«Король Лев», «Солнцестояние» и еще три новых фильма проката

Ужастик, который заставит бояться света, соблазнительный фильм с Каннского кинофестиваля, абсурдная комедия с шерифом из «Очень странных дел», Эмили Ратаковски в роли аферистки-соблазнительницы – и новый «Король Лев», конечно. Кинокритик Егор Москвитин составил список рекомендаций тем, кто собирается на неделе в кино.

«Солнцестояние»

«Король Лев», «Солнцестояние» и еще три новых фильма проката

Фото: IMDb

Жанр ужасов, который многие ошибочно причисляют к низким, продолжает переживать небывалый подъем. «Оно» по Стивену Кингу бьет рекорды по сборам, «Маяк» Роберта Эггерса показывают в Каннах, «Прочь» Джордана Пила завоевывает «Оскар» за лучший сценарий. Такие картины как «Мы», «Тихое место» и «Птичий короб» становятся триггерами публичных дискуссий о состоянии общества и института семьи. А о фестивальных хитах «Мама!», «Тельма» и «Убийство священного оленя» можно и не вспоминать, ведь они вышли в 2017 году – целую вечность назад! Между тем этот «жуткий» конвейер и не думает останавливаться. До конца июля в Москве идет фестиваль «Дикие ночи» – антология интеллектуальных ужастиков со всего света.

А на этой неделе в прокат выходит скандинавский мистический хоррор «Солнцестояние», который заставит зрителей бояться не темноты (тут много ума не надо), а света. Главная героиня (ее играет восходящая звезда Флоренс Пью) – американка, потерявшая семью. Чтобы вытащить девушку из депрессии, бойфренд приглашает ее в странную шведскую деревню, жители которой готовятся праздновать белые ночи. Местные оказываются членами секты, практикующей жуткие вещи вроде ритуальных самоубийств. Мистический фильм ужасов и психологический триллер в сценарии смешиваются, рождая в голове зрителя тревожные иллюзии, как и положено летнему мареву над долгой (фильм длится больше двух часов) и раскаленной дорогой.

«Солнцестояние» напоминает разом и «Догвилль», и «Таинственный лес»: во всех этих картинах изолированный социум, несмотря на свои утопические декларации, превращает жизнь членов общины в рукотворный ад. А герои – сторонние вроде бы наблюдатели – становятся жертвами зла, дремлющего в каждом, даже самом образованном человеке. Сверхъественное в этом фильме – переменный ток. В каких-то сценах его много, в каких-то сюжет предельно реалистичен. Но чем меньше в этой истории фэнтези, тем она страшнее, потому что может случиться с каждым.


«Король Лев»

«Король Лев», «Солнцестояние» и еще три новых фильма проката

Фото: Disney

Сделанный с помощью передовых компьютерных технологий чуть ли не покадровый ремейк одного из величайших мультфильмов Disney отчего-то страшно не понравился американским критикам. Сейчас его усредненный рейтинг на сайтах с рецензиями колеблется в районе 58%. Откуда такие оценки – большая загадка: вырастив новую шерсть, Король Лев не перестал быть ни смешным, ни трогательным, ни красивым, ни бесконечно благородным. Да, в кадре больше нет эксцентричных танцевальных номеров вроде того, в котором гиены пародировали военный парад в Германии, а Шрам взирал на них, словно фюрер (ведь настоящие животные не умеют плясать). Да, мультяшных гримас стало меньше, но мимика персонажей по-прежнему человекоподобна и поэтому может и рассмешить, и растрогать. От красоты саванны у зрителя кружится голова. И в нее на этот раз придет гораздо больше мыслей, чем в детстве. Потому что «Король Лев» – водопой, к которому нужно возвращаться не раз и в разных возрастах. В детстве казалось, что это просто история о том, что джунгли зовут лишь смелых, ловких и умелых. Но для взрослых это уже почти экзистенциальная драма – о долге, семье, сострадании, ответственности и жертвах, без которых невозможна благородная, плодотворная и осмысленная жизнь. А какую гамму чувств испытают зрители, которые придут на этот мультфильм (мультфильм ли?) с собственными детьми, и представить страшно. В общем, ну их, этих критиков.


«Соблазн»

«Король Лев», «Солнцестояние» и еще три новых фильма проката

Фото: IMDb

Экстравагантный (потому что и смешной, и пугающий одновременно; подчеркнуто киноманский, но правдоподобный) фильм, боровшийся в этом году за главный приз Канн, но проигравший бойким «Паразитам». Психотерапевт Сибил (бельгийская актриса Виржини Эфира) начинает лечение молодой актрисы Марго (Адель Экзаркопулос из «Жизни Адель») и незаметно для себя оказывается на съемочной площадке. Там ее пациентами – формальными и неформальными – становятся и актер Игорь (французский бес Гаспар Ульель), и режиссер Микаэла (невероятная немка Сандра Хюллер из «Между рядами»). Героиня нарушает врачебную этику и становится частью кинопроцесса, и чувства, прописанные на бумаге сценаристами, сталкиваются с ее придирчивым психоанализом. Получается и чувственная мелодрама, и остроумное наблюдение за магией кино глазами скептика-профессионала. Фильм для настоящих синефилов.


«Искусство обмана»

«Король Лев», «Солнцестояние» и еще три новых фильма проката

Фото: IMDb

Старомодный, но симпатичный фильм про двух неприлично красивых и сексуальных аферистов, которые только и делают, что похищают произведения искусства, задумчиво переглядываются друг с другом в казино, водят дорогие машины, взвешивают в руках пистолеты, медленно раздеваются друг для друга в пятизвездочных отелях и потягивают игристые вина. Афериста играет Тео Джеймс – еще недавно главный претендент на то, чтобы сменить Дэниела Крейга на посту Джеймса Бонда; аферистку – супермодель Эмили Ратаковски, начавшая карьеру в кино в 2014 году в «Исчезнувшей» Дэвида Финчера. Ничего головокружительного в «Искусстве обмана» не происходит, но заполнить этим соблазнительным фильмом пустой вечер – не худшая идея.


«Франкенштейн – монстр монстра Франкенштейна»

«Король Лев», «Солнцестояние» и еще три новых фильма проката

Фото: IMDb

Хулиганский получасовой фильм на Netflix для тех, кто уже соскучился по шерифу из сериала «Очень странные дела». Сыгравший его актер Дэвид Харбор в этой комедийной псевдодокументальной короткометражке изображает самого себя. То есть актера Дэвида Харбора, решившего разобраться в своей родословной. А вот дальше начинается веселая мистификация. В реальности Харбор – сын простого агента по недвижимости, но в фильме он притворяется отпрыском уважаемой актерской династии. Его отец (которого он сам же и играет – как и деда!) якобы был известным лицедеем и режиссером и сошел с ума на съемках телеспектакля по мотивам романа Мэри Шелли. И вот Харбор, толком не знавший отца, расспрашивает очевидцев тех событий и добывает для нас редкие кадры из злополучного фильма о Франкенштейне. Если честно, на свете есть мокьюментари и повеселее: «Реальные упыри», «Семь дней в аду», целый мини-сериал «Трофеи Вавилона». Но от Харбора трудно оторвать взгляд, а скромный получасовой хронометраж не вызовет чувства вины за бесцельно прожитое время.


на Netflix с 16 июля

Егор Москвитин

17 июля