Форма поиска по сайту
Все материалы

Кто еще сражался за Родину. Отличные, но не самые известные фильмы про Великую Отечественную войну

Многие из нас росли на таких шедеврах, как «Они сражались за Родину», «Офицеры», «Баллада о солдате», «Летят журавли» и других. Но в огромном мире военного кино есть множество картин, которые просто не вошли в списки «вечной классики». Кинокритик Иван Афанасьев собрал десять выдающихся и не всем известных фильмов о Великой Отечественной.

«Живые и мертвые»

Кадр из фильма

Вечно живая классика, сейчас слегка подзабытая — возможно, по причине определенной мрачности фильма Александра Столпера. В экранизации романа Константина Симонова отражены самые первые, тяжелые и трагические месяцы войны, когда немецкие войска наступали, а советские несли огромные потери. События показаны глазами военного корреспондента Ивана Синцова, который видит героизм людей, обреченных на почти неминуемую смерть — и которые все равно не сдаются. В ролях — россыпь звезд нашего кино: Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Кирилл Лавров, Евгений Самойлов, Борис Чирков и многие другие.

«Двадцать дней без войны»

Кадр из фильма

Еще один важный фильм, связанный с Константином Симоновым: в этот раз он сам написал сценарий по мотивам собственной повести (и, кстати, сам выбрал Алексея Германа на роль режиссера). И снова история военного журналиста — Василия Лопатина, который накануне 1943 года едет в командировку на Кавказ, но параллельно заезжает еще в несколько мест. И видит, как живет страна там, где война как бы остается на периферии — как люди готовятся праздновать Новый год, как снимают кино, как любят и ждут своих родных с фронта. Важнейший фильм для Юрия Никулина, которого, кстати, могло в нем и не быть — руководство «Ленфильма» требовало заменить актера, похожего, как они считали, «на какого-то алкаша», но за него заступился сам Симонов.

«Торпедоносцы»

Кадр из фильма

Еще один фильм, связанный теперь уже с Алексеем Германом, а также его отцом, Юрием Германом: Алексей Юрьевич вместе со своей женой Светланой Кармалитой написал сценарий по мотивам незаконченной повести отца. Снял фильм в итоге Семен Аранович — опытный документалист, работавший и в игровом кино. Все это повлияло на фактуру «Торпедоносцев»: перемешанный с хроникой фильм о буднях команд двух бомбардировщиков, для которых каждый новый вылет может оказаться последним, покорил зрителей реализмом и невероятным уровнем достоверности. Тяжелое, трагическое и очень честное кино.

«Жаворонок»

Кадр из фильма

Прототип хитового «Т-34» — общих примет полным-полно, судите сами: команда пленных танкистов, которых фашисты на территории Германии сажают в «тридцатьчетверку», чтобы испытать на них новейшее противотанковое оружие, сбегает с полигона и начинает сеять хаос в тылу немецкой армии. Помимо того, что это весьма зрелищный боевик про месть проклятым нацистам, это еще и духоподъемная драма: герои фильма знают, что их гусеничное ралли рано или поздно закончится трагедией, но все равно решаются наподдать врагу напоследок. Один из критиков в свое время назвал «Жаворонка» «советским танковым вестерном» — и в целом не погрешил против истины.

«Вступление»

Кадр из фильма

Снявший фильм Игорь Таланкин до этого поставил в 1960 году совместно с другим легендарным кинематографистом Георгием Данелией «Сережу» — похожий по интонации фильм о мальчике, которого обстоятельства чуть не разлучили с родителями. Во «Вступлении» (тоже, кстати, по сценарию Веры Пановой) в центре внимания — уже подростки Володя и Валя, и их жизнь разрушила уже война. Фильм о том, как важно в тяжелое время не забывать про семейные связи, хранить домашний очаг и относиться к людям вокруг по-человечески. Считается, что именно с этой картины начался взлет популярности Нины Ургант.

