Больше не Гарри Поттер. 30 лет Рэдклиффу

Когда только начались съемки самого первого «Гарри Поттера», быстро выяснилось, что на площадке должны постоянно дежурить не только укротители фантастических тварей и психологи для дементоров, но и… стоматологи. И это не шутка: в кадре мелькали десятки детей, съемки шли отнюдь не в хронологическом порядке, поэтому любой выпавший зуб мог стать досадным киноляпом. Особенно если у очередного сладкоежки была заметная роль со словами. С тех пор прошло двадцать лет, и если Дэниела Рэдклиффа сегодня и беспокоят зубы, то только зубы мудрости: ему только что исполнилось 30, он собирается вскорости завести семью, а его выверенная карьера может служить примером для всех юных звезд. По случаю юбилея мальчика, который выжил в жерновах славы, кинокритик Егор Москвитин рассказывает, как актеру удалось избавиться от шрама на лбу и вырваться из Азкабана одной роли.

Фото: Cindy Ord/Getty Images

Страшно представить, но нынешних празднеств могло и не быть. 11-летний Рэдклифф не отказался от роли Гарри Поттера лишь потому, что был очень воспитанным и нерешительным ребенком. В 1999 году он сыграл в телефильме «Дэвид Копперфильд», и когда в Британии начались поиски Гарри Поттера, его досье одним из первых попало на стол режиссера Криса Коламбуса. Но, как выяснилось, мальчика уже не интересовало актерство. Однако требований к соискателю было слишком много: он не должен быть старше героя (иначе перерастет того между фильмами), глаза – непременно синего или зеленого цвета. К тому же у сменявших друг друга кастинг-директоров «Гарри Поттера» было строгое правило: прослушивать только британцев. Исключений не делали ни для кого – поэтому даже Робин Уильямс не смог сыграть Хагрида. Так что в какой-то момент отчаявшийся Коламбус все же вернулся к кандидатуре Рэдклиффа. Продюсер фильма Дэвид Хейман (он же, кстати, на днях привезет в Москву тарантиновский эпос «Однажды в Голливуде» и самого Тарантино) лично отправился в театр, где бывал отец Рэдклиффа, и в присутствии того взял с мальчика слово, что он все же заглянет на кастинг.

Постер к фильму «Гарри Поттер». Фото: Pottermore.com

Так у Гарри Поттера появилось лицо, а у еще недавно «бывшего актера» Дэниела Рэдклиффа – полное приключений детство. Больше всего в работе ему нравились пресс-туры – поездки в тогда еще далекую Америку (сейчас Рэдклифф живет в Лос-Анджелесе) и Японию ради общения с журналистами и продвижения фильмов. Если считать подготовительный период, «поттериана» заняла почти полжизни актера – 12 лет. Это дольше, чем томился в Мордоре Элайджа Вуд, и больше, чем блуждал в «Сумерках» Роберт Паттинсон, – два других актера, которым тоже было непросто избавиться от шлейфа самой узнаваемой роли. Когда в последней серии саги в 2011 году лицо Рэдклиффа прогнали через своеобразный FaceApp, чтобы показать, как будет выглядеть Гарри Поттер спустя несколько десятилетий, за актера стало совсем уж страшно. Казалось, что он так и останется до самых седин мальчиком, который выжил.

Фото: Alexander Koerner/Getty Images

Кроме того, в последние годы пробега «Гарри Поттера» едва разменявший третий десяток актер пристрастился к виски. Впрочем, особых проблем для Warner Brothers эта внезапная (или не внезапная, если учесть, что избалованный судьбой Рэдклифф накануне стал самым «кассовым» актером нулевых и попал в этом качестве в Книгу рекордов Гиннеса) тяга к алкоголю не создала. Да и вообще, среди выпускников Хогвартса встречаются и те, кто сел в настоящую тюрьму. А Рэдклифф быстро взял себя в руки – и придумал для себя интереснейший карьерный путь.

Забавно, но первым же отступлением Рэдклиффа от образа Поттера была роль другого сироты – но уже не диккенсовского, как у Роулинг, а настоящего. «Декабрьские мальчики» (2007) – драма о подростках, ждущих усыновления. И о лучших друзьях, осознающих, что они должны конкурировать за счастье, которого на земле никогда не хватает на всех. Фильму не повезло со сценарием, но зато он продемонстрировал жажду Рэдклиффа учиться. Из-за «Гарри Поттера» жизнь британца была расписана по часам, но он все же нашел время освоить австралийский акцент. Кстати, вот упражнение от Рэдклиффа для тех, кто хочет разрабатывать речевой аппарат, – попробуйте-ка повторить этот рэп-алфавит!

