Форма поиска по сайту
Все материалы

Лучшие спектакли начала театрального сезона в Москве

Сентябрь в столичных театрах выдался очень урожайным — более 20 премьер всех форм и жанров. «Сити» рекомендует 11 постановок, от которых у вас точно останутся яркие впечатления.

«Самоубийца»

МХТ имени А. П. Чехова

Предоставлено пресс-службой МХТ имени А. П. Чехова

Этот спектакль ознаменовал собой возвращение из Петербурга в Москву режиссера Николая Рощина, который семь лет был главным режиссером Александринского театра, и актера Ивана Волкова, который начинал карьеру в «Современнике», а потом много лет был выразителем режиссерских идей Николая, играя в самых разных его театральных проектах. Их совместная работа над «Самоубийцей» в МХТ оказалась очень сложносочиненной черной комедией. Драматург Николай Эрдман вряд ли на это рассчитывал, поэтому местами кажется, что текст сопротивляется постановщику и артистам. Но, с другой стороны, разве можно разыгрывать чистые репризы, когда мир сотрясают такие противоречия, как сегодня. Да, театроведы правильно говорят, что эта пьеса начинается с анекдота, а заканчивается трагедией, но момент, с которого общество начинает загонять главного героя Подсекальникова в гроб, определяет только человеколюбие режиссера.

6, 28 октября, 7, 15 ноября

«Я не убивала своего мужа»

Театр Наций

Предоставлено пресс-службой Театра Наций

Театр Наций продолжает приглашать к сотрудничеству зарубежных режиссеров. Новый спектакль — результат работы российских актеров с молодым китайским режиссером Дин Итэном. У себя в Китае он уже ставил сатирический роман одного из самых популярных в Поднебесной писателей Лю Чжэньюня «Я не Пань Цзиньлянь», но для России сделал новую версию. Чтобы долго не объяснять, что Пань Цзиньлянь — это женский архетип, широко используемый в художественной культуре как символ прелюбодеяния, хитрости и злодейства, название изменили на американский манер — «Я не убивала своего мужа». Интригует, но не ждите от постановки хоррора. Это чистая комедия с китайским колоритом — элементами кунг-фу и сменой масок из сычуаньской оперы… Получилось весьма остроумно. В каких-то сценах даже есть отсылки к спектаклям Дмитрия Крымова, с которым много и плодотворно сотрудничала Мария Смольникова, исполнительница главной роли в новой постановке. 12, 13 октября, 2, 3 ноября

«Как Фауст ослеп»

«Сатирикон»

Предоставлено пресс-службой театра «Сатирикон»

Режиссер Сергей Тонышев рискнул создать что-то посильнее, чем «Фауст» Гёте, представив свою версию знаменитой трагедии. Насколько этот риск оправдан, судить в конечном итоге зрителю, но блистательные артисты «Сатирикона», среди которых Екатерина Воронина, Владимир Большов, Денис Суханов и Лика Никонова, пустились в эту авантюру с полной отдачей. По воле режиссера они играют в первую очередь историю человека, по призванию спасающего других людей, а потом уже всю остальную философскую и мистическую подоплеки. Тонышев сравнивает свою режиссерскую работу со своеобразной операцией над человеческой душой и исследованием, есть ли вообще она — душа. 20 сентября, 6, 7, 27, 28 октября

«Сильва»

Театр Ермоловой

Предоставлено пресс-службой Театра Ермоловой

Велика любовь худрука Ермоловского театра Олега Меньшикова к музыке. Поэтому он взялся за знаменитую оперетту Имре Кальмана «Сильва». В программке Олег Евгеньевич значится как руководитель постановки, а это значит, что режиссеры Василий Козарь и Василий Буткевич будут действовать под его пристальным взглядом и брать за ориентир его представления о прекрасном. А оно в плане музыки весьма определенное — в этом вы можете убедиться, посмотрев проект Меньшикова «Оркестр мечты. Медь». Есть надежда, что «Сильва» выйдет такой же бодрой. Тем более что сам худрук сыграет в этой постановке импресарио Ферри — персонажа, которому отдан весь драматизм сюжета. Чтобы уравновесить актерский состав, из Театра Вахтангова была рекрутирована на роль матери главного героя, Цецилии, Ольга Тумайкина, давно уже раскрывшая свой комический дар в телевизионных скетч-шоу. 20, 21 сентября, 3, 27 и 28 октября

«Усадьба Ланиных»

РАМТ

Ramt.ru

Худрук РАМТа и мэтр отечественной театральной режиссуры Алексей Бородин вернулся к большой форме. На этот раз он решил взять в работу пьесу Бориса Зайцева, известного писателя Серебряного века, покинувшего Россию в 1922 году. Когда-то студийцы Евгения Вахтангова предложили ему «Усадьбу Ланиных» в качестве материала для его режиссерского дебюта. Так что текст, как говорится, с историей. И двойным дном: за словесным импрессионизмом автор спрятал довольно непопулярную мысль, что мы живем для самой жизни, на какие бы сложные времена она ни пришлась. И герои «Усадьбы Ланиных» отчаянно стараются реализовать свою жизнь по максимуму во всех ее противоречиях и нестыковках. Как будто в последний день. 20, 21, сентября, 3, 4, 18 октября

