10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Работы советских фотографов, художественная азбука Юрия Злотникова и фантазии об образе идеального мужчины — арт-обозреватель Елена Шарова выбрала десять актуальных выставок в Москве, которые не стоит пропускать.

«Владимир Вейсберг. От цвета к свету»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

В. Г. Вейсберг. Апельсины в черных бумажках на черном столе. Собрание InArtibus/ГМИИ имени А. С. Пушкина

Художник Владимир Вейсберг известен московской музейной публике как мастер «невидимой живописи» — картин, в которых очертания предметов точно проступают из дымки. Эти композиции, написанные белым по белому, стали самыми узнаваемыми вещами мастера. Но на выставке показывают и его «цветной период» — вещи, в которых Вейсберг исследует цвет, фактуру и композицию. Это невероятные натюрморты и портреты, вдохновленные Полем Сезанном — любимым художником Вейсберга. Он был настолько поглощен его произведениями, что в 1955 году устроился в Пушкинский музей разнорабочим, чтобы иметь возможность каждый день созерцать, изучать, постигать саму их суть. Сейчас Сезанн и Вейсберг — соседи. Их работы можно увидеть в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

ГМИИ для Владимира Вейсберга стал местом силы, куда он приходил каждый день и где рождались его невероятные идеи. Поэтому вдова художника передала его произведения в коллекцию музея, где их изучением много лет занималась талантливый искусствовед Анна Юрьевна Чудецкая. Ее памяти посвящена экспозиция. В семи разделах можно проследить путь мастера от экспериментов с цветом до создания практически монохромных, тонких и бестелесных полотен, от эмоционального восприятия искусства к интеллектуальному. Словом, это важнейшая экспозиция ни на кого не похожего художника-интеллектуала.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12
До 30 июня, билеты по 650 рублей


«Тибет. Хань Юйчэнь»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Хань Юйчэнь. Прелестная пастушка. 2012. Ханьданьский художественный музей Хань Юйчэня/Третьяковская галерея

Смотреть новый проект в Третьяковке следует, вооружившись оптикой не искусствоведа, но ученого-антрополога. По реалистичным полотнам художника Хань Юйчэня можно запросто изучать уклад жителей горного Тибета, написанных на фоне завораживающих пейзажей. Современное искусство Китая в целом тяготеет к гиперреализму как форме, а тут художник применяет его к содержанию: в мельчайших подробностях передает расписание местных.

Все интересует Хань Юйчэня: и выпас коз, и праздник, и поход женщин за водой на реку, и игры детей в кольца. Он подробно фиксирует костюмы и украшения — от его пристального взгляда не ускользает ни одна подробность. Хань Юйчэнь считает, что Тибет исцеляет души, помогает очистить их от бесконечной суеты и надуманных ценностей больших городов. Масштабное полотно «Пастушка» занимает целую стену в Третьяковке. Художник говорит, что увидел эту сцену, достал блокнот и тут же сделал зарисовки, а затем в мастерской написал уже на холсте маслом. И эта работа стала одной из самых популярных в его творчестве.

Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 12
До 19 мая, билеты от 600 рублей


«Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

В. Микоша. На корте/предоставлено пресс-службой

В Центре визуальной культуры Béton показывают произведения 50 мастеров советской фотографии. Интересно, что кураторы проекта не делают акцент исключительно на первых именах. Для того чтобы не выделять кого-то из авторов, их работы расположили в алфавитном порядке. К примеру, рядом со снимками Эль Лисицкого помещают кадры фотокорреспондента Бориса Кудоярова.

На выставке — вся фотопалитра авангардного десятилетия: тут и пикториализм, и конструктивизм, и соцреализм. Есть работы очень личные. Как, например, снимок Владимира Маяковского. Обычно на официальных портретах поэт крайне серьезен, а тут на его лице нежная улыбка, потому что вторая модель в кадре — пушистый пес Скотик. Словом, выставка понравится поклонникам фотографии, жанра понятного и такого любимого.