Кадр из фильма «Декабрьские мальчики». Фото: «КиноПоиск»

Резко очнуться от сказки не получилось, но актер не отчаялся и уже в 2012-м (сразу после завершения «поттерианы» – вполне себе мрачного и готического, если вспомнить финальную битву) сыграл в ужастике «Женщина в черном». Англия XIX века, викторианские ужасы, собранные из антиквариата декорации – все в фильме говорило о том, что Рэдклифф настроен на плавный выход из привычного антуража. Но был и малозаметный нюанс: его герой не только сражался с призраками, но и пытался защитить собственного ребенка. Недавнее «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном в роли космического папы не даст соврать: сыграть отца – верный способ перестать быть мальчишкой.

А параллельно с викторианским хоррором у Рэдклиффа выходит кровавая и черная телекомедия… по мотивам рассказов Булгакова. В «Записках юного врача» (2012–2013) тоже царит ощущение театрального капустника и литературного кружка. Охочие до русской классики британские сценаристы превращают тревожные провинциальные трагедии Булгакова в ироничные мини-истории, позволяя актерам насладиться запретными плодами – морфием, пьянством, депрессией, властью над чужими жизнями и заряженными в ожидании конца света револьверами. Вместе с Рэдклиффом в этом странном рехабе оказывается Джон Хэмм – взрослый актер, достаточно поздно прославившийся благодаря главной роли в сериале «Безумцы». Он тоже ищет выход из лабиринта однобокой славы.

Кадр из фильма «Записки юного врача». Фото: «КиноПоиск»

Следующая остановка – молодежные трагикомедии. Сначала ромком «Дружба и никакого секса?» (2013). Ведь блестящая актриса Зои Казан в качестве партнерши – лучший способ разорвать в умах фанатов связь с Эммой Уотсон. Которая, кстати, в том же году сама пустилась во все тяжкие, сыграв в «Элитном обществе» Софии Копполы. А следом выходит странная фантастика «Рога» (2013), в которой простой американец вдруг превращается в дьявола с первичными адскими признаками на лице. Параллельно с этим вполне себе трешем (но трешем остроумным) Рэдклифф играет писателя Аллена Гинзберга в драме «Убей своих любимых» (2013). В фильме появляется и Джек Керуак – как и в вышедшем за год до того экзистенциальном роуд-муви «На дороге», в котором сыграла Кристен Стюарт из «Сумерек». Ей помогло – и Гарри Поттеру поможет.

Кадр из сериала «Дружба и никакого секса?». Фото: «Централ Партнершип»

Следующая роль актера – отказываться от ролей. Вплоть до 2016 года Рэдклиффа почти не видно в большом кино, а пара картин, в которых он все же снимается (например, в роли выгульщика собак в «Девушке без комплексов» в 2015), остаются незамеченными ровным счетом никем. Зато в 2016 году выходит «Человек – швейцарский нож», и в нем Рэдклифф без слов играет самый что ни на есть настоящий смердящий труп. А в конце года актер, не раз повторявший, что он горд быть евреем, продолжает подвиги Эдварда Нортона и Бена Фостера, сыграв скинхеда в «Империуме». Точнее, полицейского под прикрытием, внедрившегося к скинхедам, но масштабов физической и душевной трансформации это не отменяет. Фильм не пользуется успехом, но самоотдача Редклиффа вновь восхищает критиков. А фанатская база в ту же осень 2017-го помогает добиться театрального успеха с постановкой спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в «Олд Вике» – на сцене, которую совсем недавно оставил худрук Кевин Спейси (кстати, запись спектакля показывала в московских кинотеатрах компания Theater HD, и есть шанс, что привезет еще).

Кадр из фильма «Джунгли». Фото: Megogo Distribution

А в 2017 году Рэдклифф отправляется в «Джунгли» – фильм, снятый на пределах человеческих возможностей. Серьезную мускулатуру, набранную для «Империума», приходится положить на алтарь искусства: выглядит актер в картине о выживании чуть здоровее и жизнерадостнее, чем Кристиан Бейл в «Машинисте». Но самое интересное в этой роли – одиночество и безумие героя, потерявшегося в джунглях. А год спустя Рэдклифф зачем-то снимается в «Опасном задании» – неважном триллере про наркокурьера, призванном продемонстрировать, что с бородой актер уместно смотрится и в боевиках. По сюжету его герой – еще и семьянин, прям-таки Брюс Уиллис XXI века. После такого надо передохнуть. И в 2019-м Рэдклифф появляется лишь в мини-сериале «Чудотворцы» (в России он легально доступен на «КиноПоиске») – легкой комедии о том, что пути Господни неисповедимы, поэтому удары судьбы нужно принимать с улыбкой. Сам юбиляр к этому, судя по всему, привык. Фильмы с его участием по-настоящему не выстреливают вот уже восемь лет. В отличие от Роберта Паттинсона и Кристен Стюарт, он не гастролирует по лучшим кинофестивалям планеты. Но прямо сейчас в производстве находится полдюжины новых проектов с его участием, а время играет на стороне актера, ведь он уже не выглядит, как вечный тинейджер. И главное – никто не сомневается в широчайшем диапазоне его талантов. Так что ему, как говорил один мальчик своему безносому оппоненту, «есть, ради чего жить».

Егор Москвитин

27 июля