Труппа Театра балета Бориса Эйфмана редко выступает в Москве – базируется она в Санкт-Петербурге, а еще очень много времени проводит на гастролях по миру: спектакли показывают в Европе, Северной и Южной Америке, Азии и Австралии. 25 июля в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» танцовщики представят в Большом новую постановку Эйфмана «Эффект Пигмалиона» на музыку Иоганна Штрауса-сына. Это первое за многие годы обращение хореографа к комедийному жанру – он больше известен любовью к драме («Анна Каренина», «По ту сторону греха» по «Братьям Карамазовым» Достоевского и «Красная Жизель» по биографии балерины Ольги Спесивцевой). Поговорили с исполнителями главных ролей о работе над спектаклем.
«Моя прекрасная леди» в балете
Фото: Евгений Матвеев
Большой театр
Театральная площадь, 1
«Эффект Пигмалиона» – история о девушке из низов, ставшей чемпионкой по бальным танцам благодаря своему упорству и жестокому и эгоистичному учителю Лиону. Сюжет балета объединяет несколько источников: миф о Пигмалионе и Галатее, «Пигмалион» Бернарда Шоу и созданный по мотивам этой пьесы мюзикл «Моя прекрасная леди». А название отсылает к психологии. Эффект Пигмалиона – это феномен, суть которого можно описать так: мы получаем то, во что сами (или наше окружение) верим.
Фото: Евгений Матвеев
Будет неправильно сказать, что получилась комедия в чистом виде. Эйфман не отказывается от драмы, и трагическая линия связана с главной героиней Галой, которую губит несчастная любовь (и не только). Как можно понять из сюжета, в хореографии много элементов бальных танцев. И у женщин, и у мужчин обувь на каблуке, что не типично ни для классического балета, ни для современного. Спектакль уже видели в Америке и в родном для труппы Санкт-Петербурге. Причем в Штатах его встретили особенно тепло.
Олег Габышев
ведущий солист Театра балета Бориса Эйфмана, исполнитель роли Лиона
Я никогда раньше не занимался бальными танцами, поэтому работа над партией Лиона оказалась очень интересным опытом. Положение корпуса и рук здесь совершенно другое, нежели у танцовщиков в современном балете. Нужно было контролировать себя и следить за такими нюансами. Но поскольку «Эффект Пигмалиона» – комедия, мы выполняли все танцевальные элементы немного утрированно. Небольшое дурачество добавляет настроения.
Обычно у меня драматические роли, а Лион – совсем иное амплуа. Было важно подчеркнуть эгоистичность данного персонажа – звезды бальных танцев, знающего, что он лучше всех, – и провести эту линию до конца. Ведь по задумке образ главного героя не трансформируется. Тем не менее, я все равно попытался его романтизировать и облагородить. Миф о Пигмалионе часто интерпретируют, причем каждый художник видит в нем что-то свое, открывает новые грани. И наш спектакль – хороший повод еще раз обратиться к этому вечному сюжету.
Любовь Андреева
ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, исполнительница роли Галы
Когда ставится спектакль, готовятся новые роли, всегда срабатывает психологический «эффект Пигмалиона»: высокие ожидания хореографа помогают достигать невероятных результатов. У Бориса Эйфмана есть фирменная фраза: «Ты еще сам не знаешь, что можешь на самом деле». Зачастую он верит в нас больше, чем мы сами.
Я профессионально занималась бальными танцами в раннем детстве. Сейчас было трудно что-то вспомнить, хотя некоторые-то азы остались в мышечной памяти. С труппой репетировали чемпионы по бальным танцам Герман Мажирин и Елизавета Светлова. Мы работали, среди прочего, над постановкой корпуса – для балетных артистов это была самая большая проблема.
Спектакль по жанровой природе – комедийный: в нем очень много шуток, легкости, веселья. Сложнее всего было переступить через себя и начать смеяться над собой. Моя героиня находится посреди двух миров – богатства и бедности – и в каждом из них становится для окружающих чужой. Ее преображение, на котором строится вся драматургия балета, преподносится в юмористическом ключе. В особенности поначалу, когда все попытки Лиона сделать из Галы артистку оборачиваются провалом. С моим же персонажем связана и трагедийная линия спектакля. С помощью изматывающих тренировок, проводимых Лионом (точнее сказать, дрессировок), а также упорства и трудолюбия Гала превращается из девицы с городской окраины, пацанки в грациозную танцовщицу, чемпионку. Но все омрачают ее неразделенная любовь к своему наставнику и невозможность стать по-настоящему своей в высшем обществе.
Зрители привыкли ждать от Бориса Яковлевича хореографических психологических драм с трагическим сюжетом. Тем неожиданнее выглядит «Эффект Пигмалиона» – искрометный балет-мюзикл. Но его комедийное содержание – это все же смех сквозь слезы, а за каскадом шуток в спектакле обнаруживается глубокий философский смысл.
25–27 июля в 19:00
Билетов нет
Ольга Завьялова