Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

После месячного перерыва в «ГЭС-2» стартовала выставка «Настройки». Музыкальный проект, который учит воспринимать искусство через звуки. Честно говоря, по описанию на сайте мало что было понятно об экспозиции, поэтому мы сходили сами и узнали, о чем проект и зачем на него идти.

О чем выставка

Музыкальный проект «Настройки» состоит из двух частей — выставочной и концертной. Посетители услышат звуковые работы, которые специально для «ГЭС-2» создали современные композиторы Эдуард Артемьев, Вангелино Курентзис и другие. Еще в программе выступления ансамблей современной музыки.

На парковке, в березовой аллее и на этажах Дома культуры расположились семь акустических инсталляций. Там можно услышать самые разные звуки — от полицейской сирены до восточных мотивов. Кого-то такой саунд расслабляет, а для кого-то, наоборот, становится невыносимым. Каждый слушатель находит для себя свои ассоциации. Четкой рекомендации, откуда начинать выставку, нет, но уже на Проспекте Дома культуры вы услышите звуки, напоминающие оркестровую яму, настраивающую инструменты.

Идея проекта возникла еще в 2020 году, в разгар пандемии. Тогда многие авторы думали о том, как теперь будет выглядеть искусство, и творили в непривычных формах. «Настройки» должны были стать первой выставкой в «ГЭС-2», чтобы настроить посетителей на пространство звуком, но стартовала только в апреле этого года.


Вангелино Курентзис. «Резонанс»

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C

Братья Вангелино и Теодор Куртензисы специально для Проспекта ГЭС-2 написали 20-минутную пьесу, а оркестр musicAeterna под управлением Теодора исполнил. Это мощный звук, напоминающий прибытие космического корабля, восточные мотивы или оркестровую яму. Для записи была разработана специальная система: 24 музыканта разместились друг от друга на таком же расстоянии, как динамики, через которые композиция транслируется на Проспекте.


Владимир Раннев. «Настройка»

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C

Эта звуковая инсталляция состоит из финальных нот, позаимствованных Владимиром Ранневым из 115 музыкальных сочинений XVIII–XIX веков. Эти отрывки как будто бы складываются в новую, очень светлую композицию с яркими мажорными нотами.


Эдуард Артемьев. «„ГЭС-2“. Антология. Часть I»

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C

В светлом зале с видом на березовую рощу звучит композиция Эдуарда Артемьева. Он писал музыку для «Сталкера» и «Соляриса» Тарковского. В галерее — перезаписанные и заново сведенные композиции из мультфильма «Девочка и дельфин», военной драмы «Жаркое лето в Кабуле» и других советских картин. В зале можно посидеть, полюбоваться природой и мысленно отправиться в беспечное прошлое.


Олег Гудачев. «Архипелаг»

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C

«Архипелаг» — это звуковые ландшафты, записанные в разных концах земного шара. Здесь вы услышите и работу самой большой гидростанции Китая, и шум Нью-Йорка, и даже песню Фредди Меркьюри. Эти звуки однозначно вызывают тревогу, а вибрация как бы проходит по всему телу.


Дмитрий Власик. «ГЭС-2 Опера»

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C

Оперу можно услышать на парковке. Звуки смешиваются с шумом машин, и не всегда понятно, где опера, а где двигатель или колеса. У этой инсталляции долгая предыстория: в 2015 году перед реконструкцией ГЭС-2 режиссер Всеволод Лисовский записал рассказы сотрудников электростанции, а поэт Андрей Родионов превратил их в произведение. Это и стало либретто к «ГЭС-2 Опере», премьера которой прошла в 2019 году. Теперь же эхо постановки, напоминающее призрачные звуки, звучит на парковке Дома культуры.


Владимир Раннев. «Китеж»

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C

В темном зале можно лечь на удобный диванчик и послушать музыкальную легенду о затонувшем граде Китеже. Владимир Раннев переосмыслил оперу Римского-Корсакова, и теперь новая электронная версия напоминает звук старых качелей и призраков.


Дарья Звездина. I Must Go Seek Some Dewdrops Here

Электронная опера Римского-Корсакова и звуки сирены: о чем выставка «Настройки» в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C

Шестидесятиминутную пьесу «Искать должна здесь капли я росы» Дарьи Звездиной (при участии Андрея Гурьянова) можно послушать в роще. Сначала звук кажется обезличенным, но со временем превращается в голос. Музыка то собирается в одном месте, то рассеивается по всему пространству. Сама Дарья сравнивает свою работу с «акустической грибницей» — живой структурой, которая постоянно создает новый звуковой ландшафт.

Выставка работает до середины мая, вход бесплатный.

Материал подготовила Диана Иванова

Фото: Глеб Леонов/© Фонд V-A-C

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

18 апреля, 2022

Новости