На территории завода «Кристалл» открылись «Моторы Октября» – первый постоянный музей автомобилей в Москве. В его экспозиции больше сотни раритетных машин, включая «Волгу» Гагарина и авто летчика Чкалова, а история началась с небольшой частной коллекции. Попросили основателя Дмитрия Октябрьского рассказать о самых интересных экспонатах и о том, как разрасталось его собрание.
Спортивный Benz 8/20 Sport 1912 года, роскошный Bugatti Type 57 1935 года, стильный Rolls Royce, советский ЗИС и даже российский малосерийный суперкар Marussia В1, которых в мире всего 30 штук, – даже не заядлый автолюбитель поймет, что перед ним очень редкие экземпляры. За каждым экспонатом стоят годы поисков и титанический труд в реставрационных мастерских: почти все на ходу, несколько постоянно снимают в фильмах. Многие машины предоставил из личной коллекции директор музея Дмитрий Октябрьский, хорошо известный в кругу коллекционеров и экспертов технического антиквариата. Название «Моторы Октября» как раз связано с ним. В 2005 году Октябрьский основал одноименную компанию по реставрации ретроавтомобилей – эту дату можно считать началом истории музея.
Октябрьский вынашивает амбициозные планы сделать свой проект одним из крупнейших автомузеев Европы. Уже осенью музей планирует значительно увеличить площадь и количество экспонатов. В настоящее время работают два корпуса (мировой и советский автопром соответственно), в сентябре откроется еще один огромный зал – там будут пожарные, полицейские, военные машины и спецтехника. Таким образом, территория «Моторов Октября» увеличится почти вдвое, а количество представленных экспонатов – втрое.
Помимо автомобилей, в музее есть инсталляции и интерактивные экспонаты, посвященные стеклоочистителям, фарам, звукам моторов, трансмиссии, аэродинамике. Здесь можно увидеть автомобиль в разрезе, чтобы лучше понять его устройство, или сравнить громкость сигнала у разных машин. Также работают коворкинг, лекторий, мастерская автоконструирования, моделирования и рисования для детей и взрослых. Кроме того, можно прокатиться на ретроавтомобиле по огромной территории рядом с музеем.
Глядя на него, можно понять, как сильно сейчас изменились автомобили. В этой машине руль все еще справа, а дверь открывается в другую сторону (по сравнению с современными). Это еще а-ля карета, где «извозчик» должен соскочить и открыть дверь перед пассажирами. Название автомобиля объединяет имена двух старейших американских автомобильных компаний: «Студебеккер» и EMF(Everit-Metzger-Flanders). В 1910 году первая поглотила вторую, выйдя на третье место по производству машин в США. Эта модель последняя, выпущенная под маркой EMF. Простой, доступный автомобиль, который мог разгоняться для небывалых в то время 62 километров в час, пользовался огромным спросом.
В ревущие 20-е в Италии «Изотта Фраскини» была символом богатства и роскошной жизни. При этом сама фирма изготавливала только шасси и двигатель, а дизайн кузова доверяла приглашенным автодизайнерам. На такой модели ездили шах Ирана Реза Пехлеви, король Италии Виктор Эммануил, княжеский дом Гримальди, актер Рудольфо Валентино.
Bugatti Type 57, созданный талантливым инженером и дизайнером Жаном Бугатти, выпускался в разных версиях. Эта модель в кузове Coach Ventoux была выпущена всего в 30 экземплярах, что делает ее предметом охоты для коллекционеров по всему миру. Они готовы заплатить за нее больше 30 миллионов долларов.
В Америке этой марки уже не существует, хотя в свое время она была легендарной. Примечательная деталь: к созданию этой машины впервые в истории автомобилестроения была допущена дизайнер-женщина. А на колоритный внешний вид вдохновил жук-богомол.
Пожалуй, один из самых узнаваемых ретроавтомобилей конца 50-х и 60-х. Аналогичный розовый седан Элвис Пресли подарил своей маме. Певец был известным автолюбителем, в коллекции у него было более 300 машин, но все лавры почему-то достались именно этой модели. Возможно, она стала ярчайшим символом того времени – эры освоения человеком космоса. Тогда все грезили идеями покорения Вселенной. И мировой автопром кинулся подражать в автомобилях формам ракет, космических кораблей и скоростных самолетов.
В 2002 году Октябрьский купил себе двухцветный вишнево-бежевый «москвич» – наткнулся на объявление в газете. Вместо того, чтобы поставить раритет в гараж, сразу стал на ней ездить. «Это был фурор – ездить на «москвиче» по городу. Очень хотелось внимания. Тогда кататься просто на «мерседесе» мне уже казалось банальным. А так – ты едешь на «москвиче!» – вспоминает Октябрьский. А потом пошло: «Волга», «Победа», «Чайка»... Сначала собирал преимущественно легенды советского автопрома, но при создании музея решил ими не ограничиваться.
Глядя на это футуристическое средство передвижения, трудно поверить, что перед нами первый российский малосерийный суперкар. Внешний вид разрабатывался отечественными дизайнерами: вдохновлялись они фильмами про легендарных автогонщиков. Сборка одной модели занимала полгода, и всего вышло около 30 машин: в 2014 году проект был закрыт.
13 июля, 2019