Эпитафия королю. Рецензия на фильм «Черная Пантера: Ваканда навеки»

Эпитафия королю. Рецензия на фильм «Черная Пантера: Ваканда навеки»

Премьера очередного блокбастера Marvel прошла 9 ноября. Кинокритик The City Вадим Богданов посмотрел новую «Черную Пантеру», как только появился первый перевод, и разобрался, что происходит с киновселенной.

Marvel Entertainment

Не каждый развлекательный блокбастер открывается похоронной процессией, но в случае с сиквелом «Черной Пантеры» разве могло быть иначе? Чедвик Боузман скончался два года назад от болезни, которую он до самого конца скрывал ото всех с поистине вакандовской предосторожностью, а с ним ушел и молодой король Ваканды Т’Чалла. Актера благоразумно менять не стали (это все-таки не Терренс Ховард и не Уильям Хёрт в эпизодических ролях), как и отрицать факт кончины важного в пантеоне Marvel супергероя, отчего вторая «Пантера» задумана трогательным прощанием с Боузманом и отчаянной попыткой сохранить то наследие, что оставил после себя его герой.

Одним из последних заветов Т’Чаллы был призыв явить веками скрываемую от чужих глаз Ваканду всему миру. Но в реальности благие намерения часто оборачиваются против тех, от кого они исходят. Теперь мировые державы позарились на главный ресурс африканской страны — металл вибраниум, решив, что сейчас обезглавленная Ваканда слаба как никогда. Но взошедшая на трон королева Рамонда (Анджела Бассетт) и ее дочь Шури (Летишиа Райт), все еще скорбящие по сыну и брату, готовы на все, чтобы защитить свой народ.

Тем временем со дна морского к ним выплывает горячий мексиканец с крылышками на щиколотках и в сверкающих золотых доспехах. Незнакомец представляется Нэмором (Теноч Уэрта) и рассказывает, что у Ваканды все это время были очень древние и могучие соседи, у которых со скрытностью даже лучше, чем у самих африканцев. Но после того, как весь мир начал искать вибраниум, Нэмору и его народу стало неприятно: пронырливые американцы добрались и до его подводных владений с своим техническим прогрессом.

Устройство по обнаружению (нет, не нефти) вибраниума, как всегда в Marvel, оказалось собрано из мусора каким-то очередным бедным американским вундеркиндом (сценаристы не парятся и вводят в сюжет героиню Доминик Торн, замену Тони Старка, точно так же, как когда-то Питера Паркера в «Противостоянии»).

Теперь подводный царь предлагает два развития событий: объединиться с Вакандой, чтобы вместе уничтожить весь мир, или вариант попроще — отыскать того самого изобретателя, чтобы прочитать ему лекцию о большой силе и большой ответственности. Королева Рамонда, недолго думая, отправляет Шури и своего военного генерала Окойе (Данай Гурира) в Америку на поиски девчонки.

В 2018-м «Черная Пантера» стала настоящим культурологическим событием, объединившим понятия афрофутуризма с доступной попкорновой оболочкой развлекательного комикса, вопросы расы и национальной идентификации с красочными драками, погонями и кучей спецэффектов, кино идейное с массовым конвейерным производством больших студий. Неудивительно, что фильм возненавидели точно так же, как и полюбили всем сердцем. «Черная Пантера» ярко выделялась на фоне всего, к чему студия Marvel когда-либо прикасалась, и, конечно же, дело было не только в ее акценте на африканской культуре, но и в уровне творческого энтузиазма всех причастных, начиная с режиссера Райана Куглера и заканчивая Кендриком Ламаром, курирующим специальный саундтрек-плейлист по мотивам фильма.

Эпитафия королю. Рецензия на фильм «Черная Пантера: Ваканда навеки»

Повторить ошеломляющий успех оригинала стало целью № 1 для Кевина Файги и его команды. В этом нет никаких сомнений, как и в том, что сиквел все равно бы вышел, согласно распланированному на пять лет вперед графику релизов киновселенной Marvel. С Боузманом или без него, с Куглером или без него. Как бы создатели «Ваканды навеки» ни делали вид, что этот фильм — дань уважения скончавшемуся актеру, сиквел является в первую очередь продуктом циничной студийной мануфактуры. За два с половиной часа «Ваканда навеки» так и не дает весомых аргументов, зачем фильм существует и почему он выходит так скоро после кончины Боузмана.

Оригинал ощущался предельно самостоятельным и обособленным произведением внутри огромной мультисюжетной франшизы, здесь же от былого суверенитета не осталось и следа. То специально вводится персонаж, у которого потом выйдет собственный сериал на стриминге, то показывается героиня, которая станет антагонистом уже в другом сериале, то упоминаются мутанты — намек на скорый приход «Людей Икс» в киновселенную Marvel. В итоге сиквел раздувается до огромных размеров, пытаясь охватить все подряд и перескакивая с одного на другое, но конкретно в смысловом плане ничего нового зрителю, пришедшему не ради спецэффектов и отсылок, так и не говорит. В отличие от своего плодотворного на идеи предшественника.

Во всем этом царящем на экране хаосе приходит понимание истинных причин выхода сиквела в столь скором времени. Ведь здесь не случай «Форсажа 7», когда Пол Уокер погиб прямо во время съемок, и пришлось как-то выкручиваться с имеющимся на руках материалом, превращая фильм в трибьют почившему актеру. Здесь же авторы, лишенные подобной срочной необходимости, но движимые корпоративными страхами потери прибыли, оплакивают не столько замечательного актера, сколько бренд «Черной Пантеры». Этим жестом и особенно сценой после титров создатели фильма провозглашают, что Черная Пантера жив и будет с нами всегда, правда, уже через пару-тройку фаз киновселенной все напрочь забудут, что им когда-то был Чедвик Боузман, восхваляя нового модного актера в роли Т’Чаллы.

Эпитафия королю. Рецензия на фильм «Черная Пантера: Ваканда навеки»

Понятное дело, что Райана Куглера здесь тоже поставили перед выбором: будешь снимать ты или кто-то другой. Но Куглер вряд ли согласился из-за огромного чека: все же их дружба с Чедвиком много значила для них обоих. И вот теперь чернокожий режиссер, привыкший в своих фильмах рассказывать человечные истории о людях своей же расы, вынужден смещать фокус с африканского спиритуализма на культуру цивилизации майя и мексиканский фольклор, благо антиколониальный посыл применим в обоих случаях. Безусловно, Нэмор и особенно актер, его воплощающий, — одна из главных достопримечательностей сиквела: он харизматичный и запоминающийся антагонист, которых в Marvel не так много. Его подводный народ, впрочем, выглядит немного комично, особенно с учетом того, что «Аватар 2» выйдет через месяц после «Черной Пантеры», в которой враги предстают синими человечками с копьями, катающимися по морям верхом на китах. От этого «Ваканда навеки» местами выглядит как мексиканский «Аватар».

На фоне эффектной апроприации сиквела латиноамериканской культурой африканская уже не кажется столь важной для создателей фильма, ибо все попытки расширить мир и традиции Ваканды ограничиваются парочкой новых районов, похоронами короля и заседаниями совета старейшин. Все остальное мы уже видели в первой части, откуда, тем не менее, Куглер попытался перетащить все самое ценное, что делало «Черную Пантеру» максимально аутентичной.

Сиквел выглядит и звучит все так же невероятно. Костюмы, прически, украшения завораживают своим разнообразием и глубоким влиянием сразу двух непохожих культур, подсказывая, в какой категории «Оскара» победитель уже решен. У первой части, кстати, золотых статуэток было три — кроме костюмов, еще за работу художника-постановщика и саундтрек. Здесь в обоих случаях снова полный порядок: декорации радуют глаз, а музыка Людвига Горанссона, хотя и отталкивается от уже знакомых ритмов, предлагает много новых завораживающих мелодий, правда, на этот раз все они с латиноамериканскими мотивами. Музыка в этом фильме так хороша, что спектр исходящих от нее эмоций даже шире, чем у сюжетных поворотов.

Эпитафия королю. Рецензия на фильм «Черная Пантера: Ваканда навеки»

И какой бы качественной и завораживающей ни была аудиовизуальная прослойка «Ваканды навеки», очень трудно не заметить слона в ее драматургии. А точнее, отсутствие этого слона. В фильме нет как такового протагониста, за которого можно было бы зацепиться и пройти бок о бок все это громоздкое, тернистое, намеренно лишенное юмора повествование. Умер Т’Чалла, а заменить его оказалось некем. Этот харизматичный лидер с доброй улыбкой одновременно очаровывал и излучал уверенность, стоило ему появиться в кадре, но таких качеств нет ни у Шури, ни у Рамонды, занявших место героя Боузмана. В их лице условным протагонистом сиквела можно было бы считать коллективную скорбь всех женщин Ваканды, но это скорее символический сценарный изыск, который теряется каждый раз, как на экране появляется Нэмор, так и требующий в соперники достойного и самоуверенного правителя соседнего государства, из конкуренции с которым могло бы вырасти что-то большее. Подходящим экранным оппонентом Уэрте мог стать, пожалуй, только не менее харизматичный Уинстон Дьюк, но его М’Баку, крадущего сцены в первой части, теперь отодвинули на задний план без единой яркой фразы за фильм.

«Черная Пантера: Ваканда навеки» — яркий представитель четвертой фазы кинематографической вселенной Marvel: кино без стержня, лихорадочно пытающееся охватить все и сразу и притворяющееся чем-то большим, чем оно есть на самом деле. Безусловно, Райан Куглер все еще способен на своем таланте вытащить неподъемное кино, в данном случае даже с глубин океана, где скоро Marvel окажется уже окончательно, если не привнесет больше осмысленности в свои проекты и не даст больше свободы авторам. Культурная осознанность, отношения традиций с прогрессом и национальная идентичность — до сих пор сюжетная основа «Черной Пантеры», но даже с учетом всех неоспоримых плюсов картины необходимость ее создания, да еще и в таком скором времени с момента кончины Боузмана, остается под большим вопросом. Эпитафия получилась смазанной.

Фото: Marvel.com

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться