Новый фильм Кристофера Нолана, посвященный жизни американского физика и создателя ядерной бомбы Роберта Оппенгеймера, обсуждают уже несколько месяцев — начиная с мемов и гонки с «Барби», заканчивая слухами о том, что в нашем прокате его все-таки покажут под названием «Дубак». Это самый длинный фильм в карьере режиссера, а еще самый нетипичный. Почему? Давайте разберемся!
Universal Pictures
Кристофер Нолан за всю свою карьеру ни разу не снимал биографическое кино. Да, в его фильмах есть исторические личности (например, Никола Тесла в «Престиже») и реально происходившие события (эвакуация солдат из Дюнкерка), однако все это далеко от понятия «байопик». «Оппенгеймер» же — это глубокое погружение в разум одного конкретного ученого, история его профессионального триумфа и морального поражения. Нолан до этого никогда столь дотошно не вдавался в изучение персонажа, при этом «Оппенгеймера» назвать академическим байопиком язык не повернется.
Во-первых, у фильма своя концепция: мы наблюдаем за историей создания атомной бомбы как бы от первого лица. И в процессе узнаем все о Роберте, его личной жизни, окружении и внутренних терзаниях. Во-вторых, большая часть хронометража посвящена судам и допросам «разрушителя миров» уже после окончания Второй мировой. Для того чтобы такие чисто разговорные сцены работали и не вводили зрителя в сон, нужна мощная сценарная основа, острые диалоги и запоминающиеся реплики. Если вы вспомните минималистичный, зачастую безмолвный «Дюнкерк» или заумный «Довод» с трудно перевариваемыми объяснениями, то еще сильнее удивитесь, насколько качественно и доступно Нолан в этот раз прописал своим героям реплики. И это с учетом того, что чаще всего они разговаривают химическими формулами и обвинениями в коммунизме.
Но даже если сценарист хорошо постарался и прыгнул на своем поприще выше головы, в кино во многом все зависит от того, как его текст разыграют актеры. В «Оппенгеймере» Кристофер Нолан решил поиграть в Уэса Андерсона и собрал самый невероятный актерский состав в своей карьере, на перечисление которого уйдет пара абзацев. Тем не менее «Оппенгеймер» целиком и полностью принадлежит Киллиану Мёрфи. Нолан подарил харизматичному ирландцу, возможно, роль всей его жизни. Никто бы не смог одними лишь глазами сыграть сначала детский восторг от своего собственного научного открытия, а затем трепет от ужаса, когда к герою приходит осознание, какой мощи оружие он только что создал.
У Мёрфи в «Оппенгеймере», как бы выразились ученые, высокая валентность, то есть удивительная способность создавать прочную химическую связь с любым актером в кадре. Особо запоминающимися получились сцены с Мэттом Дэймоном в роли генерала Гровса, прожженного вояки и, кажется, единственного друга Оппенгеймера, а также с Робертом Дауни — младшим, сыгравшим руководителя комиссии по атомной энергии США Льюиса Штраусса.
В «Оппенгеймере» ловко сочетается камерность происходящего с размахом настоящей библейской притчи о том, как человек дерзнул бросить вызов самому Богу. Вместе с оскароносным композитором Людвигом Горанссоном и одним из лучших операторов современности Хойте Ван Хойтема Нолан создал нечто, что можно охарактеризовать как интимный блокбастер. Спокойные рассудительные сцены научных изысканий вырываются из душных лабораторных комнат и наполняются столь необходимым для придания масштаба пафосом — как раз благодаря эпичной музыке и завораживающим крупным планам.
Кульминационной сценой фильма становится испытание атомной бомбы. Как известно, Нолан — противник компьютерной графики, и здесь ее тоже практически нет. Как они вместе с оператором изобразили взрыв — само по себе большое кинематографическое чудо. Технически «Оппенгеймер» безупречен и наверняка удостоится в соответствующих номинациях не одной и не двух статуэток «Оскар».
Несмотря на то что «Оппенгеймера» уже сейчас можно назвать одной из главных картин 2023 года, все же короновать ее шедевром в карьере Нолана отважится не каждый. Дело не в фильме, а в режиссере. Нолан — редкий кинематографист, который снял 12 полнометражных лент, и ни одну из них нельзя окрестить откровенно плохой. Этот человек совершил сразу три кинематографические революции — в жанре комиксов («Темный рыцарь»), в жанре нуара и его повествовании («Мементо») и, наконец, в жанре военного кино («Дюнкерк»). И это еще умолчим про «Интерстеллар», «Престиж» и «Начало» — фильмы, которые до сих пор не теряют актуальности и свежести при каждом повторном просмотре.
Однако все же «Оппенгеймер» — очень важный фильм в карьере Нолана. Это, вне всяких сомнений, его самое зрелое и личное произведение. Тревожное послание, полное переживаний о хрупкости человеческих ценностей и страха перед войной завтрашнего дня. И кому, как не Кристоферу Нолану, об этом переживать, ведь он столь же хорош в создании миров, как Роберт Оппенгеймер — в их разрушении.
Текст: Вадим Богданов
14 сентября, 2023