«Радуга»

Кадр из фильма

Фильмы про Великую Отечественную, снятые во время самой войны, — это всегда случай особый. Марка Донского, одного из самых экспрессивных советских режиссеров, обожали Сталин и Рузвельт, итальянские неореалисты не раз говорили, что вдохновлялись «Радугой», и благодаря ей с Донским мечтал познакомиться сам Ингмар Бергман. Что же такого в этом фильме? Это концентрированная боль: партизанка Олена в захваченном фашистами селе пытается бороться с врагом, но все вокруг если и не умирает, то молчит, как будто давно мертво. Тогда Донской, кажется, смог схватить ощущение войны как чего-то настолько ужасного, что просто не передать словами.

«Она защищает Родину»

Кадр из фильма

Вышедший в один год с «Радугой», в 1943-м, схожий с ним по интонации фильм Фридриха Эрмлера — настоящий документ эпохи: кино про женщину, которая мечтала о тихой семейной жизни, но чья семья была уничтожена, и тогда она взяла в руки оружие, чтобы сжить со света нацизм. Еще одна жестокая, честная и мрачная история о женщине на войне как о чем-то противоестественном и ненормальном. Трагический фильм окружали трагические же события: цензоры хотели запретить его к выходу за особо жестокие сцены, сценарист Алексей Каплер в момент съемок отбывал срок в Воркутлаге за роман с дочкой Сталина, а муж исполнительницы главной роли Веры Марецкой погиб на фронте незадолго до премьеры. Вся эта боль и сформировала вокруг этого малоизвестного сейчас фильма флер важнейшего произведения об ужасах войны.

«В шесть часов вечера после войны»

Кадр из фильма

Но ужасы ужасами, а верить в лучшее все равно хотелось. За позитивную интонацию взялся главный по мюзиклам в СССР — Иван Пырьев, снявший перед этим классические музыкальные комедии «Трактористы» и «Свинарка и пастух». Это история любви мужчины и женщины, которых разъединяет война, но они договариваются встретиться на Большом Каменном мосту в Москве, когда та закончится. И встречаются! Сила фильма была в том, что вышел он в 1944 году, когда боевые действия еще шли, но ощущение победы над врагом уже было разлито в воздухе. А супруга Пырьева, актриса Марина Ладынина, стала одной из главных кинодив в послевоенном кино СССР благодаря роли в этой картине.

«Порох»

Кадр из фильма

Еще один фильм, косвенно связанный с именем Алексея Германа. Виктор Аристов, автор «Пороха», работал с Германом в качестве второго режиссера на «Двадцати днях без войны», а также ассистировал другим режиссерам, писал сценарии и снимался как актер у Киры Муратовой. Поэтому к своему первому фильму он пришел довольно поздно — аж в 42 года. И тут же стал триумфатором: «Порох», военная драма о том, как в Ленинград во время блокады была доставлена баржа с порохом для артиллерии, получил ряд важных наград на родине и за рубежом и стал классикой военного кино. Невероятно реалистичный, этот фильм достоверно показывает быт войны, в котором, как оказывается, тоже скрыто немало героизма.

«Кукушка»

Кадр из фильма

И возьмем один современный фильм — в последнее время обретший вторую молодость, но во время выхода как будто не совсем понятый публикой. «Кукушку» снял Александр Рогожкин, режиссер «Особенностей национальной охоты», и это был весьма неожиданный для широкого зрителя опыт: антивоенная притча о трех людях, говорящих на разных языках, — русском солдате, пленном финне и саамской отшельнице, оказавшихся в одном месте. Война подходит к концу, но для этих троих она, кажется, никогда не закончится — а всем им так хочется мира! Если вы вдруг не видели этот удивительный и недооцененный шедевр современного российского кино, то самое время ознакомиться — и открыть для себя другого, многим незнакомого, тонкого и метафоричного Рогожкина.

Фото: «Кукушка»/ctb.ru

Афанасьев Иван