«Багдадский вор и черная магия»

Театр Маяковского

Pressa.mayakovsky/Ольга Стрелец

Свой мюзикл композитор Давид Тухманов и поэт Юрий Энтин написали еще в прошлом веке. Но хороший музыкальный материал, как известно, не стареет. Перепел же сейчас Сергей Лазарев хит Тухманова «Олимпиада-80», так почему же не сдуть пыль с рок-версии восточной сказки? Режиссер Егор Перегудов — человек серьезный, как-никак худрук академического театра, поэтому свою постановку он мюзиклом не называет. Это драматический спектакль с большим количеством музыки, и следование традициям русского психологического театра заботило режиссера не меньше, чем вокальные данные молодых артистов Маяковки. В результате попыток впрячь в одну телегу коня и трепетную лань родилась концепция постановки — про радость, свободу, и чудо. 20, 21 сентября, 5, 6, 30 октября, 10, 30 ноября

«Гусарская баллада»

Театр Российской армии

Teatr.armii

Если в Ермоловском театре десятилетия подряд мечтали об оперетте, то музыкальный спектакль «Гусарская баллада» более полувека являлся визитной карточкой Театра Российской армии. Сюжет этой героической комедии всем известен благодаря культовому фильму Эльдара Рязанова с Ларисой Голубкиной в главной роли. А замечательную музыку Тихона Хренникова до сих пор напевают меломаны старшего поколения. Режиссер новой постановки Татьяна Константинова решила, что надо как-то выделиться, и собрала всю музыку Хренникова, которая хоть как-то могла пойти в дело — из балета «Гусарская баллада», из спектакля «Много шума из ничего», из «Дуэньи», просто поп-хиты… Но это еще не все, что вас может удивить. В касте этого спектакля вы внезапно обнаружите Дмитрия Дюжева, Сергея Селина и Анну Большову. Так что вооружитесь биноклем, потому что даже первый ряд партера от сцены отделяет огромная оркестровая яма и понять, кто есть кто в этих бесконечных мундирах, — задача не из легких. 19, 20 сентября, 6 октября

«Боже мой!»

Театр «Шалом»

Предоставлено пресс-службой Еврейского музея

Еврейский театр для всех национальностей четко следует своему новому курсу, сформулированному худруком Олегом Липовецким: «Мы говорим о толерантности, соседстве, близости. О том, как оставаться собой даже в самые трудные времена». Следуя своей же парадигме Липовецкий выбрал для постановки пьесу известной израильской писательницы Анат Гов, чьи герои всегда обычные люди, которые многое теряют и многое приобретают, попадая в сложную драматическую ситуацию. В «Боже мой!» их всего двое — женщина и мужчина. И все действие представляет собой разговор психолога и «пациента», их споры и рассуждения на религиозные темы. Но оторваться от сцены невозможно — настолько остроумно и красиво все сделано.

28, 29 сентября, 6, 13 октября

«Чеховъ. Вишневый садъ. Нет слов!»

«Студия театрального искусства»

Предоставлено пресс-службой

Этой премьерой открылся юбилейный, 20-й сезон «Студии театрального искусства», и к столь серьезной дате основатель театра Сергей Женовач решил выпустить спектакль, который бы разрушил годами наработанную форму. Вместе с постоянным соавтором — художником Александром Боровским они перепредумали чеховский «Вишневый сад», переработав текст таким образом, чтобы театралам было интересно следить за тем, что выкинули, что пересказали своими словами, а что сыграли совсем без них. Главная приманка для остальной публики — Иван Янковский в роли Лопахина, которого режиссер почему-то решил сделать обаятельным, но нарциссичным и как-то по-глупому самоуверенным. Но обаяние Янковского способно оправдать даже такой спорный взгляд на персонажа. 21, 28 сентября, 4, 13, 28, 31 октября

«Гамлет»

Театр «Около дома Станиславского»

Okolo.ru

Консервативно настроенный зритель может сказать, что от «Гамлета» в этой постановке одно название. И отчасти это так и есть — вы будете долго выискивать шекспировские строки между текстом фельетона Власа Дорошевича про постановку англичанина Гордона Крэга в Художественном театре, фрагментами кинофильма Григория Козинцева, философскими размышлениями Евгения Шифферса и так далее. Режиссеры постановки Юрий Погребничко, Алексей Чернышев и Максим Солопов и не собирались ставить классику. Их цель — передать рефлексию о театре. А через что ее еще показать, как не через главную пьесу мирового репертуара? 17 октября

«Утиная охота»

Театр Вахтангова

Vakhtangov.ru

Будем честны, этот спектакль существует в первую очередь ради того, чтобы Максим Севриновский сыграл главную роль в лучшей вампиловской пьесе. И то, что поставлена она для камерного зала Симоновский сцены, — отдельный подарок поклонникам артиста. Рассмотреть можно будет, что называется, в мельчайших подробностях. Сомневаться в том, что роль Зилова идеально подходит Севриновскому, не приходится. Достаточно прочесть ремарку автора: «Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Так что Аскар Шалимов, воспитанник режиссерской мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, сделал верную ставку. 27, 30 сентября, 3, 11, 26 октября, 4, 12, 18 ноября

Текст: Максим Андриянов

Фото: предоставлено пресс-службой театра «Сатирикон»