Режиссер Талгат Баталов рассказал писателю Александру Цыпкину о начале карьеры, самых ярких постановках и хороших спектаклях, на которые плохо продаются билеты. Выбрали главное из интервью.
Я учился в Ташкенте, потом во ВГИКе и МХАТе. Сначала работал в «Театре.doc», мои первые шаги были именно там.
Моноспектакль «Узбек» — одна из первых моих успешных работ. Это импровизационный спектакль, который рассказывает про переезд из Узбекистана в Россию, получение гражданства. Как перемещалась моя семья, как татары оказались в Узбекистане. Это такое переосмысление страны, которой не стало, и того, куда всех раскидало после.
Далее был спектакль «Пустота», который получил много номинаций. Из своих работ могу выделить «Узбека», «Покорность» в Театре наций и «Зеркало Карлоса Сантоса».
Говоря о «Зеркале Карлоса Сантоса» — в какой-то момент был бум на такие проекты. Наверное, самое интересное и необычное — то, что мы, делая спектакль, создали театр. Это была полноценная стройка театра, который играет один спектакль.
Коммерческая составляющая была сложная, потому что он игрался пять раз в день одним составом друг за другом. Актеры работали целый день, но в каждом спектакле они были заняты 35 минут, далее зрители оставались с наушниками. Мы готовили его около двух лет.
Если я могу отключиться и следить за историей, когда смотрю спектакль уже в третий-четвертый раз, это значит, что-то получилось. Когда я не думаю о том, что что-то не так. Конечно же, обращаешь внимание на зрителя и на продажи. Родителям всегда отправляю, мне важно их мнение.
Хорошие спектакли, которые плохо продаются, — это реальная история. Многие театры просто не умеют их продавать. Нет специалистов, которые могут это делать. Бывает даже чаще, что хорошо продают плохие спектакли. Иногда люди идут просто ради любимых артистов.
Мнение критиков я читаю, мне интересно, когда проводится правильный анализ и нахожу для себя какие-то интересные мысли. Если кто-то просто ругает или хвалит — это менее интересно. Но бывает талантливый разбор, который помогает развиваться.
Мне очень нравилась эта парадоксальная история, которая принимает какие-то безумные масштабы. Это местами жесткая сатира, хотя ты это не сразу замечаешь.
Это про сегодняшнее время, и такой юмор может быть близок зрителям. Ключи к этому тексту очень нереалистичные.
Полную версию слушайте на радио «Москва FM».
08 января, 2023