От Bentley до «Маруси»: что смотреть в самом большом автомузее страны

На территории завода «Кристалл» открылись «Моторы Октября» – первый постоянный музей автомобилей в Москве. В его экспозиции больше сотни раритетных машин, включая «Волгу» Гагарина и авто летчика Чкалова, а история началась с небольшой частной коллекции. Попросили основателя Дмитрия Октябрьского рассказать о самых интересных экспонатах и о том, как разрасталось его собрание.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Спортивный Benz 8/20 Sport 1912 года, роскошный Bugatti Type 57 1935 года, стильный Rolls Royce, советский ЗИС и даже российский малосерийный суперкар Marussia В1, которых в мире всего 30 штук, – даже не заядлый автолюбитель поймет, что перед ним очень редкие экземпляры. За каждым экспонатом стоят годы поисков и титанический труд в реставрационных мастерских: почти все на ходу, несколько постоянно снимают в фильмах. Многие машины предоставил из личной коллекции директор музея Дмитрий Октябрьский, хорошо известный в кругу коллекционеров и экспертов технического антиквариата. Название «Моторы Октября» как раз связано с ним. В 2005 году Октябрьский основал одноименную компанию по реставрации ретроавтомобилей – эту дату можно считать началом истории музея.

Автомобиль – это уникальный предмет, вбирающий в себя все новейшие достижения человечества: мобильную связь, навигатор, инновационные сплавы и системы безопасности. Это зеркало цивилизации, прогресса, и наш музей будет таким же – не хранилищем ископаемых, а местом, идущим в ногу со временем.
Дмитрий Октябрьский
директор музея

Октябрьский вынашивает амбициозные планы сделать свой проект одним из крупнейших автомузеев Европы. Уже осенью музей планирует значительно увеличить площадь и количество экспонатов. В настоящее время работают два корпуса (мировой и советский автопром соответственно), в сентябре откроется еще один огромный зал – там будут пожарные, полицейские, военные машины и спецтехника. Таким образом, территория «Моторов Октября» увеличится почти вдвое, а количество представленных экспонатов – втрое.

Помимо автомобилей, в музее есть инсталляции и интерактивные экспонаты, посвященные стеклоочистителям, фарам, звукам моторов, трансмиссии, аэродинамике. Здесь можно увидеть автомобиль в разрезе, чтобы лучше понять его устройство, или сравнить громкость сигнала у разных машин. Также работают коворкинг, лекторий, мастерская автоконструирования, моделирования и рисования для детей и взрослых. Кроме того, можно прокатиться на ретроавтомобиле по огромной территории рядом с музеем.

Самый старый: «Студебекер» EMF, США, 1912

Фото: предоставлено пресс-службой

Глядя на него, можно понять, как сильно сейчас изменились автомобили. В этой машине руль все еще справа, а дверь открывается в другую сторону (по сравнению с современными). Это еще а-ля карета, где «извозчик» должен соскочить и открыть дверь перед пассажирами. Название автомобиля объединяет имена двух старейших американских автомобильных компаний: «Студебеккер» и EMF(Everit-Metzger-Flanders). В 1910 году первая поглотила вторую, выйдя на третье место по производству машин в США. Эта модель последняя, выпущенная под маркой EMF. Простой, доступный автомобиль, который мог разгоняться для небывалых в то время 62 километров в час, пользовался огромным спросом.


Синоним Dolce Vita: Isotta Fraschini Tipo 8, Италия, 1924

Фото: предоставлено пресс-службой

В ревущие 20-е в Италии «Изотта Фраскини» была символом богатства и роскошной жизни. При этом сама фирма изготавливала только шасси и двигатель, а дизайн кузова доверяла приглашенным автодизайнерам. На такой модели ездили шах Ирана Реза Пехлеви, король Италии Виктор Эммануил, княжеский дом Гримальди, актер Рудольфо Валентино.


Самый дорогой в коллекции: Bugatti Type 57, Франция, 1935

Фото: предоставлено пресс-службой

Bugatti Type 57, созданный талантливым инженером и дизайнером Жаном Бугатти, выпускался в разных версиях. Эта модель в кузове Coach Ventoux была выпущена всего в 30 экземплярах, что делает ее предметом охоты для коллекционеров по всему миру. Они готовы заплатить за нее больше 30 миллионов долларов.


Самый женский: Hudson 8, США, 1936

Фото: предоставлено пресс-службой

В Америке этой марки уже не существует, хотя в свое время она была легендарной. Примечательная деталь: к созданию этой машины впервые в истории автомобилестроения была допущена дизайнер-женщина. А на колоритный внешний вид вдохновил жук-богомол.


Cadillac de Ville, США, 1959

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Пожалуй, один из самых узнаваемых ретроавтомобилей конца 50-х и 60-х. Аналогичный розовый седан Элвис Пресли подарил своей маме. Певец был известным автолюбителем, в коллекции у него было более 300 машин, но все лавры почему-то достались именно этой модели. Возможно, она стала ярчайшим символом того времени – эры освоения человеком космоса. Тогда все грезили идеями покорения Вселенной. И мировой автопром кинулся подражать в автомобилях формам ракет, космических кораблей и скоростных самолетов.


Первый в коллекции: «москвич» 407, СССР, 1960-е

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

В 2002 году Октябрьский купил себе двухцветный вишнево-бежевый «москвич» – наткнулся на объявление в газете. Вместо того, чтобы поставить раритет в гараж, сразу стал на ней ездить. «Это был фурор – ездить на «москвиче» по городу. Очень хотелось внимания. Тогда кататься просто на «мерседесе» мне уже казалось банальным. А так – ты едешь на «москвиче!» – вспоминает Октябрьский. А потом пошло: «Волга», «Победа», «Чайка»... Сначала собирал преимущественно легенды советского автопрома, но при создании музея решил ими не ограничиваться.


Концепт-кар a la Russe: MARUSSIA B1, Россия, 2010

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Глядя на это футуристическое средство передвижения, трудно поверить, что перед нами первый российский малосерийный суперкар. Внешний вид разрабатывался отечественными дизайнерами: вдохновлялись они фильмами про легендарных автогонщиков. Сборка одной модели занимала полгода, и всего вышло около 30 машин: в 2014 году проект был закрыт.

13 июля