У сказки о бедной падчерице десятки экранизаций, а скоро выйдет еще одна — «Месть Золушки», в которой добродетель не приветствуется, а вот потыкать в обидчиков ножами — это пожалуйста. Выпустит кровавую версию ITN Studios, в их послужном списке уже есть «Винни Пух кровь и мед» со второй частью на этапе постпродакшена. Рассказываем, зачем нужны сказки и почему снимать хорроры на материале, предназначенном для детей, — не такая уж и странная идея. И, конечно, посоветуем, что посмотреть! Осторожно, подборка исключительно для взрослых.
Кадр из фильма «Месть Золушки»
Многие знают, что в народных сказках волки действительно кусаются — убийства, насилие и отрубленные конечности здесь в порядке вещей. К примеру, в народной версии «Красной Шапочки» не было счастливого конца — волк просто съел бедняжку и все. Жестоко, ничего не скажешь. Но становится понятнее в контексте — вплоть до XVII века понятия «детства» не существовало в принципе, поэтому никто не адаптировал истории под неокрепшие умы. Устные сказки, которые передавались из поколения в поколение, — это такой короткий и мрачный путь к пониманию того, как все устроено. Плюс важно понимать, что такого рода сказание, пока не было записано, могло видоизменяться — не только из-за забывчивости рассказчика, но и для того, чтобы лучше подходить под конкретную ситуацию. Главная мораль сводится к очень простому высказыванию: «только попробуйте ослушаться родителей!».
У народного творчества был долгий путь переосмысления — конечно, зависело это и от самих собирателей и издателей фольклора, будь то Шарль Перро или Братья Гримм. Самые современные версии были переизобретены преимущественно компанией Disney — истории очистили от темных элементов, добавили более понятную мораль и счастливые концовки на радость маленьким зрителям. И вот какой путь у сказок дальше — по сути сегодня все чаще фантазии на экране возвращают к жестким мотивам, но не совсем к тем, что были в первоначальной устной форме. Точнее, создатели заимствуют некоторые из них — например, судя по трейлеру «Месть Золушки» одна из сестер действительно отрезает себе палец, чтобы влезть в туфельку (также, как было в версии, записанной братьями Гримм). Но канва повествования все равно будет современной, ожидания от фильма «Месть Золушки» такие же, как и от любого второсортного хоррора — беготня с криками, слэшер моменты со слишком громкими звуковыми эффектами, кровь на лице у красивой девушки и много насилия. В общем, создатели хорроров вдохновляются народными версиями, но точно не пересказывают их. То, что мы видим все чаще на экране — это адаптация адаптаций.
Собрали не самые очевидные экранизации сказок, которые вы, возможно, еще не видели.
Кадр из фильма «Гензель и Гретель»
Мрачный и местами омерзительный южнокорейский хоррор — иносказательная интерпретация сказки, записанной братьями Гримм.
Мужчина едет по шоссе и спорит по телефону со своей беременной девушкой. Он увлекается, теряет управление и спустя время приходит в себя в темном лесу. Вдруг появляется девочка в идеально белом платье и с фонарем в руках, она отводит мужчину в шикарный дом посреди леса — со скульптурами, зеленой лужайкой и непонятно для кого существующей вывеской «дом счастливых детей». Внутри все не сделано из пряников, как в сказке, но дом весь сияет игрушками и украшениями. Съесть его нельзя, вообразить как будто бы тоже. Когда мужчина попытается уйти, у него, конечно, ничего не выйдет.
Пугающие дети, люди-фарфоровые куклы и необычное переосмысление немецкой сказки — это не гениальное кино, но постановочный дизайн и мрачные (а порой и отвратительные) сюжетные повороты впечатляют.
Кадр из фильма «Соблазн»
«Русалочка» Ганса Христиана Андерсена, действие которой происходит в коммунистической Польше конца 80-х.
Девушки-русалки, как им и положено, развлекаются охотой на людей — поют им серенады и затаскивают неосторожных жертв в воду. Это музыкальный (!) хоррор — в какой-то момент русалок приглашают выступить в ночном клубе. Когда песни становятся популярными, девушки все больше погружаются в мир людей — получается такое исследование нашего общества со стороны мифологических существ. Ну и как же без любовной линии: одна из сестер влюбляется в обыкновенного парня.
Кадр из фильма «Красная шапочка»
Тут прям наромантизировали от души — героиня Аманда Сейфрид живет в сказочной деревушке на краю темного леса, любит одного, а ее выдают замуж за другого. Этот фильм сняла Кэтрин Хардвиг, и после просмотра вы не удивитесь, что главная звезда послужного списка режиссера — это «Сумерки».
Крошечная деревня, вокруг горы. Все ходят угрюмые и полураздетые, несмотря на то, что на улице лежит снег. По ночам, правда, просто так не разгуливают — в полнолуние на охоту выходит злобный волк. Сказку поместили в действительно красивые декорации, да и художник по костюмам постарался — создать атмосферу получилось. Но тут, конечно, есть свои странности — инквизитор Гэри Олдман, который пытает умственно отсталого мальчика, не всегда удачная игра актеров и бессвязные диалоги. Получилась довольно выразительная, но местами провальная басня, жанровая фантастика, какой ее видят девочки-подростки. В общем, это «Сумерки» без эффектного персонажа-мужчины, так что не ждите, что тут у кого-нибудь также ярко засияет кожа.
Кадр из фильма «История двух сестер»
В основу фильма легла корейская народная сказка «Роза и Лотос» — получился психоделический хоррор про двух сестер и их злобную мачеху в царстве безумия.
Режиссер Ким Джи-ун делает невероятное — он умеет снимать ужасающе кровавые хорроры («Я видел дьявола») наряду с абсурдно смешными комедиями («Грязный король»). Этот хоррор считается культовым на родине режиссера. Литературный первоисточник «Истории двух сестер» осовременили, но менее жестоким он не стал — сюжет в том, что девочка возвращается из психиатрической клиники, куда она попала после смерти матери. Теперь она живет в доме мачехи. Спустя время выясняется, что последняя тоже нездорова: она принимает какие-то таблетки, а по ночам ей слышатся звуки. В доме есть кто-то еще… Страшных моментов тут не так много, но они сделаны, так сказать, со вкусом. Красиво, созерцательно, невменяемо и очень печально — галлюцинации смешиваются с реальностью, на экране вас ждет сплошное эстетическое и противоречивое безумие.
Кадр из фильма «Страшные сказки»
Кошмарные сюжеты и полет дикого воображения — в основе фильма лежит произведение Джамбаттисты Базиле, неаполитанского поэта и писателя-сказочника.
У трех волшебных царств большие проблемы. В одном королева страдает от того, что не может забеременеть, во втором король пытается вырастить огромную блоху, а в третьем старуха выдает себя за молодую женщину. Все на экране очень красиво — больше похоже на бесконечный карнавал образов. Тут много эротики, кошмаров, гротеска и всего, что очень мало похоже на обычный мир. Визуальные элементы превосходны, а вот законсервировано это в довольно неуклюжую форму, которая, как желе, растеклась почти на два с половиной часа хронометража. Прекрасные образы и игра Сальмы Хайек, Венсана Касселя и Ширли Хендерсона, к сожалению, не всегда вытягивают повествование. Посмотреть на параллельный мир средневековья и его невероятную сюжетную неразбериху, все равно, пожалуй, очень даже стоит.
Текст: Анастасия Меньшикова
19 февраля