Что приготовил Константин Богомолов для Малой Бронной

Чем хорош Константин Богомолов во главе Театра на Малой Бронной, мы уже рассказывали. Теперь можно говорить о конкретных планах: 1 августа новый худрук объявил программу на ближайший сезон. Театральный критик Антон Хитров – о предстоящих изменениях.

Что приготовил Константин Богомолов для Малой Бронной

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Первая новость (чисто организационная): с января Театр на Малой Бронной будет не на Малой Бронной. Здание закрывают на ремонт, а команда Богомолова переезжает во Дворец на Яузе, который недавно освободил «Современник» – там они должны проработать полтора года.

Первую премьеру сезона по неназванной пьесе Карло Гоцци – если что, это автор «Турандот» – готовит режиссер Олег Долин: судя по спектаклям Долина в РАМТ и Театре Наций, сказки, магия, фантастические гротескные персонажи – как раз его тема. Ближе к декабрю Кирилл Вытоптов, сотрудничавший с «Современником» и «Мастерской Петра Фоменко», выпустит «Слово о полку Игореве».

На весну намечены «Вишневый сад» – его поставит Владислав Наставшев, хорошо знакомый зрителям «Гоголь-центра», и Dreamworks Ивана Вырыпаева в постановке автора. Это отличная новость: Вырыпаева никто не ставит лучше Вырыпаева. Dreamworks выходит в копродукции с продюсерской компанией драматурга: Богомолов обещает, что у Малой Бронной теперь будет много совместных проектов с другими театрами.

Худрук анонсировал программу «Большие режиссеры маленьким зрителям»: есть надежда, что адекватного семейного театра в Москве станет чуточку больше. В планах – спектакль художника Андрея Бартенева по собственному тексту (Бартенев и детский театр – идеальное сочетание, комментировать тут нечего, просто посмотрите на это), а еще – «Чему я научился у змеи» по пьесе Ивана Вырыпаева и «Лунная масленица» по Павлу Пряжко (оба – солидные и «взрослые» авторы, для детей раньше не писали).

Что приготовил Константин Богомолов для Малой Бронной

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

У Малой Бронной будет собственная режиссерская лаборатория. Четверо студентов ГИТИСа и «Щуки» выпустят четыре эскиза, удачные работы станут репертуарными спектаклями.

Сам Богомолов собирается поставить в этом сезоне как минимум три премьеры. Для начала зимой выйдут его «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина. Эту комедию впервые сыграли в 1974 году именно на Малой Бронной: режиссером был Михаил Козаков – спустя восемь лет он снимет по ней кино. Когда такое название появляется в рядовом театре, это почти наверняка расчетливая попытка сыграть на зрительской ностальгии и зрительской же любви к комедиям, за которой не стоит никаких особенных творческих амбиций. В России развлекательный театр редко имеет отношение к искусству. Серьезные режиссеры не ставят кассовые комедии – они заняты либо классической литературой, либо социальными проблемами, либо театральным экспериментом. Но это не значит, что «легкий жанр» и творчество в принципе несовместимы: Богомолов совмещает и, надо сказать, вполне успешно. Например, в МХТ имени Чехова идут его спектакли «Сентрал-парк» и «Мужья и жены» по Вуди Аллену: это бродвейские комедии со звездами, в то же время – современный интеллектуальный театр. Видимо, первая премьера режиссера на Малой Бронной будет как раз в этом духе, тем более что «Покровские ворота» – смешная, но далеко не легкомысленная пьеса.

Весной худрук выпустит «Ифигению в Авлиде». Эта трагедия Еврипида для него все равно что «Преступление и наказание» для Камы Гинкаса: Богомолов ставил ее уже дважды – первый раз в Москве, а второй в Вильнюсе (правда, в литовском спектакле режиссер комбинировал «Ифигению» с другими пьесами древнего грека). Видимо, для Богомолова Еврипид – удобный способ познакомить труппу со своим режиссерским методом: в свое время он использовал сюжет об Ифигении, чтобы объяснить, чем его подход к психологическому театру отличается от общепринятого. Вкратце рассуждал он так. Дочь Агамемнона соглашается взойти на жертвенник. Что должна сыграть актриса – благородное самоотречение? Это непонятный мотив. А вот понятный: Ифигения хочет сохранить контроль над ситуацией. Ее так или иначе убьют – но добровольная смерть будет менее мучительной.

Что приготовил Константин Богомолов для Малой Бронной

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В отдаленных планах у худрука – «Война и мир» и «Судьба-индейка» по пьесе Анатолия Сафронова, которую в 1964 году ставил на Малой Бронной его учитель Андрей Гончаров. Главные вопросы к этим проектам: что режиссер оставит от неподъемного романа Толстого и зачем ему понадобилась комедия самого кондового советского драматурга?

Еще Богомолов хочет видеть в афише театра «Благоволительниц» Джонатана Литтелла – роман о холокосте, написанный от лица эсэсовца. Правда, кто будет над ним работать, пока неясно. Но замысел интересный – хотя бы потому, что российский театр очень мало работает с современной переводной прозой: недавний «Аустерлиц» Евгении Сафоновой по Зебальду в петербургском БДТ – скорее исключение, чем правило.

На словах получается умеренно консервативный театр без претензий на новые формы, зато с очень разнообразными и неочевидными названиями в репертуаре – в принципе, ровно то, что следовало ждать от Константина Богомолова в 2019 году. Что будет на деле – посмотрим.

Антон Хитров

08 августа