Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Рынок виртуальной одежды растет небывалыми темпами: в ноябре за пару недель буквально смели первую коллекцию digital-одежды скандинавского бренда Carlings, в мае за рекордные 9,5 тысячи долларов с молотка ушло блокчейн-платье, а 11 июля на неделе моды в Париже устроили первый в мире показ мод виртуальных аватаров. Разбираемся, кто покупает несуществующие наряды и есть ли у индустрии будущее.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: Getty Images

Представьте: в интернет-магазине вы увидели плащ. Сложного кроя, приталенный, изумительного темно-синего цвета, с невероятным принтом. После некоторых раздумий вы решаетесь его купить. Отправляете свою фотографию в полный рост, а через пару часов возвращается отредактированное изображение, где вас уже «одели» в обновку. Вы загружаете фото в инстаграм или другие социальные сети и собираете лайки и восторженные комментарии. Нет, это не сценарий очередного эпизода «Черного зеркала». Это уже реальность.

Из игры в жизнь

Виртуальные костюмы и аксессуары для героев онлайн-игр давно были важной частью геймерского рынка. Так, в игровой индустрии пользователи уже тратят более 50 миллиардов долларов на виртуальные айтемы для своих персонажей-аватаров: оружие, броню, костюмы. Однако вскоре разработчики обратили внимание на запрос от модных блогеров. Многие инфлюенсеры признаются, что надевают вещи только ради одного-двух фото. Различия на фото между реальным плащом и хорошо прорисованным непрофессионалу не заметны – тогда почему бы не предложить им модный digital-гардероб?

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: Carlings

Одной из первых за эту идею ухватилась норвежская компания Carlings. В ноябре прошлого года бренд выпустил коллекцию унисекс-одежды Neo-Ex, вдохновленную старыми видеоиграми-драками вроде Tekken. 19 вещей, все весьма необычные: желтый крокодиловый плащ, штаны из голубого латекса с принтом в виде компьютерного кода, свитшот из материала, похожего на растекшуюся ртуть. Цены – от 10 до 30 евро, модели «смели» за пару недель: во многом из-за уникальности. Предложение было ограниченным, марка обещала, что тираж каждой вещи не превысит 12 штук.


Экология и лайки

Особенным спросом дроп Carlings пользовался у тех, кому сейчас в районе 20 лет: поколения Z. Если миллениалы и тем более их родители в основной массе считают, что купить цифровое платье – это деньги на ветер, то сегодняшние тинейджеры уверены в обратном. Во-первых, и с небольшим бюджетом можно позволить себе невероятную дизайнерскую вещь, которая в реальности обошлась бы в целое состояние. Во-вторых, точно знаешь, что сидеть будет хорошо – «подгонят» по фигуре идеально. Но главное – соберешь вожделенные лайки и комментарии, да еще и не навредишь экологии, ведь производство одежды, как известно, по уровню загрязнения среды идет сразу после нефтяной промышленности.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: Carlings

Услугами Carlings уже воспользовалась блогер Дарья. По ее словам, весь процесс занял около трех дней. В итоге девушка получила свое фото в новой куртке и джинсах, а также несколько тысяч лайков. (При этом никакого вреда планете!) «Это прорывная идея, первый шаг к одежде, которая распространится через несколько лет. Скорее всего, в будущем люди будут просто носить белый топ и белые брюки, и уже на них будет «наслаиваться» любая виртуальная одежда – голограмма, с которой легко экспериментировать. Более экологично и более технологично, чем наша «старая» одежда» – говорит она.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: Carings

Команда Керри Мерфи из голландского The Fabricant, именующего себя «цифровым модным домом» (digital fashion house), создает невероятно реалистичные виртуальные копии одежды для кампейнов ведущих марок (реальная на фото смотрится не так хорошо). По ее словам, вскоре эта индустрия из вспомогательной станет самостоятельной.


Самая дорогая виртуальная вещь

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: The Fabricant

В мае этого года технический директор из Торонто Ричард Ма купил для своей жены Мэри необычное платье за 9,5 тысячи долларов. По виду оно скорее напоминает объемный дождевик. Цифровую «накидку» создали диджитал-художница Джоанна Джасковски, студия Dapper Labs и голландский стартап The Fabricant. Цена наряда объясняется тем, что он «сшит» с помощью блокчейна, то есть подделать такую вещь невозможно, а уникальный код позволяет владельцам продать платье в случае нужды как криптовалюту. При необходимости оно может быть анимировано. А может стать основой для выкройки, по которой легко сшить уже реальное платье по образу виртуального. В общем, сплошные плюсы.


