадность или жизнь окажется ценнее?
Это первый эпизод сезона, который знакомит зрителя с «Кабинетом редкостей». Он может показаться немного предсказуемым, а в конце не хватает какого-то сюжетного поворота. Но все остальное — от атмосферы до актеров — на высоте.
На этот раз нас ждет что-то вроде диккенсоновской Англии. Это история про расхитителя могил Мэссона, которому мешают расплатиться с долгами… своры крыс. Мэссон уверен: они воруют золотые коронки и драгоценности у покойников, и в итоге ему ничего не достается. Но кажется, ему улыбнулась удача: умер представитель знатного рода, а значит, там, на могиле, будет чем поживиться. Главное, чтобы крысы не опередили.
Если первый эпизод «Лот 36» был с уклоном в оккультное, то здесь переплелись городские легенды про крысиного короля и толика мифов про Ктулху. Род ужаса тут совсем другой, на грани простого человеческого отвращения к обитателям коллекторов с хвостами. И конечно, украшение эпизода — обаятельный Дэвид Хьюлетт, который играет полного засранца, но не полюбить его нереально.
Тут действие разворачивается в наши дни. По сути, это притча о красоте и о том, как важно оставаться самим собой, не давая обществу вас сломить.
Стэйси страдает из-за своей внешности. Особенно это сказывается на ее работе, где сплошь женский коллектив и героиня чувствует, что выделяется на его фоне. В какой-то момент она видит рекламу чудесного крема, который может решить все ее проблемы и преобразить девушку. Надо ли говорить, что погоня за внешностью выходит за рамки простой обсессии. Да и сам крем оказывается не просто средством для ухода за кожей.
Во всем сезоне это, пожалуй, самый тревожный эпизод. Здесь все подобрано так, чтобы вызвать у вас чувство беспокойства и дискомфорта: Стэйси показывают со слишком близких ракурсов, даже одежда и грим актеров такие, чтобы казаться почти нереальными.
XVIII век. Студент Уилл на занятиях знакомится с художником Ричардом Пикманом, который, как окажется, безумно талантлив, но почему-то рисует жуткие, гротескные картины с демонами и жертвоприношениями. Пройдет какое-то время, и Уилл поймет, что ужас вырывается за рамки полотен и заражает разум других людей.
В главной роли здесь — Бен Барнс, известный по «Портрету Дориана Грея». Так что символично, что актер опять играет персонажа, тесно связанного со сверхъестественным и картинами. Впрочем, тут, конечно, все куда мрачнее.
Эпизод написан на основе работ Лавкрафта, и это сразу заметно. Фирменного авторского «все сходят с ума от неописуемого ужаса» здесь в достатке. Одна из лучших серий сезона.
Еще один must-see антологии. Орнитологи Нэнси и Эдгар недавно потеряли свою маленькую дочь. В попытке переключиться они уезжают в старый дом на острове, подальше от соболезнующих друзей и коллег. Целыми днями они — иногда в разных точках острова — занимаются исследованием птиц. И без того натянутые отношения становятся все сложнее и хуже, когда Нэнси начинает видеть на острове других людей.
Это не самый пугающий, но самый актерски сильный эпизод. Здесь потрясающий Эндрю Линкольн — шериф Рик Граймс из «Ходячих мертвецов», который вырвался из лап зомби в лапы дель Торо и показывает высший пилотаж, и австралийка Эсси Дэвис, которая берет зрителя за руку и буквально ведет с собой сквозь трагедию этой пары.
Не знаем, специально ли «Шепот» поставлен в финал антологии, но как закрывающая история — отлично. И потом, там есть танцующий Эндрю Линкольн. Что еще нужно для счастья?
Пожалуй, лучший эпизод сезона, настоящее пиршество для всех любителей научной фантастики и ужасов.
Шериф вызывает своего знакомого патологоанатома и просит провести вскрытие: на шахте при загадочных обстоятельствах погибли десять горняков. При этом их смерть как-то связана с местным жителем, который сначала пропал, а потом спустя два месяца объявился как ни в чем не бывало, но уже под фальшивым именем Джо Аллен. Впереди у врача целая ночь, чтобы разгадать тайну.
Во-первых, это очень здорово поставленный эпизод. В остальных этого как-то не замечаешь, но здесь чувствуется планирование и внимание к деталям. Чего только стоит операторский и монтажный переход в самом начале — от звездного неба к мокрой горной породе в шахте.
Во-вторых, он по-особенному пугает. Повествование тут неспешное, и половину серии нас погружают в детективную составляющую. А вторую половину, держа в напряжении, распутывают этот клубок. Мы завороженно следим за патологоанатомом, который все ближе и ближе с каждым новым вскрытием подбирается к разгадке.
Сразу предупрежу: эпизод не для слабых желудком, сцены аутопсии (посмертное вскрытие) очень реалистичные.
Текст: Никита Гмыза
07 ноября, 2022