
Кандидаты на «Оскар» будут обязаны рассказывать, пользовались ли они нейросетями
Академия кинематографических искусств и наук рассматривает возможность введения обязательного раскрытия информации об использовании технологий искусственного интеллекта (ИИ) при подаче фильмов на номинацию премии «Оскар». Как сообщает IndieWire, это решение может стать ответом на растущую роль ИИ в создании фильмов.
Уже сейчас четыре фильма, номинированных на «Оскар» в категории «Лучший фильм», официально подтвердили использование ИИ в своих проектах. Среди них — байопик «Боб Дилан: Никому не известный», где технологии применялись для создания трюковых сцен с мотоциклами, и «Дюна: часть вторая», где машинное обучение помогло автоматизировать добавление голубого оттенка глазам актеров. Также ИИ был задействован в создании звуковых эффектов для «Эмилии Перес» и визуальных решений для «Бруталиста».

кадр из х/ф «Дюна: часть вторая», реж. Дени Вильнев
Возникает вопрос: где проходит граница между «традиционными» технологиями и искусственным интеллектом? Например, в iPhone используется ИИ для улучшения качества фотографий. Если вы делаете утреннее селфи на такой телефон, то, вероятно, оно в большей степени связано с искусственным интеллектом, чем любой фильм-номинант.

кадр из х/ф «Эмилия Перес», реж. Жак Одиар
Многие технологии, которые сегодня считаются стандартными в киноиндустрии, фактически основаны на принципах машинного обучения. Например, программное обеспечение Respeecher, используемое в «Эмилия Перес» и «Бруталисте», помогало улучшать диалоги в постпродакшене. Это не является чем-то новым, что существенно отличается от уже изветсных методов. Однако генеративный искусственный интеллект, который создает новые данные на основе анализа уже существующих, вызывает больше вопросов.

кадр из х/ф «Брутались», реж. Брэди Корбет
Режиссер «Бруталиста» Брэди Корбет опроверг слухи о том, что команда художников использовала MidJourney (ИИ для генерации картинок) с целью создания архитектурных концепций. Вместе с тем, выяснилось, что для создания двух концептуальных изображений в стиле цифровых рендеров 1980-х годов все же был задействован генеративный ИИ, хотя финальные эскизы были доработаны вручную.
Весной этого года члены Академии планируют пересмотреть свои правила, чтобы решить, стоит ли вводить обязательное раскрытие использования ИИ. Эксперты отмечают, что это может оказаться сложной задачей. Современное программное обеспечение, применяемое в кино, часто уже включает элементы ИИ, и проверка каждого инструмента на соответствие новым требованиям станет практически невыполнимой задачей.

кадр из х/ф «Аватар: путь воды», реж. Джеймс Кэмерон
Кроме того, ИИ уже стал неотъемлемой частью многих процессов, которые раньше выполнялись вручную. Например, в «Аватаре: путь воды» звуковая команда Джеймса Кэмерона использовала ИИ для разделения звуков, что помогло сэкономить недели работы по очищению шума от воды. Подобные технологии позволяют повысить эффективность производства, но также ставят вопрос о том, где заканчивается творчество и начинается автоматизация.
Введение обязательного раскрытия информации об использовании ИИ может стать важным шагом для обеспечения прозрачности в киноиндустрии. Однако сам термин «искусственный интеллект» настолько широк, что его определение может варьироваться от проекта к проекту. Пока Академия пытается найти баланс между инновациями и каноном, становится ясно одно: ИИ уже изменил кино, и его влияние будет только расти.
Фото: Barbara Zandoval/Unsplash
08 февраля