Балет-байопик: «Габриэль Шанель» со Светланой Захаровой в Большом

Балет-биография Коко Шанель с костюмами от модного дома CHANEL и хит итальянского хореографа Мауро Бигонцетти – прима Большого театра Светлана Захарова отмечает юбилей премьерой одноактных спектаклей «Габриэль Шанель» и «Как дыхание». Рассказываем подробности о постановках.

Балет-байопик: «Габриэль Шанель» со Светланой Захаровой в Большом

Фото: Михаил Голденков / The City

Большой театр

Театральная площадь, 1

10 июня главной приме балетной труппы Большого Светлане Захаровой исполнилось 40 лет, и юбилей отмечается с положенным по статусу размахом – на исторической сцене, с мировой премьерой. Хотя Захарову знают в основном по партиям в классических балетах (если еще не видели ее Жизель, Одетту – Одиллию в «Лебедином озере», непременно сходите), с современной хореографией она справляется ничуть не хуже. Именно ей итальянский хореограф Мауро Бигонцетти доверил представить свой новый спектакль «Progetto Händel» (дословно – «Проект Гендель») в театре Ла Скала в 2017 году. Специально к юбилейному вечеру примы Бигонцетти обновил постановку – в наших афишах она появилась с названием «Как дыхание».

Это бессюжетный балет – чередуются номера (соло, дуэты, ансамбли), связанные набором узнаваемых элементов, а начало и финал создают арку: все танцовщики выстраиваются в линию и делают волну. Хореограф верен себе: никаких декораций, лаконичные костюмы черного, серого и бежевого цветов (мужчины – в трико, женщины – в корсажах и ультрасовременных коротких пачках). Ничто не должно отвлекать от танца и музыки – в данном случае Генделя в переложении для фортепиано.

Бигонцетти можно назвать главным экстремалом среди современных балетмейстеров: герои в его «Ромео и Джульетте» – байкеры, они залезают на 10-метровую стену, приматывают скотчем к ступне мотоциклетный шлем и потом балансируют на одной ноге. В «Как дыхание» таких трюков нет, но зато есть элементы акробатики (танцовщики делают кувырки, стоят на руках), резкие приземления на шпагат, а Светлана Захарова несколько раз крутит фуэте, сидя на корточках. Все это очень органично сочетается со строгой барочной музыкой.

Мировую премьеру «Габриэль Шанель» показывают во втором отделении. В основе сюжета – история жизни Коко с момента, когда она работала в кафешантане (либретто написал лауреат «Золотой маски» Алексей Франдетти). Но начинается спектакль не с этого: Светлана Захарова в белом костюме и шляпе садится в кресло на авансцене, делает несколько эффектных па и вплотную подходит к черному занавесу, на который проецируются образы Габриэль. Действие сопровождается очень кинематографичной музыкой молодого композитора Ильи Демуцкого (исполняет оркестр Большого под управлением Павла Клиничева).

Декораций в спектакле практически нет, вместо них – десяток экранов, где показывают хроники и фотографии. Примерно за час последовательно (но коротко) пересказывается вся биография модельера: встреча с Этьеном Бальсаном (Михаил Лобухин), убедившего Коко стать дизайнером; роман с олигархом Артуром Кейплом (Якопо Тисси) и его гибель в автокатастрофе; открытие ателье; работа над образами для балетов «Русских сезонов». Этому периоду уделено особое внимание: хореограф Юрий Посохов добавил фрагменты из постановок «Аполлон Мусагет» Баланчина и «Голубой экспресс» Нижинской. Естественно, костюмы копируют те, что придумала Коко, а для премьеры в Большом их (как и все в этой постановке) разработал модный дом CHANEL. Как бы намеком на экранах появляется портрет композитора Стравинского, роман с котором приписывают Шанель.

Спектакль кажется дробным: фрагменты отделены друг от друга цитатами Коко, которые зачитывает женский голос, из-за этих пауз действие сильно тормозится. В целом, балет-байопик вышел визуально красивым и стильным (одни смены костюмов Захаровой чего стоят), но захватывающим его назвать трудно.

«Габриэль Шанель» и «Как дыхание» не пополнят репертуар Большого, этот вечер одноактных балетов – проект продюсерской компании MuzArts. В планах – отвезти спектакли в Лондон и другие города Европы. В Москве после июньских показов их точно нельзя будет увидеть ближайшие несколько лет.


22 и 23 июня в 19:00
Билеты: от 10000 до 35000 рублей

Ольга Завьялова

22 июня