Нереальные модели и показы

Раз виртуальную одежду вовсю «шьют», ее нужно демонстрировать на подиуме и в рекламных кампаниях, тем более что виртуальных манекенщиц теперь в избытке. В мае этого года супермодель Белла Хадид появилась в роликах и на имиджах марки Calvin Klein в обнимку с самым популярным цифровым инфлюенсером современности – Лил Микелой (более 1,6 миллиона подписчиков). Кампания оказалась провокативной: девушки изображают пару. Белла то приобнимает, то целует Микелу, одетую в майку и красный костюм бренда.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: CALVIN KLEIN

В июле берлинское агентство Trashy Muse устроило первый в мире подиумный показ с участием виртуальных моделей-аватаров во время недели моды в Париже. Короткие ролики с 3D-манекенщиками транслировались на экранах, установленных на фасаде бара EP7. Одежду представляли первая темнокожая digital-модель Shudu, виртуальный сверхчеловек Dagny, инфлюенсер Branded Boi и другие виртуальные герои. К созданию шоу было привлечено более 100 креаторов, включая AR-дизайнеров, создающих маски для Instagram. Критики отмечали, что коллекция получилась в стиле нулевых: боди с высокими ботфортами, обтягивающие комбинезоны с глубоким вырезом, кроп-топы и джинсы с заниженной талией. В общем, такой гардероб точно бы одобрили Бритни Спирс и участницы Spice Girls на пике своей карьеры.


Виртуальный Gucci

Кроме невероятных дизайнерских вещей, которые сложно воплотить или непрактично носить в реальной жизни, у виртуальной моды активно развивается и другое направление. Кроме гиков и блогеров, маркетологи очень рассчитывают на третью категорию потребителей роскоши – «сочувствующих», то есть тех, кто очень хочет сумку LV или Gucci, но из-за недостатка средств может купить себе только носки этой марки. Или подделку. Ну или... компьютерную версию.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Иллюстрация Covet Fashion

Так, игра Covet Fashion, в которой можно одеть своего персонажа в дизайнерскую одежду и аксессуары, в прошлом году принесла своим создателям 53,4 миллиона долларов, тогда как Kim Kardashian: Hollywood, где своего аватара наряжают в Roberto Cavalli, Balmain и Karl Lagerfeld, – сделала разработчиков богаче на 240 миллионов долларов.

Так что таким любителям покрасоваться виртуально идея купить в несколько раз дешевле жакет Balenciaga и выложить свое фото в нем в инстаграм как раз очень зайдет. Модные дома это поняли и активно осваивают направление. В апреле марка Moschino выпустила капсульную коллекцию, посвященную знаменитой компьютерной игре The Sims. В лукбуке виртуальные персонажи позируют на фоне классических локаций игры. Особенность коллекции в том, что она и реальная, и виртуальная. Физическая часть поступила в продажу 13 апреля, а цифровую одежду могут носить персонажи The Sims 4, The Sims Mobile и The Sims FreePlay.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: Carings


А что у нас

Мы не отстаем: в России в первой половине августа выходит капсульная коллекция виртуальной одежды «Грань». Полноценный цифровой гардероб: платья, комбинезоны, брюки, футболки, а также дополненная одежда, которую можно оживлять и достраивать. Акцент на неон и сложные футуристические принты. Эту капсулу «создает» виртуальный инфлюенсер Aliona Pole, за которой стоит агентство Malivar.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: Aliona Pole

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты
Aliona Pole
виртуальный инфлюенсер
Зачем покупать новую одежду, если ты сфоткаешься в ней для инстаграма и потом навсегда уберешь на полку? Образы, которые вы видите в моем инстаграме – это не фотографии, к которым добавлено мое лицо, а я в собранной на компьютере CGI-одежде. Процесс занимает несколько дней, но в этом есть магия создания чего-то из ничего. Обычно я использую софт CLO и Marvelous Designer.

Я много экспериментирую с цифровыми материалами, потому что считаю, что новая мода должна быть экологичной и не разрушать окружающую среду. Так получилась коллекция «Грань». Она будет представлять собой портал в цифровой мир – я хочу связать два мира и показать это через два разных паттерна, два разных принта, два типа тканей и так далее.


Только не мех

Разработчики признаются, что для перехода от реальной одежды к виртуальной индустрия должна измениться. Сначала все равно нужно разработать выкройки, идентичные тем, по которым шьют в реальности. Также обычно дизайнеров одежды не обучают 3D-моделированию – прорабатывать виртуальную шерсть или шелк приходится вручную.

Кто и зачем покупает платья из блокчейна и digital-жакеты

Фото: Aliona Pole

Любопытно, что самое сложное – меховые изделия, где нужно прорисовывать миллионы ворсинок, их очень не любят дизайнеры (кстати, по этой же причине художники не любят делать персонажей с длинными волосами).


Что в итоге

Пока все равно неясно, стоят ли стольких трудов вещи, которые даже нельзя потрогать и которые выпускаются ради одного фото. Но раз есть те, кто готов за это платить, индустрия будет развиваться. И, возможно, в будущем мы действительно будем ходить в базовой – белой или зеленой, как хромакей, – одежде, на которую будут докупаться и наслаиваться спецэффекты. Хотя бы не нужно будет переодеваться, если после работы собираешься на вечеринку.

Ольга Распопова

26 июля