Форма поиска по сайту
Все материалы

«Май декабрь». Рецензия кинокритика на провокативную драму с номинацией на «Оскар»

Тодд Хейнс — один из самых тонких и мастеровитых режиссеров в американском авторском кинематографе. Его фильмы («Вдали от рая», «Кэрол») получали множество номинаций на «Оскар» и другие награды. Новая лента Хейнса, вышедшая в прошлом году, «Май декабрь» — фильм, который многие издания (в том числе мы) включали в списки лучших картин года, наконец выходит в прокат. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, что особенного в драме об актрисе, решившей узнать получше о жизни необычной супружеской пары, и почему ее стоит смотреть.

This browser does not support the video element.

Arthouse Distribution

В 1992 году Грейси было 36 лет, а Джо, ученику и однокласснику ее собственного сына, — 13. Это не помешало ей совратить привлекательного парня, даже будучи замужней женщиной с детьми. Когда пикантная история стала достоянием общественности, женщина, разумеется, попала в тюрьму на два десятка лет. Уже за решеткой она родила сына и, когда вышла на свободу, стала официальной женой Джо, успевшего разменять к тому времени четвертый десяток. Теперь они, кажется, счастливы вместе, растят уже третьего ребенка, а первый, больше похожий на младшего брата собственного отца, планирует поступать в колледж. Историей необычной пары заинтересовалась звезда мыльных опер Элизабет, мечтающая выйти в высшую лигу. Для этого она решает познакомиться с Грейси поближе, чтобы в будущем сыграть ее в независимом фильме, который сама же и спродюсирует, рассчитывая таким образом пробиться наверх.

«Кино про педофилию!» — подумает первым делом особенно неравнодушный читатель. И конечно, будет неправ. Подобный сюжет — не влажная фантазия режиссера Тодда Хейнса, большого знатока любви во всех ее проявлениях, а интерпретация вполне реальной истории, вдохновленной кейсом Мэри Кэтрин Летурно. Справедливости ради стоит заметить, что сценаристы Сами Берч и Алекс Механик (супружеская пара, если вдруг это важно) историю для пущего драматизма как будто «слегка» приукрасили. Летурно действительно совратила своего студента Вили Фуалаау, причем дважды (второй раз — прямо во время тюремного срока, который из-за этого был увеличен), и получила тогда в сумме семь с половиной лет тюрьмы, максимальное наказание на тот момент; в фильме же — 20 с лишним лет. Впрочем, тут нет противоречия: случай с Летурно произошел в штате Вашингтон с более мягким законодательством; в Джорджии, где разворачивается действие фильма Хейнса, за подобное преступление можно получить до 30 лет.

Arthouse.ru

Возникает, кстати, с ходу вопрос: а зачем надо было вообще переносить действие в другой штат? Или, допустим, менять национальность героя (Вили Фуалаау был самоанцем, у Джо — корейская кровь)? Ответы на все эти вопросы можно додумать или вычитать в интервью, но после просмотра фильма все они будут, по сути, не столь важны. События разворачиваются в городке Саванна, вернее, его пригороде Тайби-Айленде — курорте со скромным населением в три тысячи человек, который живет за счет туристов, приезжающих сюда летом. Атмосфера бесконечного праздника из солнца, теплой воды и великолепной природы располагает к тому, чтобы воспринимать это место как настоящий рай на земле, где наконец-то смогли найти свое счастье Грейси и Джо. Они правда словно живут своей лучшей жизнью: он работает, она занимается хозяйством и воспитывает детей. Правда, как это всегда бывает в фильмах Тодда Хейнса, за внешним размеренным великолепием скрывается ворох проблем. К которым добавляется новая — не в меру любопытная актриса Элизабет, вроде бы невинная (можете ли вы себе представить Натали Портман в ином образе?), но на деле тоже со скрытыми мотивами.

«Май декабрь» — кино очень тонкой и в то же время предельно понятной психологии. Это авторское творение со всеми вытекающими (неторопливый темп, отсутствие желания понравиться зрителю, интеллектуализация бытового сюжета), но смотреть его совсем не скучно. В том числе за счет великолепного сценария, в котором каждая деталь на своем месте. Зритель, предпочитающий напитки покрепче, слова покороче, клюнет на актеров и острую начинку — ух, мол, клубничка с Джулианной Мур, сейчас как посмотрим! Однако в итоге, скорее всего, разочаруется: «горяченького» тут, как раз, крайне мало, хотя самым простым было бы превратить фильм в дешевую эротику с провокативной предысторией. Хейнс слишком уважает своих героев (Летурно умерла в 2020 году, однако ее муж до сих пор жив и растит их детей), чтобы эксплуатировать их ради дешевых понтов. Для него эта история — повод поговорить о нетерпимости, предрассудках, влиянии общественного мнения на частную жизнь и — неожиданно — о природе кино.

Arthouse.ru

Нетрудно провести некоторую параллель между создателями фильма и Элизабет. Она — привлекательная женщина, довольно молодая (с Джо, как и с Грейси времен совершенного ею злодеяния, они ровесники, что в дальнейшем сыграет свою роль в их взаимоотношениях), хотя для ее возраста — 36 лет — уже почти поздно совершать скачок в карьере актрисы. Ее явно тяготит положение просто «милой мордашки»: на сессии Q&A в местной школе первый вопрос, который она получит, будет о том, каково ей сниматься в постельных сценах. И, раз уж она так хороша именно в том, что касается секса и кино, Элизабет решает совместить эти два обстоятельства, включившись с головой в исследование прототипа своей будущей героини, уставшей от скандалов и сенсаций домохозяйки Грейси, которая просто хочет спокойно жить и печь торты. И, как часто бывает в кино, Элизабет балансирует на грани профессионального любопытства и вполне конкретного и недопустимого перехода личных границ.

Иначе говоря, «Май декабрь» — это фильм о том, что вообще значит эта сакральная для многих подпись «основано на реальных событиях». Особенно если это не события, связанные с, допустим, подвигами и прочими геройскими поступками, а экранизация сложных, спорных и просто зачастую неприятных историй из жизни людей, которые, возможно, давно бы хотели об этом забыть. О том, насколько вообще чужой человек имеет право вмешиваться в эти «реальные события», интерпретировать их, осмыслять и, в конце концов, эксплуатировать — ведь что такое кино, если не эксплуатация жизни?

Arthouse.ru

Логично, кстати, что об этом говорит именно Тодд Хейнс, сам не раз снимавший фильмы, связанные с реальными историями: «Бархатная золотая жила» о глэм-сцене 1970-х; «Меня там нет», вдохновленный биографией Боба Дилана; «Темные воды» по нашумевшему в США делу о корпорации DuPont, которая годами наносила непоправимый ущерб экологии. Он мягко, очень тактично и одновременно тактильно показывает мастер-класс, как рассказать реальную историю, при этом ни разу не сделав больно своим прототипам. Ну и конечно, не стоит и говорить о том, что это невероятно красивое кино (Хейнс — один из главных поэтов в американском кинематографе), великолепно разыгранное (помимо Мур и Портман, откроете для себя потрясающего Чарльза Мелтона, любимчика Райана Мёрфи) и идеально сложенное драматургически. Начинаясь как провокативная драма, «Май декабрь» тлеет, чтобы в финале взорваться весьма неожиданным аккордом — и в итоге мягко научить зрителя терпению, умению прощать ошибки и знанию, когда стоит вовремя остановиться.

18+

Фото: Arthouse.ru

Афанасьев Иван