Форма поиска по сайту
Все материалы

10 выставок в Москве, которые скоро закроются

Совсем скоро в галереях Москвы завершатся сразу несколько отличных проектов — от полотен Васнецовых до текстильных объектов. Собрали главные выставки, на которые стоит успеть до конца ноября.

«Степанова — 130. Посвящение художнице»

Богдан Чепрасов

В центре «Зотов» — финал юбилейного проекта по случаю 130-летия со дня рождения Варвары Степановой, представительницы русского авангарда. Она писала картины, создавала орнаменты для тканей, иллюстрировала книги, оформляла театральные постановки и писала стихи. Неслучайно Владимир Маяковский надписал ей один из своих сборников словами «неистовой Степановой». Выставка получилась международной: увидите работы дизайнеров из России, Беларуси, Кыргызстана, Венгрии, Швейцарии, Португалии и Мексики. Помимо этого, она стала частью биеннале графического дизайна «Золотая пчела» и объединила плакаты, созданные современными дизайнерами-графиками. Все они отсылают к тому или иному аспекту творчества Степановой. Например, за основу своего фотоколлажа венгерский дизайнер Иштван Хоркай взял задник картины Степановой, дополнив его портретом художницы и цитатой из другого авангардиста, Эль Лисицкого.

Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2 До 31 октября, вход бесплатный

«Нити»

ruarts.foundation

Нина Гомиашвили, куратор проекта, собрала текстильные работы 39 художников и представила оду ручному труду. Сначала она обратилась к образу из детства, знакомой многим сказке Ганса-Христиана Андерсена „Дикие лебеди“. Ее вдохновил эпизод с кольчугами из крапивы, способными возвращать человеческое обличье, и эта метафора стала центральной для экспозиции.

До недавнего времени нить была почти невидимым средством в современном искусстве, существует гендерное разделение между «высоким» искусством и феминизированным ремеслом. И одной из целей выставки было сделать нить «видимой», побудить зрителей переосмыслить свое отношение к текстильному искусству. Увидите работы Тани Ахметгалиевой, Сабины Байсаровой, Людмилы Барониной, Саши Брауловой и других. Одни из самых эффектных проектов — «В слоях страхов» Ульяны Елкиной в виде торта и «Мягкая музыка» Дмитрия Цветкова со скрипками и виолончелями.

Фонд Ruarts, Трубниковский пер., 6 До 3 ноября, билеты по 500 рублей

«Третье ухо»

Артем Виндриевский

В новом пространстве AZ/ART — выставка «Третье ухо». Если до этого шедевры шестидесятников показывали в стеклянных коробах, благодаря чему они, казалось, парили под сводчатыми потолками (центр AZ/ART расположен в исторических палатах XVII века), то теперь застройка отчасти состоит из фальшстен, которые имитируют звукоизоляционную обшивку. Все они дополнены объектами-ушами, которые буквально растут из стен. В подборке портретов знаменитых композиторов обязательно найдется парочка, у которых неожиданно загораются глаза (работы Андрея Рудьева). А уголок музыкальных инструментов дополняют гитара в технике топорописи Нестора Энгельке и совмещенный с головой оленя корпус виолончели — объект Вадима Михайлова.

По задумке куратора Александра Дашевского, эти и другие работы помогают лучше понять место, которое музыка занимает в жизни современного человека. При этом никаких разграничений между низким и высоким, серьезным и смешным в этом разговоре не предполагается. Звуки костра, которые имитирует трение металлических шариков, сосуществуют здесь на равных с имитациями пластинок The Beatles и Дэвида Боуи, а портрет Мусоргского подмигивает электронным глазом расположенному в другом конце зала солисту группы Scooter.

Центр AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1 До 4 ноября, билеты по 400 рублей

«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»

Пресс-служба Третьяковской галереи

Фамилия Васнецовых ассоциируется с репродукциями из школьных учебников. Это прежде всего работы Виктора — «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна-Несмеяна». А затем Аполлинария — средневековые пейзажи с уютной белокаменной Москвой. Но немногие смогут назвать имя внука Виктора Васнецова — Андрея, художника-монументалиста. Он был крупным мастером станковой живописи второй половины ХХ века и одним из основателей «сурового стиля».

В Третьяковской галерее на Крымском Валу решили восстановить справедливость и познакомить со всей художественной династией. Экспозицию построили таким образом, что работы Андрея идут в параллель с картинами Виктора и Аполлинария. Вещи из собрания Третьяковки тут дополнят экспонатами из 15 музеев и частных собраний — всего покажут около 200 работ. В том числе картину «Ковёр-самолёт», который «прилетел» из собрания Нижегородского художественного музея.

Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10 До 4 ноября, билеты по 900 рублей

«ВДНХ: Город Мечты. 85 лет главному месту событий»

vdnh.ru

Выставка достижений народного хозяйства открылась в августе 1939 года, и в этом году она празднует 85-летний юбилей. Ко дню рождения команда комплекса подготовила мультимедийный рассказ не только об истории места, но и том, какую роль сегодня играет ВДНХ в жизни города и ее жителей. Путешествие во времени стартует с прогулки по далекому прошлому. В двух залах увидите кадры из популярных фильмов вроде «Свинарки и пастуха» и «Подкидыша», а также архивные кадры с известными людьми разных эпох. А еще здесь покажут, как изменился парк: в музее повесили фотографии «До» и «После» каждого павильона.

ВДНХ, пр-т Мира, 119, Павильон «Рабочий и колхозница» До 4 ноября, вход свободный

«Природа предмета. Современный дизайн и традиции»

Анастасия Коптева и Александр Браулов «Красные куклы»

Совместный проект Московского музея дизайна и Третьяковкой галереи. Он знакомит с современным дизайном, который основан на культурном коде, традициях, обычаях и истории России. В экспозиции есть фиджитал-произведения, то есть соединяющие цифровой и физический мир.

Работы 43 художников представлены в девяти разделах: «Солнце как источник жизни», «Ткачество», «Народная смекалка в общении с миром», «Мифология» и других. В них кураторы размышляют о многообразии предметного дизайна, который, помимо эстетической функций, все чаще несет в себе глубокую рефлексию. Увидите многообразие техник и материалов — от инсталляции до панно, от стекла до металла. Из интересных кураторских находок — у выставки есть свой аромат, который разработали специально к открытию.

Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10 До 4 ноября, билеты по 400 рублей

«Город N и его обитатели. Фотография XIX — начала XX веков»

В Центре визуальной культуры Béton завершается выставка с фотографиями русской провинции более чем столетней давности. Кураторы собрали в одном пространстве снимки, начиная с дагерротипов 1840-х и отпечатков 1910-х. На кадрах — виды российских городов, портреты и жанровые сцены в библиотеках, на железных дорогах и фабриках. Все они намеренно обезличены: нет названных мест или героев. Такой подход не только придает загадочности, но и позволяет создать собирательный образ русской провинции и людей, которые в ней проживают.

Béton, Якиманская наб., 2, корп. 1 До 10 ноября, билеты от 700 рублей

«Форма-арт. Свет»

Александр Галактионов с макетом и деталями своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок»

Центр «РОСИЗО» скоро завершит выставку об архитектуре света. В основе проекта — не экспонаты, а форма их подачи. В залах показывают архивные видео и объекты из 30 музеев и частных коллекций. Они посвящены использованию сценического света с начала XX века до сегодняшнего дня. Пространство поделено на две зоны — свет на выставках и свет на церемониях. Узнаете о закулисье телевизионных премий, зенитных прожекторах, иллюминации Москвы и праздничном оформлении города по случаю Олимпиады-80. В интерактивных локациях попробуете себя в роли архитектора по свету.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Петроверигский пер., 4/1 До 10 ноября, билеты от 400 рублей

«Сотворение мифа»

Ульяна Подкорытова. Незнакомка

Панорама современного российского искусства последних десятилетий разместилась на двух этажах Фонда культуры «Екатерина». Проект объединил более 80 художников от Ильи Кабакова до начинающих авторов. Кураторы Дмитрий Гайков и Наталья Гудович разбили их работы на несколько тематических залов, в которых нашлось место отсылкам к древнегреческой культуре, Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу, русским народным сказкам и многому другому.

Все они посвящены мифотворчеству, так что в пространстве найдете разделы «Миф о русском», «Миф об искусстве», «Миф-природа» и многие другие. Большинство работ отсылают к знакомым в популярной культуре образам: например, «Мономаус» Андрея Помулева напоминает известного мультгероя, а «Незнакомка» Ульяны Подкорытовой переосмысляет знаменитую «Боярыню Морозову» Сурикова.

Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5 До 17 ноября, билеты по 350 рублей

«Природа будущего»

Вернакуляры, 2024/Найденные объекты, фотографии ВДНХ

Персональная выставка Аси Заславской «Природа будущего» работает в центре современной культуры «Солодовня» последние дни. Основой проекта стал архив малоизвестного советского художника Геннадия Мишенева. Заславская переосмыслила его работы и создала историю об избирательности памяти и травматичности смены контекстов. В нее вошло более 20 работ.

Проект разделили на пять секций — «Путь», «Система», «Собеседник», «Макет» и «Сад». В них по-разному показывают, как меняется наш взгляд на прошлое. Один из центральных объектов — световая инсталляция «Природа будущего». Она символизирует распределенные по коробкам вещи и переезд в «новую жизнь». Еще одним акцентом стал объект «Корни» — масштабные скульптуры из стали, которые подвесили к потолку, — метафора связей с окружающими людьми.

ЦСК «Солодовня», ул. Льва Толстого, 23, стр. 4 До 17 ноября, билеты от 400 рублей

Фото: Предоставлено пресс-службой Ruarts