«Зритель развращен разнообразием». Интервью с Егором Москвитиным о фестивалях кино и сериалов

«Зритель развращен разнообразием». Интервью с Егором Москвитиным о фестивалях кино и сериалов

Узнали у кинокритика (а заодно и программного директора фестиваля сериалов «Пилот») Егора Москвитина о том, зачем сегодня нужны фестивали кино, почему проходит тренд на маньяков, чем интересен «третий возраст» и как можно манипулировать жюри.

Про то, зачем нужны фестивали

Фестивали создаются ради зрителей, потому что они могут таким образом приобщаться к искусству, кино, сериалам, узнавать, что будет интересного выходить в течение сезона, и в конце концов сопереживать героям, которые приехали со всех концов света. Это, наверное, самая важная часть фестивалей, которая и позволяет им быть действительно народными и важными.

Сейчас, к примеру, идет Фестиваль уличного кино с бесплатными показами. Проходит он в 1 317 городах России! И всегда победителей определяют люди, которые голосуют с помощью фонариков на улице. Буквально какой фильм в тебе больше всего света рождает, какой больше всего только у тебя в голове продуцирует — тот и побеждает. За год у этого фестиваля набирается около полумиллиона зрителей, это действительно всероссийская история — то, что объединяет и позволяет людям почувствовать, что они не одни.

А дальше фестивали нужны творческим единицам. Например, вот сейчас я обнаружил, что волонтеры, которые работали на фестивале «Пилот» в Иванове, уже взяли и отправили свой собственный короткий метр на фестиваль «Зеркало» в том же Иванове. Они учатся, растут и верят, что есть такой лифт.

Наша индустрия — это место, в котором, если ты талантлив, ты можешь пробиться — нету никаких стеклянных потолков, никакого кумовства и так далее. Хотя, наверное, есть. Но, в общем, в любом случае талантливые люди сейчас могут чего-то добиться.

Третий момент — на фестивале можно делать что-то очень полезное. Например, на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске заработала академия «Дух огня», и местные школьники уже нарисовали свой анимационный мультфильм. Фестиваль «Край света», который проходил в Калининграде, запомнился мне тем, что московские документалисты научили местных ребят снимать документальное кино об их жизни.


Про фестиваль «Пилот»

«Зритель развращен разнообразием». Интервью с Егором Москвитиным о фестивалях кино и сериалов

Фестиваль «Пилот» появился пять лет назад, в тот год, когда на стриминге Premier вышел сериал «Домашний арест». И таким образом в принципе запустилась эпоха стримингов России и оригинального контента для них. И поэтому «Пилот» — это такой постоянный сверстник того, что происходит у нас на телевидении и в интернете. Он нужен для того, чтобы понимать, куда мы движемся, что с нами происходит и откуда мы пришли.

Уже позже фестивалей сериалов стало очень много. На ММКФ, например, появилась секция сериалов, которой тоже занимаюсь я. Есть фестиваль Оriginal+, который проходит весной. Есть «Новый сезон», который объединяет контент платформ — фильмы и сериалы. «Пилот» же отличается тем, что мы только про сериалы, которые будут выходить на российских онлайн-платформах или телеканалах. Поэтому мы можем себе позволить синтезировать и то и другое — и эфир, и онлайн.


Тренд на маньяков спадает

Если раньше «Пилот» проходил один вечер, то сейчас это четыре дня очень интенсивной работы. Тайминг у нас очень жесткий, и те, кто едет на фестиваль, должны быть готовы к тому, что с 10:00 до 22:00 будут слушать и смотреть, а потом еще полночи тусоваться.

Плюс программа фестиваля была еще интересна тем, что она объяснила, чем занимается Институт развития интернета, потому что это та структура, вокруг которой существует немыслимое количество мифов. А на самом деле это место, где ты можешь получить поддержку, если занимаешься производством сериалов.

Благодаря презентации сериалов на год вперед мы примерно понимали, какие темы поддерживает этот институт и с чем к нему можно идти. Мы заметили, что тренд на маньяков наконец-то спадает. Да, будет «Чикатило 2», но среди, наверное, полусотни заявленных на год вперед сериалов, не говоря уже о тех, которые были в конкурсе, не было ни одного сериала про маньяка.

Получается, по «Пилоту» можно мерить среднюю температуру по больнице и понимать, какие тренды будут и чего вообще ждать в сериальной индустрии.


Про новые сериалы

В этом году у нас было порядка семи сериалов, которые предназначены для эфирных телеканалов. Например, сериал «Шеф» — очень классный, страстный проект про шеф-повара, что-то в духе американского «Медведя». Выйдет он на «Пятнице!».

Сериал Валерия Тодоровского «Охота на бизона», который выйдет на Первом, — это такой ретронуар в духе «Место встречи изменить нельзя» про двух напарников, которые расследуют преступление.

«Зритель развращен разнообразием». Интервью с Егором Москвитиным о фестивалях кино и сериалов

Кадр из сериала «Охота на бизона»

«Зритель развращен разнообразием». Интервью с Егором Москвитиным о фестивалях кино и сериалов

Кадр из сериала «Лихорадка»

Есть «Черное солнце», которое выйдет на НТВ. Детектив, за который Максим Стоянов получил приз как лучший актер фестиваля.

Еще на канале «Россия» будет сериал «Лихорадка», который мне был интересен тем, что можно показать, как мы с помощью сериалов сейчас пытаемся создавать приятный образ России для внешнего мира. По сюжету наши ученые-эпидемиологи едут в Африку спасать людей от эпидемии.


Про тенденции в разных жанрах

Суть сериалов, как мне кажется, в том, чтобы объяснять, чем живет страна. Если вы начинаете страну делить на тех, кто смотрит интернет, и тех, кто смотрит федеральные каналы, то вы оказываетесь в ситуации, где их становится две. Мне бы хотелось, чтобы все-таки через драматургию мы искали точки соприкосновения.

Если говорить, что в этом году на фестивале происходило в комедиях, то все они были про ближний круг, семью, любимых и коллектив, то есть про людей, за которых ты цепляешься, чтобы не обращать внимания на то, что происходит в мире.

Если говорить о драмах, то это были истории про людей, которые пытались найти этот ближний круг. Например, в «Горящем туре» два отца, которых играют Александр Робак и Тимофей Трибунцев, ищут своих дочек, пропавших в Мексике. В сериале «Я иду искать» девушка ищет свою младшую сестру. Таких примеров много.

Самое интересное, как мне кажется, происходит сегодня в драмеди, на стыке комедии и драмы. Эти сериалы обладают искренней жесткостью: они честно говорят о том, что с нами происходит, и в то же время у них есть комическая разрядка — какая-то терапевтическая, утешающая легкость. В этих сериалах мы видим людей, которые пытаются что-то понемножечку делать в пределах того, что им доступно. Например, сериал «Про это самое» рассказывает про сексолога, который едет в деревню. Хороший концепт, мне кажется, реализация немножко подкачала, но сама идея блистательная. Такой интеллигентный, современный парень приехал туда, где люди думают, что аскорбинка спасает от беременности. В общем, если ты эти правила игры принимаешь, то дальше тебя просто закрутит воронка. Первая серия гротескная, наивная, но дальше начинаются серьезные конфликты.


Жюри подбирается под конкретные задачи

Есть много способов манипулировать жюри, и поэтому я с ним в принципе не общаюсь — оно должно само принимать решения. Например, Андрей Звягинцев в свое время очень классно написал, как жюри подбирается под конкретные задачи. Допустим, сделан фестиваль, где нужно, чтобы победил определенный фильм. Например, в тот год, когда победили «Магазинные воришки». Андрей Петрович рассказывает, что берут председателем женщину, про которую знают, что у нее столько-то приемных детей и она является адвокатом таких-то фондов.

Или берут другого человека, в биографии которого произошло то-то и то-то. И в итоге ты можешь взять и, собрав кучу людей, все-таки привести их к тому решению, которое тебе необходимо. Это о том, почему ни в коем случае программному директору нельзя общаться с жюри, потому что так можно влиять на его выбор.


В СНГ будет бум русскоязычного контента

Я думаю, что мы сейчас приближаемся к стагнации. Во-первых, огромное количество сериалов, сделанных с очень классными, смелыми концепциями, не могут выйти. Допустим, есть сериал «Захар открывает глаза», который уже подпадает под законы, запрещающие его выпускать. Многое сейчас ушло на полку.

Во-вторых, многие таланты сейчас временно или вообще не собираются работать. Мы специально взяли сериал из Казахстана во внеконкурсную программу, чтобы намекнуть, что в ближайшее время в СНГ будет бум русскоязычного контента. Мы это уже знаем по многим продюсерам, которые там оказались и начинают что-то снимать. А снимать там, кстати, дешевле.

В-третьих, я думаю, что больше не работает бренд стримингов как пространство честных, откровенных и правдивых историй. Потому что мы все понимаем, что мы о чем-то умалчиваем, чего-то боимся.

В-четвертых, первые годы развития стримингов были временем престижного контента, который не думает о том, как окупаться, а должен просто максимально громко о себе заявлять. И эта пора, очевидно, проходит, а планка задрана очень высоко. Зритель невероятным образом развращен разнообразием. Поэтому сейчас мы просто вынуждены дотягивать до того уровня, который был раньше. И очевидно, что будет стагнация. Не знаю, будет ли откат, думаю, нет. Все-таки потому, что очень много людей в индустрию приходит с горящими глазами.


Про тенденции в сериалах

Приходит тенденция историй про ближний круг — комедии про семью как спасение от всех бед.

Есть тренд на истории про подвижников, людей с миссией — тех, кто пытается что-то маленькими шагами делать. Это и сериал «Нулевой пациент», и «Плейлист волонтера» с фестиваля Original+.

Еще одна тенденция — заигрывание с киберпространством, виртуальной реальностью. Например, сериалы «Киберпапа» и «Одна жизнь» фантазируют о том, как можно спрятаться от реальности в пространстве игры.

«Зритель развращен разнообразием». Интервью с Егором Москвитиным о фестивалях кино и сериалов

Кадр из сериала «Киберпапа»

«Зритель развращен разнообразием». Интервью с Егором Москвитиным о фестивалях кино и сериалов

Кадр из сериала «Макрон»

Еще одна особенность нашего времени — городское фэнтези, так называемая русская метафизика. У нас был сериал «Сны Алисы» про девочку, которая может видеть преступления, которые произойдут в будущем. Это история в духе компьютерной игры. Девочка, у которой объективно скучная жизнь, она не верит родителям и вообще живет в кризисе, потому что у нас нету искренности и прозрачности между поколениями. И вдруг она начинает видеть что-то вокруг себя.

Есть тенденция историй про женщин, которые сами определяют, как распоряжаться своей жизнью. Например, комедийный сериал «Макрон», где актриса Марина Александрова играет героиню, которая встречается с парнем на 20 лет младше, чем она. Это показывает, как сериалы подхватывают тренды, которые были в авторском кино два-три года назад. Так, еще пару лет назад на фестивалях в Берлине, Каннах, на ММКФ стали появляться проекты про «третий возраст» — про старичков, которые о-го-го как могут жить. Мы теперь видим как минимум три сериала, которые эту идею подхватывают. В 2021-м и 2022-м в мире вышло пять фестивальных фильмов про женщин, которые встречаются с парнями младше себя: российский «Первый снег», «В ритме ча-ча-ча», «Лакричная пицца», «Любовь по вызову», «Быстрый словарик любви». И вот через два года мы видим сериал, в котором женщина старше своего парня. Так что заглядывайте в авторское мировое кино — и будет понятно, что будет в сериалах.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости