Зачем вы это сделали: главный редактор «Москвы FM» Максим Димов

Зачем вы это сделали: главный редактор «Москвы FM» Максим Димов

В рубрике «Зачем вы это сделали» мы спрашиваем о делах, успехах и провалах. В честь десятилетия радиостанции «Москва FM» поговорили с главой департамента радио холдинга «Москва Медиа» Максимом Димовым. Попросили вспомнить, как все начиналось.

Как все начиналось

Восстановить в памяти, как все началось, уже немного сложно. У нас была задача реорганизовать станцию «Говорит Москва». Она вещала в FM-диапазоне и на третьей кнопке кухонного радиоприемника. Нужно было сделать другой проект именно на FM-частоте. Мы назвали станцию «Москва FM» и, по сути, создали новый продукт с нуля. Отправная точка — ноябрь 2012 года. Вещание началось 1 февраля 2013-го. У нас было буквально три месяца.

Начиналось все с вагона и маленькой тележки разных концепций. Делать полностью информационную станцию на довольно конкурентной поляне мы не хотели. Тогда в нашем представлении о нескучном продукте это была информационно-музыкальная радиостанция с более молодой аудиторией, чем у коллег-информационщиков по частотному спектру. Такой она и оставалась первые два года вещания. Затем стало понятно, что нужно выбирать, и мы дрейфанули в сторону новостного потока, отказавшись от песен. Было другое время, более драйвовое, что ли, мы позволяли себе экспериментировать (или мы были просто моложе).

Тогда я работал на телеканале «Москва 24». Меня туда позвал главный редактор Игорь Шестаков. Я пришел как человек, который понимал, как делать локальные новости. До этого я работал на «Сити FM» и занимался тем же самым. Когда появилась задача делать радио, я был из тех, кто оказался под рукой. Это было менеджерское решение, которое меня абсолютно устроило. Как сказала одна маленькая девочка: «На радио картинка ярче».


ВВС

Радиостанции нужно было заказать «одежду» (музыкальное оформление всего эфира. — Прим. ред.). Задача была, во-первых, быть чуть более информационными, чем музыкальными. А во-вторых, отличаться от конкурентов. Мы послушали сотни станций по всему миру, чтобы понять, что нам нравится, и найти подходящий референс. Он нашелся даже не в оформлении — это был бит в новостной подложке ВВС Radio 1 (притом что это музыкальная радиостанция). Мы выяснили, кто ее делал, и написали этой студии с обычной личной почты. Ребята оказались очень крутые — писали музыку для «Игры престолов», кстати. Они ответили, мы сделали видеоконференцию (тогда это был Skype). Все быстро закрутилось, и уже через неделю они прислали нам наброски. Мы такие: «Стоп, мы вам не заплатили, нет контракта. Вы же просто видите каких-то парней в пустом кабинете». Они говорят: «Все нормально, у вас же сроки». Мы были ошарашены, потому что в России с таким подходом попросту не сталкивались. Это нас подкупило. В течение пары недель мы заключили контракт, и возник другой вопрос: а как все это озвучить? Мы говорим: «Ну найдите кого-то на территории королевства». А они говорят: «Кого?» Короче, мы поехали в Лондон. Привезли им водки, закрылись на один вечер в студии и доделали все, что планировали. И главное, к водке не притронулись! Потом они организовали нам экскурсию в новый дом ВВС.

Любопытно рассказать про само здание ВВС World News в самом центре: у них стеклянная перегородка во всю стену и кафе на втором этаже. Туда можно зайти с улицы и посмотреть, как делаются новости на ваши налоги. Увидеть всю подноготную за чашкой кофе: как бегают и кричат продюсеры, как ведущий идет на свое эфирное место в пиджаке и шортах, как носятся от камеры к камере любимцы всей страны. Оказалось, это было условие властей: компания получила это здание и обязана была сделать так, чтобы наблюдать за работой журналистов мог любой человек. Они нашли классное решение.

Когда мы строили политику вещания, отчасти опирались на опыт ВВС 1. Но мы проиграли. Я уже говорил, что тот подход не сработал, надо уметь признавать свои ошибки: мы пытались работать сразу на два интереса аудитории, но быть и музыкальными, и новостными одновременно нельзя, невозможно объять необъятное. В итоге со временем мы перешли в полностью информационную повестку.


Что такое городское радио

Зачем вы это сделали: главный редактор «Москвы FM» Максим Димов

Городское радио — это инструкция по применению города. Это попытка попасть в аудиторию горожан от 30 до 50 лет. Это люди, которые, собственно, и создают этот город. Зачастую они не москвичи по месту рождения. Они ездят за рулем или в метро и должны получить полезную информацию по разным темам. Если эта тема — «дети», то это не про «конкурс детского рисунка в библиотеке», это про районные программы для родителей, чтобы этих самых детей занять. Это про транспортный налог, про то, где одеться, что нового открылось на гастрономической карте города и на что сходить в кино. Это поп-формат. Такой информационный фастфуд, но в хорошем смысле слова. В «Макдоналдсе» в любой точке мира ты точно знаешь, что не отравишься, — так и тут.

Когда мы стартовали, на рынке в Москве работало 52 радиостанции. Механизм, которым мы измеряем аудиторию, очень несовершенен, поэтому сложно говорить о результатах. Всегда есть внутренний диссонанс в собственном понимании аудитории, охватов и обратной связи с теми цифрами, которые ты получаешь в качестве долей и рейтингов.

Тут велик шанс скатиться в галлюцинирование: ты можешь опираться на свой опыт, а можешь верить языку чисел. Но где-то есть баланс.


Радио и время

В конце 1990-х на радио были суперзвезды. Но то время ушло и не вернется никогда. Сейчас звезды — блогеры и инфлюенсеры. Фокус сместился туда, аудитория перешла в другую среду обитания. Картина от этого не изменилась — телик не умер, радио не умерло. Да, доли в FM наверняка будут снижаться, но прослушивание в смартфоне растет. Возможно, когда-то интерес к радио вернется, как вернулся он, например, к винилу. Но стать суперзвездой, чтобы на тебя бросались на улице с цветами и маркером для автографа? Сильно сомневаюсь. Проблема радио в том, что человека без мозгов слышно на третьей секунде. Тебе тут никто не поможет. Радио — это микрофон и я. Вот я, а вот стадион «Лужники», которого я не вижу, но который мгновенно раскусит меня, если я идиот. В интернете можно создать образ, а на радио — нет. Если я не тяну, меня немедленно «отстрелят». В этом весь кайф.


Зачем мы это делаем

В некотором роде мы часть городской среды. В отличие от тех, кто работает по информированию («мы подготовили, а вы употребите»), мы видим запрос аудитории и можем отреагировать на проблему, хотя решать ее и не наша задача. Например, мы расскажем о водителе грузовичка, который не может с продуктами подъехать к детскому саду из-за того, что на его пути вечно припаркована какая-нибудь машина. Мы следим за развитием ситуации, позвоним заведующему садом, выясним, кто имеет право эвакуировать негодяев, напишем запрос районным властям и, скорее всего, попутно с трансляцией этого многодневного сериала даже решим вопрос и освободим проезд грузовичку. Но на этом пути мы рассказываем городскую историю и вместе со слушателями узнаем много тонкостей в работе чиновников, завхозов, участковых и сотрудников ГИБДД. Но глобально, если у всех есть горячая вода, а у вас почему-то нет, звонить нужно не на радио. Звонить нужно в ЖЭК.


Кто делает

Когда я говорю «мы», я имею в виду команду. Прежде всего это Саша Самойленко, программный директор «Москвы FM». Много лет был прекрасный дуэт Наташи Пешковой и Димы Казнина, которого не стало осенью 2021 года. Это была лучшая пара в городском эфире. Сейчас Наташа работает с Ромой Карловым, и они помогают аудитории начинать день в большом городе. Есть Влад Кутузов с огромным радийным опытом и Карина Минина. В линейном эфире к нам присоединился Ваня Евдокимов. У нас уже год делает программу Саша Цыпкин. Это, кстати, его первый опыт на радио, и он прекрасно вписался (по правде, ничего другого я сказать и не мог, потому что он позвал меня на интервью). Алексей Бобровский курирует экономический блок. Есть «Спорт в большом городе» с Димой Кирюшкиным и Сергеем Новоселовым. Так о спорте не расскажет вам больше никто. Это и актуально, и реально смешно, стоит послушать даже тем, кто не интересуется спортом. Конечно, с нами легендарный ведущий Александр Абрахимов, который делает The City Daily.

Мне сложно называть имена, потому что важен абсолютно каждый: мы просто не держим дураков, и любой, кто здесь работает, заслуживает уважения. Текучка очень небольшая, хотя многие кадровики скажут, что это нехорошо: плохо, когда вода застаивается, можно стать болотом. В идеале ротация должна быть 10% в год. Мы недотягиваем. Хоть в чем-то.

Фото: Freepik

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости