В Медиацентре «Зарядье» идет выставка «Комикс миссия. Эволюция рисованных историй в России». Это первое большое исследование отечественного комикса: от лубочных изображений и до эпохи искусственного интеллекта. Рассказываем, что смотреть на выставке, и почему она понравится даже тем, кто никогда и ничего о них не слышал.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного
Отправной точкой в экспозиции стал Лицевой летописный свод Ивана Грозного, представленный в виде kinect-инсталляции, и лубочные картинки в рисованной космораме. Это старинный ярмарочный аттракцион - театральный ящик со сменяющимися изображениями. В вольной трактовке его еще называют прадедушкой телевидения. Здесь показывают сатиру прямиком из Петровского времени – «Кота казанского…» с пародией на императорский титул, и «Ягу-Бабу, едущую с коркодилом драться» (так раскольники называли Государя), «шутовские» картинки времен Елизаветы Петровны и многое другое.
Официально день рождения российских комиксов - 6 декабря 1936 года. Это не шутка - именно тогда вышел первый номер детского юмористического журнала «Сверчок», который полностью состоял из рисованных историй. Следом за ним появились «Веселые картинки для маленьких ребят». А потом просто «Веселые картинки», где публиковались Самуил Маршак, Корней Чуковский и Даниил Хармс.
На выставке представлен первый эскиз знаменитого логотипа с букво-человечками, созданный художником Виктором Пивоваровым.
Еще Маяковский описывал Окна сатиры РОСТА как «Пятна красок и звон лозунгов». Тогда серии таких агитационных плакатов (как от самого Маяковского, так и от Дмитрия Моора, Казимира Малевича, Ивана Малютина, Ильи Машкова и других) выставляли в пустующих витринах гастрономов. Художественное решение у них в основном опиралось на три принципа: контраст двух-трех цветов, простота рисунка, (с символикой русского лубка и новаторским языком авангарда) и хлесткое запоминающееся высказывание.
На выставке Окна РОСТА расположены, также, как и было задумано, в витринах – с намеком на то, что появились они там через временной портал и буквально зависли в нынешнем веке.
В зоне «Аллея авторов» расположена трогательная инсталляция, посвященная комиксу «Квас». Его создал в 2009 году режиссёр-мультипликатор Роман Соколов (один из тех, кому надо сказать спасибо за «Смешариков» и «Фиксиков»). В этой работе он попытался запечатлеть эмоции и воспоминания о своем детстве в Советском Союзе.
Героиня комикса – образ собирательный – бабушка обыкновенная: в платке, с булкой, тростью и вечным спутником голубем. А квас же в этой истории обладает живительной силой - он исцеляет и омолаживает. По сюжету внук принёс бабушке кружку с напитком, а она отдала её своей смерти.
Из прошлого через настоящее экспозиция приводит в будущее. В зоне лаборатории «Фанерон» находится игровая инсталляция «ПГЦИ-1». Расшифровывается как «Пункт генерации цифровых изделий – 1». При входе искусственный интеллект Синти оповещает о том, что вы попали в капсулу времени и теперь только от вас будет зависеть это самое будущее. А дальше вы отправитесь в увлекательное путешествие, по завершении которого программа составит летопись ваших приключений в виде комикса. За него отвечают художники студии SYNTICATE - они делали графику для рекламы с Александром Гудковым и Настей Ивлеевой.
Выставка идет до 28 августа. Билеты от 200 рублей
08 мая, 2023