Как сериал «Очень странные дела» победил сексизм, коррупцию и демонов

Хит братьев Даффер – научно-фантастический сериал «Очень странные дела» – взрослеет вместе с героями. В третьем сезоне шоу появилась тема сильных женщин, девушек и девочек, а вымышленное зло соседствует с повседневным.

Как сериал «Очень странные дела» победил сексизм, коррупцию и демонов

Фото: Netflix

Сериал «Очень странные дела» – главный контраргумент против утверждений, что привычные жанровые схемы, сиквелы и перезапуски якобы убивают поп-культуру. Вторичность сама по себе – это еще не признак бездарности, бездарным может быть только подход. Постмодернистский мультсериал «Рик и Морти», который занимает примерно ту же нишу в анимации, вырос из пародии на «Назад в будущее», а Stranger Things возник, когда Warner Bros. отказали близнецам Мэтту и Россу Дафферам, мечтавшим экранизировать «Оно» Стивена Кинга.

Дафферы решили написать собственную историю о детях и монстре, которая опиралась бы не только на Кинга, но и сразу на всю поп-культуру 80-х. Фирменный прием «Очень странных дел» – взять клише типа злого параллельного мира или секретной правительственной лаборатории и заставить его работать, добавив убедительных и непривычных деталей. Скажем, у девочки-телекинетика по имени Одиннадцать идет носом кровь, когда она применяет свою сверхспособность. В третьем сезоне копилка штампов пополнилась советскими военными, готовящими под занавес холодной войны машину апокалипсиса.

Как сериал «Очень странные дела» победил сексизм, коррупцию и демонов

Фото: Netflix

Ключевой конфликт сериала – борьба маленького и большого, хрупкого и сильного, уютного быта американской глубинки с хищными сверхъестественными тварями и жестокими тайными организациями. Спецназ и самолеты во вселенной «Очень странных дел» бесполезны против монстров и злодеев. По-настоящему мощным оружием становятся глубокие познания в настольных играх, рождественские гирлянды, рогатки и фейерверки. А в новом сезоне, чтобы спасти мир, персонажу нужно спеть дурацкую песенку на глазах у хохочущих друзей. Дескать, спасение человечества – только в том, что и делает нас людьми.

Каждый сезон «Очень странных дел» – это законченная история. У такой структуры есть свои издержки: сценаристам нужно каждый раз придумывать занятия персонажам, которых там вообще-то немало, и сочинять достойный ответ на закономерный вопрос: «Что мешало вам поставить точку в прошлом году?» Третий сезон справляется с этой задачей на отлично. Герои взрослеют, у них появляются новые цели и новые проблемы: вчерашние дети влюбляются, вчерашние подростки устраиваются на работу. Жизнь их родителей тоже меняется: шерифу Хопперу, например, нелегко принять отношения Майка со своей подопечной Одиннадцать.

Как сериал «Очень странные дела» победил сексизм, коррупцию и демонов

Фото: Netflix

«Очень странные дела» – удивительный сплав ностальгического аттракциона со взрослым современным шоу. Холодная война нарисована в духе наивного патриотизма – эту тему отрабатывает советский перебежчик Алексей, по-детски очарованный благами рыночной экономики. Зато к актуальным вопросам вроде феминистской повестки сценаристы подходят со всей серьезностью. Первые два сезона нам рассказывали, прежде всего, о мальчишеской дружбе, а третий подарил самые трогательные сцены женским персонажам. Девочки-подростки сбегают от провинившихся бойфрендов и готовят общий план действий, девушка решается на камингаут перед влюбленным приятелем, а мама вдохновляет дочь не бросать первое в жизни репортерское расследование, что бы ни говорили о нем коллеги-мужчины.

Еще один признак взросления сериала – он впервые погружает нас в общественную жизнь заштатного Хокинса, которая вращается по большей части вокруг нового молла Starcourt. Дети и подростки от него в восторге, а вот владельцы магазинов теряют покупателей и митингуют под окнами мэра, требуя закрыть торговый центр. Градоначальник не спешит идти навстречу – ему приплачивают загадочные владельцы Starcourt, чьи настоящие цели, естественно, выходят далеко за рамки простого предпринимательства. В третьем сезоне молл занял позицию «нехорошего места», сменив секретную правительственную базу в лесу, от которой раньше шли все беды городка.

Как сериал «Очень странные дела» победил сексизм, коррупцию и демонов

Фото: Netflix

Теперь, помимо фантастического, «голливудского» зла – чудовищ из параллельного мира, садистов-ученых, американских и советских спецслужб – в сериале появилось зло обыденное: некомпетентные начальники-сексисты, коррумпированные чиновники и корпорации, уничтожающие местный бизнес. Но поскольку «Очень странные дела» – все еще история о детях, она рассказывает о мире взрослых как бы с точки зрения ребенка. Под масками невыдающихся, рутинных негодяев прячутся все те же киношные суперзлодеи с мегаломанскими планами.

Забавный побочный эффект этого приема – возможность устранять неприятных людей физически. Да, прикончить токсичного бывшего сослуживца с характером и прической Дональда Трампа – это слишком... Только если его телом не завладел потусторонний демон.

Антон Хитров

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться