Сегодня в мировой прокат выходит «Кит» Даррена Аронофски — драма, главную роль в которой исполнил Брендан Фрейзер. Когда премьера картины прошла на Венецианском фестивале, фильму аплодировали стоя. Теперь Фрейзеру прочат номинацию на «Оскар» и говорят о его феерическом возвращении в большое кино. Почему шансы на статуэтку и правда велики? И куда актер из «Мумии» и «Джорджа из джунглей» пропадал так надолго?
Экранный Брендан Фрейзер прочно застрял в 1990-х, когда вышли его визитные карточки — от «Замороженного калифорнийца» (1992) до «Мумии» (1999). В 2000-х ленты с ним в главной роли тоже были, но актер перестал гарантировать успех у зрителей. Это почувствовали продюсеры, и предложений у Фрейзера становилось все меньше. Когда в итоге актер исчез с экранов, это не показалось чем-то удивительным: все как будто бы чувствовали, что он человек конкретной эпохи и эпоха эта прошла. Так что сегодня его возвращение в кино выглядит удивительно — как битва с духом времени. Неужто он умеет и в 2020-е? Или это 1990-е возвращаются?
Кадр из фильма «Мумия возвращается»
Но, очевидно, нет, не возвращаются. Сегодня Фрейзер совсем не тот Джордж из джунглей, которого мы бесконечно смотрели по телевизору. Возвращение не зря произошло через главную роль в драме с моралью одного из самых заносчивых и претенциозных режиссеров — Даррена Аронофски, автора «Фонтана» и «Мамы!». Брендан Фрейзер пришел в новое время играть совсем другие партии — с ностальгией, сожалениями и серьезным выражением лица.
Кадр из фильма «Джордж из джунглей»
Все или почти все роли, которые доставались Фрейзеру в 1990-х, — это наивные и несколько твердолобые персонажи, оказавшиеся в непривычных для них обстоятельствах: «Замороженный калифорниец», «Джордж из джунглей», «Пустоголовые». Где-то этот каркас обрастал дополнительными аттракционами вроде кожаных трусов и CGI-слонов, где-то порождал бесконечное количество гэгов, но оставался неизменным. Наивный до инопланетного состояния персонаж подсвечивал и менял угол зрения, создавал то комедийный, то драматический эффект, показывая другим героям и зрителю, как странна и нелепа их рутина.
Кадр из фильма «Пустоголовые»
В «Пустоголовых» рокер из гаража в исполнении Фрейзера, оказавшись среди боссов музыкальной индустрии, осознает ее искусственность и продажность. В «Школьных узах» парень из нищей еврейской семьи попадает в привилегированную школу, и его наивный взгляд подмечает — а вместе с ним и мы, — что избалованные и богатые одноклассники на самом деле лишь несчастные подростки под прессом богатых родителей. Но «Школьные узы» — практически единственная драма за все десятилетие — так и осталась проходным фильмом.
Комедии сменились приключениями. В «Мумии» герой Фрейзера больше не удивляется незнакомым местам: его ничем его не удивишь. То же повторится и в следующих франшизах: «Путешествие к центру Земли» и «Луни Тюнз». Но этот рецепт уже не работал беспроигрышно. Скоро его франшизы перезапустились: с Томом Крузом и Дуэйном Джонсоном вместо Фрейзера.
В 1990-х зрители так часто видели Фрейзера, что, как однажды выразился колумнист GQ, знали его примерно так же хорошо, как мебель в доме своих родителей. Нынешнего Фрейзера невозможно не сравнивать с ним же из 1990-х. А значит, невозможно не сравнивать и себя с тем, каким был сам зритель, когда в 1990-х эти комедии и приключения смотрел.
Сам актер это тоже отлично понимает. Буквально в каждом интервью возвращается в ту самую декаду. В одних ностальгических воспоминаниях он виделся на Paramount с начинающим тогда ДиКаприо, в других рассказывает о пробах с Мэттом Дэймоном для «Школьных уз». Вечная встреча выпускников.
Воспоминания о 2000-х же — сплошная горечь: то травмы на съемках приключенческих блокбастеров, то сексуализированное домогательство, о котором Фрейзер рассказал в 2018-м, то несложившийся Супермен. Роль мечты в перезапуске комикса предложил Фрейзеру режиссер Бретт Рэтнер, но не вышло.
Так, камбэк Фрейзера спустя годы выглядит, с одной стороны, ярким, но тут же и удивительно манипулятивным: как будто у зрителей нет шансов сказать, что актером он был, конечно, безмерно популярным, но не то чтобы великим. Будто ни у кого нет сейчас шанса задаться вопросом: а было ли его исчезновение с экрана трагичным? Не просто ли это череда карьерных неудач?
Когда в 2010-х мы говорили о ренессансе карьеры Николь Кидман или Мэттью МакКонахи (тогда же появились зубодробительные неологизмы «кидманессанс» и «макконахиссанс»), все было иначе. Об австралийке и южанине никто никогда не забывал, с самого начала они так или иначе были большими актерами, игравшими у Гаса Ван Сента и Ричарда Линклейтера соответственно. Когда заговорили о новом этапе их карьер, это был именно следующий этап после затишья — появление больших ролей, новая волна почитания.
Кадр из фильма «Пустоголовые»
Брендана Фрейзера часто сравнивают и с Адамом Сэндлером — в том числе потому, что их актерские пути стартанули примерно в одно время. Вместе они снялись в упомянутых «Пустоголовых» (сегодня Сэндлер шутит, что именно он уговорил режиссера Майкла Леманна позвать на главную роль Фрейзера, хотя тот, мол, был категорически против). У Сэндлера в последние годы тоже изменился подход к выбору ролей; на смену низкопробным комедиям пришли фильмы братьев Сэфди и Джеремайи Сагара (впрочем, и раньше мелькали Ноа Баумбак с Полом Томасом Андерсоном). Так что и для Сэндлера новый этап — просто смена курса, не слишком по большому счету резкая. Ренессанс же Фрейзера — совсем другого порядка. Сегодня он не просто переходит на новый виток карьеры, а эту карьеру оживляет, буквально поднимает из пепла.
Кадр из фильма «Кит»
В «Ките» Фрейзер играет преподавателя литературы, страдающего ожирением — из-за ошибок прошлого и смерти партнера он махнул рукой на настоящее и будущее, и вот оказалось, что жить ему осталось совсем недолго. Чтобы не тратить последние дни зря, он решает восстановить отношения с дочерью-подростком.
Подобные сюжеты, особенно если их премьера прошла на одном из главных мировых кинофестивалей, традиционно привлекают внимание Американской киноакадемии. Здесь же история получает двойное дно: трагедия персонажа сцепляется с судьбой актера. Будто бы у Академии ну просто не осталось шансов не добавить фильм хотя бы в шорт-лист. Так или иначе возвращение Фрейзера — еще одна причина, по которой за оскаровской гонкой будет интересно наблюдать.
Но не «Оскаром» и «Китом» едиными. Буквально в прошлом году, хоть и без лишнего шума, вышел фильм «Без резких движений» Стивена Содерберга, в котором Фрейзер сыграл одну из ключевых ролей, а совсем скоро мы дождемся и «Убийц цветочной луны» — долгостроя Мартина Скорсезе. Не так давно Фрейзер снимался в сериале «Траст» Дэнни Бойла и даже сыграл роль в «Бэтгерл» DC. Но с последними не повезло. После тестовых прогонов студия решила, что не будет выпускать уже законченный фильм в прокат. Кажется, Фрейзеру просто не стоит приближаться к комиксам.
В любом случае его большой и проникнутый ностальгией камбэк заслуживает внимания. И куда интереснее причин, по которым он не снимался все эти годы, кажется то, что будет с его карьерой теперь. Сможет ли он спустя 20 лет после прощания со своими твердолобыми, но обаятельными героями найти новых, с которыми и ему самому, и зрителю захочется провести еще одну эпоху.
Текст: Алина Кузьо
09 декабря, 2022