Форма поиска по сайту
Все материалы

Придержи тьму. Рецензия кинокритика на сериал «Трасса»

На стримингах идет новый проект режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко («Хрустальный») — мрачный детективный триллер «Трасса» о пропаже детей на юге России. В главных ролях — Карина Разумовская, Александр Ильин — младший, Анна Михалкова, Елизавета Ищенко, Семен Серзин и другие. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этот сериал видится крайне важным и актуальным в современной России.

This browser does not support the video element.

Светлана Незнамова — опытная петербургская судья, известная своим перфекционизмом. С ней живет Кира — только-только отметившая 18-летие приемная дочь, которая надеется, что мама теперь раскроет ей тайну о настоящих родителях, но та не решается. В ярости Кира сбегает из дома и уезжает в Ставропольский край — искать ответы на вопросы. И пропадает. Последнее, что слышит мать, — это мольба о помощи в голосовом сообщении от девушки. Задействовав все свои связи, Светлана отправляется на Ставрополье искать дочь. В это же время и в этом же месте случается трагедия: юная Вита, живущая в маленьком поселке Тихий Ключ, рано утром застрелила родителей из карабина и пыталась повеситься — ее спасает от смерти сосед. Теперь следовательнице Эльвире Бараевой предстоит выяснить, связаны ли эти два дела с исчезновениями детей в округе, которые происходят далеко не первый год.

Кадр из сериала «Трасса»

Кадр из сериала «Трасса»

У «Трассы», как и у других совместных проектов Душана Глигорова и Олега Маловичко, есть одно неоспоримое достоинство: в него сложно не поверить. Даже несмотря на то что здесь хватает своих, удивительно неправдоподобных деталей. При желании, если начать копаться, можно найти и другие нестыковки и расхождения с реальностью, но это все на самом деле неважно. Даже в очень голливудской «Химере» реальность теневой наркоторговли была такой осязаемой, что после одной серии хотелось слегка продышаться. С «Трассой» та же ситуация.

Возможно, мрачные сюжеты даются Маловичко с такой легкостью потому, что он сам в детстве пережил травмирующий опыт со взрослым, который чуть было не закончился изнасилованием. Об этом и сериал «Хрустальный» — там главный герой тоже пережил травлю и сексуализированное насилие, а это темы, о которых в нашем обществе не принято говорить. Но Маловичко говорит, и поэтому просто неправильно думать, будто ему все это дается с легкостью — копаться в тяжелых событиях прошлого никогда не бывает приятным. Как не дается легко сериал и самому зрителю: смотреть «Трассу» тяжело, если вы из тех, кто подключается к главным героям. Но остановиться тоже сложно: это мрачный триллер о затаившемся зле, которое разлито в воздухе вокруг нас.

Кадр из сериала «Трасса»

Здесь тьмой пропитан воздух, она въелась в интерьеры и поглотила каждого персонажа — на это ощущение работает и изобретательная режиссура. Вроде жуткого кадра, когда центральная героиня, судья Светлана, прибывает в ставропольский аэропорт: свисающие с верхнего края экрана «зубы», являющиеся частью архитектуры здания, создают ощущение пасти, разинувшей свои челюсти. Вслед за «Хрустальным» Глигоров и Маловичко конструируют мрачный портрет российской глубинки, где висящее на стене чеховское ружье обязательно выстрелит, но в этом будет мало патетики и много самой бытовой, печальной трагедии. Живописный Курортный бульвар в Кисловодске превращается в яркое пятно на фоне общей серости — как акцент, дополнительное напоминание, что нечто плохое может происходить при свете дня.

Среди персонажей практически нет сугубо положительных, да что там — даже просто в меру нормальных. У каждого своя личная травма: например, судья Светлана втайне разрушает себя алкоголем и случайными связями, а в свободное время спит с влиятельным функционером (женатым). Кстати, в этом году выходил фильм «110» с очень похожей канвой: у женщины-юриста (на этот раз адвоката в исполнении Елизаветы Боярской) сложные отношения с юной дочерью, и она тоже является любовницей властного силовика, которого просит о помощи, когда происходит трагедия с ее ребенком. Есть ощущение, что этот мотив не случаен: и в «110», и в «Трассе» важным двигателем сюжета является духовный кризис в чиновничьем эшелоне, чьи представители вынуждены столкнуться с реальной жизнью, которая оказывается сложнее, чем им представлялось.

Кадр из сериала «Трасса»

Еще одна героиня-силовик, следователь Эльвира Бараева, тоже в непростых отношениях с детьми: работа ее засасывает, и она практически не уделяет времени сыну и дочери. Пропасть между старшим и младшим поколением — второй, еще более важный лейтмотив сериала: Маловичко, у которого трое детей и который сам знает, какими опасными могут быть взрослые, выводит эту линию уверенно и беспощадно. Все зло в этом мире исходит именно от самых сильных, а слабые становятся жертвами обстоятельств, даже застрелившая своих родителей Вита, очевидно, сделала это не случайно (так оно и есть) — не просто потому, что она начинающая маньячка. Все взрослые носят на себе печать мрачной тайны: соседа Виты Виктора, обнаружившего малолетнюю убийцу в петле, подозревают в убийстве собственной жены, хотя он с виду и мухи не обидит. Глава волонтерского отряда Андрей, который занимается поисками Киры, на первый взгляд безгрешен, но кто знает, какие тайны в себе хранит этот похожий на Иисуса человек? Семен Серзин в этом же году убедительно показал, что может быть настоящим зверем, в сериале «Эль Русо», так что не удивимся никаким трансформациям.

Кадр из сериала «Трасса»

«Трасса» — сериал для нашего времени очень важный, ведь он занимается тем, чего боятся и стесняются другие, более ориентированные на зрителя современные проекты: обличает банальность зла, с которым так легко сродниться и сдружиться, когда все вокруг буквально окутано им. Глигоров и Маловичко как бы говорят нам: мир взрослых — это мир плохо контролируемого насилия, жадности и обмана. И детей от него необходимо держать подальше всеми силами, иначе нам точно не светит никакое нормальное будущее.

Фото: кадр из сериала «Трасса»

Афанасьев Иван