Кадр из фильма
Вечно живая классика, сейчас слегка подзабытая — возможно, по причине определенной мрачности фильма Александра Столпера. В экранизации романа Константина Симонова отражены самые первые, тяжелые и трагические месяцы войны, когда немецкие войска наступали, а советские несли огромные потери. События показаны глазами военного корреспондента Ивана Синцова, который видит героизм людей, обреченных на почти неминуемую смерть — и которые все равно не сдаются. В ролях — россыпь звезд нашего кино: Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Кирилл Лавров, Евгений Самойлов, Борис Чирков и многие другие.Кадр из фильма
Еще один важный фильм, связанный с Константином Симоновым: в этот раз он сам написал сценарий по мотивам собственной повести (и, кстати, сам выбрал Алексея Германа на роль режиссера). И снова история военного журналиста — Василия Лопатина, который накануне 1943 года едет в командировку на Кавказ, но параллельно заезжает еще в несколько мест. И видит, как живет страна там, где война как бы остается на периферии — как люди готовятся праздновать Новый год, как снимают кино, как любят и ждут своих родных с фронта. Важнейший фильм для Юрия Никулина, которого, кстати, могло в нем и не быть — руководство «Ленфильма» требовало заменить актера, похожего, как они считали, «на какого-то алкаша», но за него заступился сам Симонов.Кадр из фильма
Еще один фильм, связанный теперь уже с Алексеем Германом, а также его отцом, Юрием Германом: Алексей Юрьевич вместе со своей женой Светланой Кармалитой написал сценарий по мотивам незаконченной повести отца. Снял фильм в итоге Семен Аранович — опытный документалист, работавший и в игровом кино. Все это повлияло на фактуру «Торпедоносцев»: перемешанный с хроникой фильм о буднях команд двух бомбардировщиков, для которых каждый новый вылет может оказаться последним, покорил зрителей реализмом и невероятным уровнем достоверности. Тяжелое, трагическое и очень честное кино.Кадр из фильма
Прототип хитового «Т-34» — общих примет полным-полно, судите сами: команда пленных танкистов, которых фашисты на территории Германии сажают в «тридцатьчетверку», чтобы испытать на них новейшее противотанковое оружие, сбегает с полигона и начинает сеять хаос в тылу немецкой армии. Помимо того, что это весьма зрелищный боевик про месть проклятым нацистам, это еще и духоподъемная драма: герои фильма знают, что их гусеничное ралли рано или поздно закончится трагедией, но все равно решаются наподдать врагу напоследок. Один из критиков в свое время назвал «Жаворонка» «советским танковым вестерном» — и в целом не погрешил против истины.Кадр из фильма
Снявший фильм Игорь Таланкин до этого поставил в 1960 году совместно с другим легендарным кинематографистом Георгием Данелией «Сережу» — похожий по интонации фильм о мальчике, которого обстоятельства чуть не разлучили с родителями. Во «Вступлении» (тоже, кстати, по сценарию Веры Пановой) в центре внимания — уже подростки Володя и Валя, и их жизнь разрушила уже война. Фильм о том, как важно в тяжелое время не забывать про семейные связи, хранить домашний очаг и относиться к людям вокруг по-человечески. Считается, что именно с этой картины начался взлет популярности Нины Ургант.Кадр из фильма
Фильмы про Великую Отечественную, снятые во время самой войны, — это всегда случай особый. Марка Донского, одного из самых экспрессивных советских режиссеров, обожали Сталин и Рузвельт, итальянские неореалисты не раз говорили, что вдохновлялись «Радугой», и благодаря ей с Донским мечтал познакомиться сам Ингмар Бергман. Что же такого в этом фильме? Это концентрированная боль: партизанка Олена в захваченном фашистами селе пытается бороться с врагом, но все вокруг если и не умирает, то молчит, как будто давно мертво. Тогда Донской, кажется, смог схватить ощущение войны как чего-то настолько ужасного, что просто не передать словами.Кадр из фильма
Вышедший в один год с «Радугой», в 1943-м, схожий с ним по интонации фильм Фридриха Эрмлера — настоящий документ эпохи: кино про женщину, которая мечтала о тихой семейной жизни, но чья семья была уничтожена, и тогда она взяла в руки оружие, чтобы сжить со света нацизм. Еще одна жестокая, честная и мрачная история о женщине на войне как о чем-то противоестественном и ненормальном. Трагический фильм окружали трагические же события: цензоры хотели запретить его к выходу за особо жестокие сцены, сценарист Алексей Каплер в момент съемок отбывал срок в Воркутлаге за роман с дочкой Сталина, а муж исполнительницы главной роли Веры Марецкой погиб на фронте незадолго до премьеры. Вся эта боль и сформировала вокруг этого малоизвестного сейчас фильма флер важнейшего произведения об ужасах войны.Кадр из фильма
Но ужасы ужасами, а верить в лучшее все равно хотелось. За позитивную интонацию взялся главный по мюзиклам в СССР — Иван Пырьев, снявший перед этим классические музыкальные комедии «Трактористы» и «Свинарка и пастух». Это история любви мужчины и женщины, которых разъединяет война, но они договариваются встретиться на Большом Каменном мосту в Москве, когда та закончится. И встречаются! Сила фильма была в том, что вышел он в 1944 году, когда боевые действия еще шли, но ощущение победы над врагом уже было разлито в воздухе. А супруга Пырьева, актриса Марина Ладынина, стала одной из главных кинодив в послевоенном кино СССР благодаря роли в этой картине.Кадр из фильма
Еще один фильм, косвенно связанный с именем Алексея Германа. Виктор Аристов, автор «Пороха», работал с Германом в качестве второго режиссера на «Двадцати днях без войны», а также ассистировал другим режиссерам, писал сценарии и снимался как актер у Киры Муратовой. Поэтому к своему первому фильму он пришел довольно поздно — аж в 42 года. И тут же стал триумфатором: «Порох», военная драма о том, как в Ленинград во время блокады была доставлена баржа с порохом для артиллерии, получил ряд важных наград на родине и за рубежом и стал классикой военного кино. Невероятно реалистичный, этот фильм достоверно показывает быт войны, в котором, как оказывается, тоже скрыто немало героизма.Кадр из фильма
И возьмем один современный фильм — в последнее время обретший вторую молодость, но во время выхода как будто не совсем понятый публикой. «Кукушку» снял Александр Рогожкин, режиссер «Особенностей национальной охоты», и это был весьма неожиданный для широкого зрителя опыт: антивоенная притча о трех людях, говорящих на разных языках, — русском солдате, пленном финне и саамской отшельнице, оказавшихся в одном месте. Война подходит к концу, но для этих троих она, кажется, никогда не закончится — а всем им так хочется мира! Если вы вдруг не видели этот удивительный и недооцененный шедевр современного российского кино, то самое время ознакомиться — и открыть для себя другого, многим незнакомого, тонкого и метафоричного Рогожкина.Фото: «Кукушка»/ctb.ru
Читайте также
Читайте также