Béton, Якиманская наб., 2, корп. 1
До 26 мая, билеты по 500 рублей


«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Якопо да Эмполи (Якопо Кименти). Натюрморт. Около 1625/ГМИИ имени А. С. Пушкина

Приглашаю вас на самую умиротворяющую выставку весны. Ее куратор — Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник музея, доктор искусствоведения и крупный специалист по итальянскому искусству. А это первая выставка, посвященная барочному натюрморту в нашей стране. На Волхонке представлено 70 произведений, из них 65 живописных полотен, четыре графических листа и одна наборная флорентийская столешница из полудрагоценных камней.

Все эти натюрморты когда-то украшали палаццо римских, неаполитанских и венецианских коллекционеров. Затем были куплены в XVIII веке собирателями из России, а позже попали в запасники ведущих музеев нашей страны, где значились как работы «НХ», то есть кисти неизвестных художников. Их виртуозно атрибутировала (установила имена авторов) Виктория Маркова. Виноградные гроздья, спелые арбузы, турецкие ковры и жемчуга можно читать как азбуку, трактовать их смыслы. А можно наслаждаться их живописным языком, поэтично говорящим нам: все вокруг — суета, и только искусство вечно. Причем по элементам натюрморта можно иногда догадаться, из какого он города. Например, картины с изобильными рыбными уловами предпочитали неаполитанцы, гроздья винограда в интерьере любили рассматривать римляне, а венецианцы предпочитали музыкальные инструменты.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12
До 26 мая, билеты по 650 рублей


«Соткано»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Фонд культуры «Екатерина»

Так сложилось, что вышивки и ткани считаются уделом художниц. Мол, видите объект из текстиля — точно дело девчачьих рук. Но выставка «Соткано» мягко борется с этим стереотипом и доказывает: у материалов нет гендера. В экспозиции около сотни работ, созданных современными художниками и художницами.

Во всех смыслах яркий тому пример — работы Ростана Тавасиева. В его произведениях мягкие игрушки играют важные роли: они и главные герои, и инструменты. Это у Ростана такой метод, называется «бегемотопись». Он предлагает снизить градус серьезности в восприятии искусства и понять, что это тонкая игра со смыслами, ассоциациями и воспоминаниями.

Художница Надя Зубарева вяжет свои объекты из грубой стальной проволоки — получаются эфемерные конструкции. Конечно, эффектнее они выглядят на природе: Надя часто размещает их под открытым небом. В центре ее внимания — человек, пришедший из «ниоткуда с любовью» и растворяющийся в пространстве и времени. Вот такая выведенная из проволоки поэзия.

Всего на выставке четыре условных раздела, где произведения группируют по принципам работы с материалом: традиционные вышивки соседствуют с современными мультимедиа-конструкциями. Разные техники и разные смыслы сплетаются в ладную и эффектную экспозицию, которую нельзя пропустить.

Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5
До 12 мая, билеты по 250 рублей


«Юрий Злотников. Сигнальная система»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Ю. С. Злотников. Композиция. 1959/Tretyakovgallery.ru

Юрий Злотников — абстракционист и изобретатель своего живописного языка. Я тут часто говорю что-то вроде «этот художник вдохновлялся тем-то, но имел собственный, ни на кого не похожий, выразительный язык». Но это тот случай, когда мастер действительно придумал свою художественную азбуку и назвал ее «сигнальная система».

Работы из этой серии и показывают сейчас на Крымском Валу. В конце 1950-х Злотников начал разрабатывать свою методологию передачи эмоциональных и физических состояний человека через вот такие композиции. На первый взгляд это абстрактные работы, чем-то напоминающие нам вещи Пита Мондриана, но в основе сочетания этих фигур лежат новейшие для середины XX века исследования в психофизиологии. Определенные линии должны вызывать у нас раздражение или грусть, другие — умиротворение или радость. Эти приемы Злотников описывал в своих заметках, которые также представлены на выставке. Кураторы придумали показать архив, будто пустить зрителей в творческую лабораторию художника. Ну а для того, чтобы точно разобраться в «сигнальной системе», будет издана книга, описывающая шаг за шагом исследования художника.

Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10
До 14 июля, билеты по 600 рублей


Love

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Алена Ракова. Из серии Pony. 2024/галерея 3L

Это персональная выставка художницы Алены Раковой, которая подписывается псевдонимом Exantres. Специально для экспозиции она создала несколько серий работ. Первая — Lovers («Любовники») — это тонкие, хрупкие очертания зарождающихся отношений. На картинах нечетко прорисованные пары сливаются в объятиях.

