«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

«Мультимедиа Арт Музей» вернули городу: одна из самых любимых площадок москвичей снова принимает гостей после масштабной реконструкции. И там можно увидеть сразу восемь выставок. Наш арт-обозреватель Елена Шарова обошла все и теперь рассказывает, как и что лучше смотреть.

МАММ всегда был важным символом культурного уровня горожан. Туда стояли очереди, когда это еще не было мейнстримом — задолго до того, как в Третьяковке вынесли двери на экспозиции Валентина Серова. Ольга Львовна Свиблова, бессменный директор институции, обладает невероятным вкусом, хваткой и чутьем на все актуальное. Это с ее легкой руки вошла в моду фотография в Москве, а затем даже в самых неприличных компаниях находились те, кто знал выставочные планы МАММ назубок. Около полутора лет назад популярная площадка закрылась на ремонт: меняли коммуникации, перекрывали заново пол и крышу. И вот долгожданное открытие. С первых же выставок ясно: пол новый — музей старый. Поменяли внутренние коммуникации, но не способ коммуникации со зрителями. Архитектура, дизайн и сама суть выставок такая же, как и прежде. Большую часть экспонатов вы уже видели, если не первый год ходите по выставкам в Москве. Но все они выстроены концептуально, и осматривать их нужно снизу вверх: по задумке Ольги Львовны, тогда вы от прошлого поднимитесь вверх, к будущему, к экспозиционной жемчужине в виде выставки Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника». Но обо всем по порядку.


«Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Атлас нового мира»

«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. США. Калифорния. 2022. Предоставлено авторами

Этот проект встречает зрителя в фойе музея и представляет собой проекции на стене. Молодые итальянские художники Эдоардо Делилле и Джулия Пьермартири гуманными методами привлекают внимание к теме изменения климата. В отличие от активистов-вандалов, которые обливают супами и красками произведения искусства в музеях Европы, пара фотохудожников это искусство создает. С 2019 по 2022 год Делилле и Пьермартири объехали Азию, Африку, Европу и Америку. Они выбрали те регионы, которые в ближайшие десятилетия могут кардинально измениться. Во время своего путешествия художники проецировали изображения, смоделированные на основе пессимистичных прогнозов ученых, на реальные дома местных жителей — героев фотографий. Получились многослойные фантастические снимки, иллюстрирующие изменения, ожидающие нас в будущем. Вот их и показывают. Этот проект — как эпиграф к открытию МАММ, ремонт в котором Ольга Львовна в свое время сравнивала с апокалипсисом.


«Коллекция фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»

«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

Сара Мун. Света. Съемка для Хуссейна Чалаяна. 2000. Собрание Фонда Still Art

Этот проект занимает два этажа и напоминает зрителям о том, что МАММ вырос из Московского дома фотографии. Большая часть авторов снимков в разных форматах уже была здесь представлена, но посмотреть на эти произведения всегда любопытно. Тут сплошь первые имена: от Ирвина Пенна до Энни Лейбовиц — словом, первая десятка талантливых и лучших. По их работам можно проследить не только как менялись мода и фотография, но и какую эволюцию прошло современное искусство — от модернизма до постмодернизма. Среди моделей — Наталья Водянова, Карли Клосс и даже принцесса Диана. Экспозиция демонстрирует главные каноны красоты, вкусы и настроения общества XX–XXI веков.


«Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского»

«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

Юрий Рыбчинский был не только талантливым фотографом, но и невероятно чутким коллекционером, одним из первых в нашей стране. Свое собрание он завещал МАММ в 2007 году. А там невероятные вещи: и канонический портрет Владимира Маяковского Александра Родченко, и импрессионистическая «Трамвайщица» Бориса Савельева, и «Первые пассажиры метро — метростроевцы» Ивана Шагина — от авангардных ч/б снимков 1920-х до цветных экспериментальных кадров 1980-х. Большую выставку из собрания Рыбчинского показывали здесь в 2006 году. Как она повлияла на умы и эстетические предпочтения юных хипстеров середины 2000-х, можно понять, пролистав архивные номера журналов «Афиша»: те же позы, ракурсы, та же цветокоррекция. Словом, двойная ностальгия.


«Модницы XIX — начала ХХ века. Из коллекции МАММ»

«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

Неизвестный автор. Алексей Николаевич Тютчев с женой Анной Иосифовной и дочерьми Анной Алексеевной и Марией Алексеевной. Ярославская губерния (?). 1861—1864. Соленая бумага, акварель. Собрание МАММ

Это самая небольшая выставка. Вещи показывают по внешнему периметру большого зала, прямо возле лестницы. Но получилось интересно благодаря легким и остроумным пояснительным текстам историка моды Ольги Хорошиловой. Она рассказывает, какие кринолины носили модницы XIX века и за что их прозвали «клетками для пташек», почему российская знать любила переодеваться в сарафаны и кокошники а-ля рюс, кто мог позволить себе совершенно не гуманную шубу «на больших медведях» и на каком основании в мае 1910 года дискриминировали модниц в шляпках — перестали пускать в трамваи. Все эти истории подкрепляют снимки из собрания МАММ. По ним можно проследить, как российская мода всегда была частью мирового контекста и как в XX веке вдохновляла знаменитых модельеров.


«Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней», «Константин Батынков, Сергей Шеховцов. Футбол», «Алексей Каллима. Теорема дождя»

«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

Анатолий Егоров. Футбол на Красной площади. 1936. Серебряно-
желатиновый отпечаток. Собрание MAMM

Настаиваю: эти три проекта следует воспринимать как единое целое и продолжение разговора о спорте, начатом в этом году Третьяковской галереей выставкой «Век спорта». Ольга Львовна и кураторы Анна Зайцева и Мария Лаврова продолжают рассуждать на тему «чем был спорт в жизни советского человека и что значит для нас сейчас?». В экспозиции представлены снимки Александра Родченко и десятка других мастеров жанра. Они внимательно фиксируют физкультурные парады на стадионе «Динамо» и Красной площади. В кадре — знаменитые перформативные демонстрации успехов трудящихся, во время которых подтянутые комсомолки-красавицы со счастливыми улыбками выстраиваются в пирамиды, лысые культуристы в коротких шортах в едином порыве маршируют в светлое будущее. Спорт как средство пропаганды ценностей советской власти, спорт как идеологическая скрепа и национальная идея, перенятая у древних римлян, — ну, та, что про здоровый дух в здоровом теле. Эти кадры, безусловно, восхищают и пугают своей тоталитарной эстетикой.

Как продолжение разговора — два кураторских проекта Ольги Свибловой: «Константин Батынков, Сергей Шеховцов. Футбол» и «Алексей Каллима. Теорема дождя». Это работы, созданные специально для МАММ. В первом Константин Батынков вспоминает спорт из нашего детства: игры во дворах в мяч, просмотры матчей по старым черно-белым телевизорам. Эти воспоминания монохромные, размытые, но такие уютные и близкие. Дополняет их скульптура Сергея Шеховцова из пенопласта — оммаж знаменитой советской скульптурной группе «Футболисты» (1938) Иосифа Чайкова, хранящейся в Третьяковской галерее. Шеховцов переосмысляет монументальный образ и доводит его практически до абстракции. Инсталляция «Теорема дождя» Алексея Каллимы создана для одного зрителя. Вы попадаете в центр будущего стадиона. И когда вы в изумлении застываете на месте, погруженные в крики и море зрителей на трибунах, все резко замолкает. В зале установлены датчики, реагирующие на движение.


«Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника»

«Живем дальше»: Эрик Булатов и еще 5 выставок в обновленном МАММ

Эрик Булатов. Живу дальше. 1998. Бумага, цветной карандаш.
Собрание Бориса Исаенко

Это самый главный проект в музее и очень личный для Ольги Львовны. Она летала к Эрику Булатову в Париж, чтобы вместе собрать экспозицию, и взяла у него серию интервью, которые стали основой каталога проекта. Смотреть одно без другого можно, но зачем? Ведь, чтобы понять, оценить Эрика Булатова, так важно слышать его голос. Понятно, что произведения говорят сами за себя, но, когда вы читаете эти диалоги, вам открывается новая, неизмеримая глубина. В них художник объясняет название выставки, а также почему горизонт красный, как уловить свет в его «черной» графической серии, как читать тексты в работах и так далее. Это первая за десять лет большая выставка мастера, на которой мало живописных произведений и в основном представлена графика. Отсутствие больших холстов, которые нашим музеям практически нереально сейчас привезти из Европы в Москву, Ольга Львовна обыгрывает разговором со зрителем о том, что обычно скрыто, о мастерской художника, о том, как подготовительный рисунок, вышедший из-под руки гения (простите, но иначе Булатова не назвать), становится самостоятельным и важным высказыванием.

Фото: Эрик Булатов. Горизонт (вариант
картины 1971-1972 годов). 1982.
Бумага, цветной карандаш, гуашь
Собрание Владимира
Антоничука

Елена Шарова

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости