Премия «Оскар» уже скоро! Рассказываем, чего ждать от церемонии, и пытаемся угадать, кто возьмет статуэтки в главных номинациях.
Церемония вручения «Оскаров» пройдет уже в это воскресенье, 12 марта, как и всегда, в кинотеатре Dolby Theater в Лос-Анджелесе. Ведущим станет Джимми Киммел, юморист и хост собственного вечернего шоу.
Киммел уже дважды вел «Оскар» — в 2017 и 2018 годах, причем в первый раз не обошлось без скандала. Именно тогда статуэтку за лучший фильм по ошибке чуть не отдали «Ла-Ла Ленду» вместо «Лунного света». Но это не помешало Киммелу в следующем году вернуться на церемонию в роли ведущего. А затем Академия вынужденно отказалась от привычного формата.
Сначала для «Оскара-2019» наняли актера и стендап-комика Кевина Харта, но он уволился из-за обвинений в гомофобной риторике. Найти кого-то на замену организаторам не удалось — слишком уж опасна эта работа, слишком легко оступиться. В итоге последний допандемийный «Оскар» (как и первый постпандемийный) прошел без ведущего. В прошлом году организаторы вернулись к прежнему формату, правда, позвали вести церемонию сразу трех актрис — Реджину Холл, Эми Шумер и Ванду Сайкс.
На каждой церемонии на сцене проходит как минимум шесть музыкальных номеров: пять песен-номинантов и одна — посвящение. Свое участие в церемонии подтвердила Рианна, которая выступит с Lift Me Up из фильма «Черная Пантера: Ваканда навеки». София Карсон и Дайан Уоррен исполнят Applause, номинированную как лучшая песня в ленте «Теперь вместе». Кстати, композиторке Уоррен в этом году досталась не только номинация, но и почетный «Оскар», что немудрено — эта номинация у нее уже 14-я, но еще не было ни одной победы. Теперь будет как минимум статуэтка почета.
Дэвид Бирн совместно с группой Son Lux и актрисой Стефани Сюй исполнят This Is a Life из «Всё везде и сразу». Пятая песня-номинант — Naatu Naatu из «RRR: Рядом ревет революция» — тоже прозвучит на церемонии, но пока не объявлено, в чьем исполнении. Обязательный ежегодный перформанс в память ушедших работников киноиндустрии исполнит Ленни Кравиц.
Кого еще ждать среди гостей? Как минимум Антонио Бандераса, Элизабет Бэнкс, Джона Чо, Эндрю Гарфилда, Хью Гранта, Сальму Хайек, Флоренс Пью, Николь Кидман, Сигурни Уивер и Майкла Б. Джордана. Как обычно, многие из лауреатов прошлого года будут вручать статуэтки: Риз Ахмед, Ариана ДеБос, Трой Коцур и Джессика Честейн. Среди них мог появиться Уилл Смит и вручить премию лучшей актрисе за роль второго плана, но ему запрещено посещать мероприятия Киноакадемии в ближайшие десять лет, так что его место займет кто-то другой.
Уже не обошлось. Самым громким стало расследование вокруг номинации актрисы Андреа Райзборо и последовавшего за ней нового этапа движения #OscarSoWhite.
Кадр из фильма «Ради Лесли»
Райзборо номинировали за лучшую женскую роль в фильме «Ради Лесли», что многим показалось странным, ведь этот фильм почти никто не видел. Те из критиков, кто смотрел его и рецензировал, превозносили игру актрисы как поистине феноменальную, но для номинации на «Оскар», как правило, этого все-таки недостаточно: номинированный фильм должен быть достаточно хорошо известен, иметь за плечами широкую промокампанию. Но мало того, что эта номинация оказалась андердогом, она еще и лишила возможности на премию других претенденток, например Виолу Дэвис за роль в «Королеве-воине» или Даниэль Дедуайлер за роль в «Тилле».
Многие журналисты кинулись выяснять детали, чтобы понять, как фильм «Ради Лесли» оказался в списке главных номинантов. Не произошло ли здесь чего-то сходного с ситуацией, развернувшейся вокруг «Золотого глобуса», когда организацию обвинили в коррупции? Оказалось, ни да, ни нет. Люди, продвигавшие «Ради Лесли», действительно напрямую связывались с академиками и призывали их обратить внимание на картину, а также писать о ней в соцсетях. То есть о подкупе речи не шло: фильм малобюджетный, и давать какие-то взятки у продюсеров и у тех, кто занимался его продвижением, элементарно не было возможности, но устав Академии запрещает прямую агитацию.
Как прокомментировал ситуацию анонимный собеседник из Киноакадемии журналу Variety: неважно, что произошло на самом деле и сработает ли эта кампания вокруг «Ради Лесли», репутация Райзборо уже пострадала. Вероятно, это так, но номинации она не лишилась, а значит, ни у экс-фавориток премии Виолы Дэвис и Даниэль Дедуайлер, ни и у других темнокожих актрис не осталось возможности попасть в номинацию и побороться за премию. «Оскар» вновь такой белый? Похоже на то.
Зато, чтобы избежать скандалов в стиле прошлого года, когда Уилл Смит дал пощечину Крису Року за шутку о жене, Киноакадемия даже создала антикризисный отдел. Организаторы надеются, что его участие не понадобится, но если случится что-то неожиданное, то отдел придет на помощь. Как — неизвестно, но Академия заявляет, что проработано множество потенциальных сценариев.
Вопрос, из-за которого все и соберутся в Dolby Theater. Прошлый «Оскар» был полон сюрпризов и дебютов, многое случилось в первый раз. «CODA: Ребенок глухих родителей» стал первым фильмом, снятым для стриминга, который взял главный «Оскар» за лучший фильм. Один из актеров «CODA», Трой Коцур, стал первым слабослышащим лауреатом премии. Ну и конечно, незабвенная сцена Уилла Смита и Криса Рока довершила начатое — «Оскар-2022» запомнился.
Кадр из фильма «Всё везде и сразу»/Кинокомпания «Вольга»
Финальное голосование академиков в этом году проходило с 2 по 7 марта. Так что голоса уже считаются, а конверты клеятся. Кто же в них окажется? Инди-безумие «Всё везде и сразу» про проблемы матерей и дочерей в мультивселенной собрало почти все ключевые премии наградного сезона, побило рекорд Гильдии актеров и принесло больше полумиллиона долларов в распродаже реквизита. В общем, имеет все шансы стать главным фильмом вечера, но при этом не нравится довольно многим критикам, которые считают его затянутым и невыносимым. В The Guardian высказали любопытное мнение, что «Всё везде и сразу», если победит в главной номинации, станет первым триумфатором «Оскара», максимально близким к марвеловской супергероике.
Среди его главных конкурентов — «На Западном фронте без перемен», триумфатор премии BAFTA, который при этом не блещет художественными решениями, и «Банши Инишерина», ирландская ироничная притча Мартина Макдоны. Получить главную статуэтку в теории могут «Фабельманы» или «Элвис», но маловероятно.
Кадр из фильма «Кит»
Интрига есть и в актерских категориях. Фавориты в номинации «Лучшая мужская роль» — Брендан Фрейзер за «Кита» (Голливуд любит истории возвращений в индустрию, а тут она произошла не в кино, а в реальности с самим Фрейзером), Остин Батлер за «Элвиса» (может повториться опыт Рами Малека и его премии за «Богемскую рапсодию») и Колин Фаррелл за отличный перформанс (и брови, конечно) в «Банши Инишерина».
«Оскар» за лучшую женскую роль, судя по всему, отойдет Мишель Йео за «Всё везде и сразу», но есть шансы и у Кейт Бланшетт за необузданную игру в «Тар».
Награда за оригинальный сценарий почти наверняка уйдет Макдоне, а за адаптированный — Саре Полли за «Говорят женщины», адаптацию романа об ужасной истории об изнасилованиях в общине меннонитов.
«Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, скорее всего, отправится Анджеле Бассетт («Черная Пантера: Ваканда навеки»), а лучшим анимационным фильмом станет «Пиноккио Гильермо дель Торо». В остальном — скоро узнаем.
Текст: Алина Кузьо
11 марта, 2023