Вторая серия — Pony — это нежные воспоминания о детстве, в котором мы всегда ищем опору. На крупноформатных холстах трогательные девочки обнимаются с гигантскими котами, прижимают к себе пушистых кроликов и засыпают, облокотившись на пони. Колористика работ, как и положено для такой темы, конфетная. Образы размытые, словно стертые от времени. Тут нет четких линий, все переходы плавные и томные.

Обе серии — это рассказ о безусловной, поддерживающей любви, которая дает нам силы жить даже в сложные времена и подсвечивает розовым и зеленым серые будни. Словом, вы уже поняли: эти работы — любовь с первого взгляда, так что приглашаю вас обязательно посмотреть на них в галерее, точно получите удовольствие. 3L Gallery — это камерный проект, в котором также можно увидеть дизайнерские предметы интерьера.

Галерея 3L, ул. Льва Толстого, 23, корп. 1
До 1 июля, вход бесплатный


«Мужчина моей мечты»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Cheglakovfoundation.org

Известный куратор Полина Лобачевская собрала подруг-художниц и предложила им пофантазировать об образе идеального мужчины. Получились произведения в разных техниках. Тут и живопись, и графика, и инсталляции. И герои самые разные.

Катя Филиппова пишет Дэвида Бекхэма в образе Чеширского кота. Смотришь на эту вещь и сразу как будто бы обнаруживаешь сходство. А вот художница Мабри мечтает о Хамфри Богарте и Брюсе Уиллисе. Она представляет их как персонажей старых черно-белых фильмов. Ну, таких, где артисты обычно многозначительно молчат и носят шляпы. Нонна Горюнова повесила в экспозиции «Зеркало только для мужчин», в котором каждый посетитель становится ее идеалом. Серия графики в стиле Льва Бакста от Натальи Жерновской посвящена прогулке художника Владислава Мамышева-Монро в образе короля Людовика XIV.

Словом, выставка получилась ироничная и игривая — для создания кокетливого весеннего настроения самое то. Главное — уточните график работы на сайте, он плавающий. Фонд Чеглакова — это частный проект коллекционера и мецената Андрея Чеглакова, и все, что там делают в последнее время, получается хорошо.

Выставочное пространство фонда Андрея Чеглакова, Большой Знаменский пер., 13, стр. 1
До 12 мая, вход свободный


«На ощупь»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

К. Емельянова. Долгожданный дождь. 2023/«Триумф»

Выставка Кати Емельяновой. Работы выполнены в самых разных техниках, потому что их автор — мультимедийная художница, которая занимается и скульптурой, и фотографией. В новом проекте она передает свои мысли об Африканском континенте. В ее работах переплетаются реальность и мифология, а также наши представления и мечты об этих далеких странах.

Художница создает тотемные образы, вдохновленные стихиями природы. Скульптуры духов выполнены в смешанной технике из глины, древесины и металла. Они тут словно части выдуманного культа, а масштабные окисленные листы металла, декорированные цветными бусинами, напоминают о сакральном значении украшений и орнаментов в культурах различных народов.

Галерея «Триумф», ул. Ильинка, 3/8, стр. 5
До 21 апреля, вход свободный


«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

И. Е. Репин. Пейзаж с лодкой. 1875/Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин не только сам был выдающимся мастером, но и имел редкий для художника талант преподавателя. Он не конкурировал со своими учениками, как это часто бывает в творческой среде, а поддерживал студентов во всем. Среди его воспитанников — Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь и многие другие. Их работы и показывают сейчас в «Новом Иерусалиме» вперемешку с работами учителя.

Экспозиция делится на три тематических раздела. Первые два посвящены пейзажам и зарисовкам в классе — тут можно изучить пленэрные этюды, трогательные портреты близких и автопортреты юных студентов, когда они работали еще не на заказ, а для себя. Третья часть экспозиции рассказывает об экспериментах художников с импрессионизмом и даже экспрессионизмом. Отдельная находка куратора — вставки с цитатами и архивными снимками Ильи Ефимовича и его учеников.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Ново-Иерусалимская наб., 1
До 28 июля, билеты по 600 рублей

Фото: «Мастер Репин. Павел Шмаров. Крестьянки в роще. 1949/©Музей русского импрессионизма

Елена Шарова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться