В галерее Ruarts идет выставка Натальи Смолянской «Дневник московской школьницы». Она посвящена дневникам матери художницы, Ляли Купаловой, которые она вела семь лет — до и во время Великой Отечественной. Среди записей — ее воспоминания о войне, эвакуации в Ташкент и личные переживания. Вместе с руководителем научного отдела галереи Надеждой Цветкович изучили самые интересные экспонаты выставки.
Предоставлено пресс-службой
Высушенный цветок — закладка из дневника Ляли Купаловой, он символизирует райский сад. В тетради под названием «Самое счастливое лето» девушка описывает личный Эдемский сад, где собиралась вся семья, где они слушали радио, читали книги, пили чай и беседовали. Цветок сделан из фотополимерной смолы и напечатан на 3D-принтере.
Предоставлено пресс-службой
Инсталляция уподобляется дневнику, который остается интимным: автор не думал, что его кто-то увидит. Куратор Дмитрий Филиппов стремился создать пространство бесконечной дороги, символизирующее движение чувств и мыслей главного героя. На фоне звучит композиция сына Натальи Смолянской, которую он написал в 16 лет.
Предоставлено пресс-службой
Здесь снимки заменены акриловыми стеклами с живописью Натальи Смолянской. Сюжетно слайды разделены на четыре темы — текст, цветы, подруги, дороги. Ключевыми элементами становятся интуитивно найденные абстрактные формы — пульсирующие цветовые пятна.
Предоставлено пресс-службой
Куратор представляет женский опыт в трех измерениях: в пространстве, звуке и образе. Изображения дневников сделаны по художественной концепции trompe l’oeil — визуальной обманки, игры со зрителем. Лежащие на световой поверхности дневники хочется открыть и прочитать, но приватные границы сохранены. Будь то запись исторических событий или простых повседневных моментов, это останется личным размышлением одной московской школьницы.
Предоставлено пресс-службой
Картина написана в 1986 году маслом в смелой фактурной технике, а охристая гамма придает живописи внутреннее свечение, ощущение тепла. Мать художницы — инженер-строитель мостов, всю жизнь она провела в дороге. Именно поэтому символ железной дороги соединяет все линии выставки.
Портрет находился в комнате матери Натальи Смолянской, картину неоднократно пытались приобрести, но для художницы работа обрела статус неприкосновенной семейной реликвии.
Галерея Ruarts, 1-й Зачатьевский пер., 10
12:00–20:00, вход свободный
Идет до 19 марта
23 февраля, 2023