4 февраля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоится открытие уникального проекта, рассказывающего историю древней итальянской фрески IV века до н.э. Экспонат, хранящийся в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского, впервые представят широкой публике после реставрации.
На обработанной туфовой плите размером 56×39 см запечатлен молодой воин на коне рыжей масти. Его образ выделяется богатыми деталями: короткая кираса и золотой пояс надеты поверх красной туники — они указывают на высокий социальный статус персонажа. Особенно примечательна деталь — белая туника с пурпурной каймой, украшенная следами крови, свисающая с копья всадника. Это трофей, который символизирует победу над врагом и придает композиции дополнительный смысл.
История происхождения фрески не менее интересна, чем она сама. В 1871 году на территории древней Капуи (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) она попала в частную коллекцию семьи Дориа. Через несколько лет археолог Вольфганг Гельбиг продал ее музею Дерптского университета. После революции 1917 года экспонат переместился в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета, а затем в Воронежский художественный музей, где он хранился с 1933 года.
Долгое время фреску не выставляли — потемнения и трещина делали ее непрезентабельной, поэтому о ее существовании знали лишь специалисты. Только после реставрационных работ 2023–2024 годов, проведенных в Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, полотно обрело «вторую жизнь». Как отмечает реставратор Александр Горматюк, «живопись сохранила удивительную свежесть, позволяющую буквально прочувствовать технику древнего мастера».
Для тех, кто испытывает особый интерес к исследованию древней культуры, эта фреска — настоящая находка. Ее происхождение — примерно середина VIII века до нашей эры, то есть начало романизации кампанских земель. Она связана с живописной «школой» Капуи, одного из ключевых городов древней Италии. Такие росписи обычно украшали гробницы-цисты — захоронения аристократического происхождения, что подтверждается сложностью декоративной программы.
Проект стал возможным благодаря сотрудничеству ГМИИ им. А.С. Пушкина и Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского. По словам, куратора выставки, Ольги Тугушевой, это событие поможет вернуть древнему произведению его историческое значение и привлечь внимание к малоизученным аспектам древнеримской культуры.
Фото: Предоставлено пресс-службой музея
01 февраля