Форма поиска по сайту
Все материалы

Не только карикатуры: чем удивляет выставка Кукрыниксов в московском «Манеже»

выставки музеи

06 ноября

В ЦВЗ «Манеж» до 15 декабря проходит ретроспектива Кукрыниксов — трио советских художников, прославившихся политическими карикатурами. Они создали яркий и хлесткий визуальный язык, на котором говорили о главных мировых событиях от Второй мировой до холодной войны. Среди 300 экспонатов, разместившихся на 2 000 квадратных метрах, нашлось место и для малоизвестных работ художников, раскрывающих их таланты с неожиданной для широкой публики стороны.

Художники П.Н.Крылов, М.В. Куприянов и Н.А.Соколов в мастерской. 1930- е._предоставлено из личного архива семьи Н. Соколова

Коллективный псевдоним Кукрыниксы был составлен 100 лет назад, в 1924 году, из первых слогов фамилий трех художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. После прижизненной выставки 1977 года ретроспектива в «Манеже» — первое масштабное чествование их наследия. Большинство работ, включая редко экспонируемые из-за их хрупкости плакаты, широкая публика может увидеть впервые. Костяк экспозиции, поделенной на 10 залов, образуют плакаты и карикатуры. Они «обрамлены» менее очевидными блоками, в которых скрываются настоящие сюрпризы.

rosizo.ru

С момента появления коллектива все свои совместные работы Кукрыниксы от замысла и набросков до последнего штриха создавали сообща. В редакциях журналов они появлялись лишь вместе, и если кто-то один плохо себя чувствовал, на больничный уходили все трое. При этом на выставке посетителей первыми встречают три мини-раздела, посвященные именно самостоятельным работам авторов, благодаря которым каждый из них обретает собственное лицо вместо безликого слога в общей аббревиатуре. Пафос обличения в этих камерных произведениях напрочь отсутствует. Лиричные наброски маслом или акварелью чаще всего создавались во время путешествий. Родившийся на Волге Куприянов много писал воду, Крылов (единственный профессиональный живописец из трех) умел очаровать своими цветочными композициями, а любимым жанром Соколова был пейзаж.

Совместные живописные полотна Кукрыниксов, написанные на исторические сюжеты, вынесены в отдельный зал. Они демонстрируют влияние русских передвижников и французского художника Оноре Домье. Центральное место среди дюжины полотен занимает написанная в 1963 году работа под названием «Конец» с изображением подземного бункера Гитлера в часы последнего штурма Берлина советскими войсками. На создание картины у художников ушло полгода. Как отмечают организаторы выставки, работая над живописными произведениями, Кукрыниксы стремились к достоверности, поэтому много времени проводили за исследованиями, выстраивая каждую композицию как мини-спектакль и позируя друг другу.

rosizo.ru

Влиянию Оноре Домье выставка обязана еще одной необычной жемчужиной. Если французский художник создавал керамические бюсты современных ему политиков, то Кукрыниксы оставили потомкам пять фарфоровых шаржей на режиссеров Мейерхольда и Станиславского, композитора Прокофьева, актеров Качалова и Москвина. В 1937 году они были удостоены золотой медали Всемирной парижской выставки. В «Манеже» фарфоровые шаржи соседствуют с рисунками. Объектами дружеской иронии художников чаще всего становились деятели культуры: Эйзенштейн, Чуковский, Шолохов и другие.

На театральном поприще Кукрыниксы впервые попробовали свои силы в конце 1920-х: оформить постановку своей пьесы «Клоп» им предложил лично Маяковский. Перед тем как приняться за разработку эскизов костюмов, представленных на выставке, художники создали шаржи на занятых в спектакле актеров, чтобы лучше прочувствовать характер будущих персонажей.

Художники Н.А.Соколов, П.Н.Крылов, М.В. Куприянов во время обсуждения рисунков в своей мастерской_предоставлено Российским государственным архивом кинофотодокументов

Сердцем экспозиции ожидаемо стали карикатуры и плакаты Кукрыниксов. Их первые опыты в этом направлении были в основном посвящены советской проблематике. Расширить фокус внимания помог Максим Горький, который посоветовал им «почаще заглядывать в Европу, за океан, за все наши рубежи». С начала 1930-х Кукрыниксы активно высказываются на внешнеполитические темы. В первый же день Великой Отечественной войны на улицах Москвы и других городов появился их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Дальнейший ход войны они комментировали со страниц ведущих журналов и в формате плакатов для «Окон ТАСС», аналога «Окон РОСТА» Маяковского. Авторами текстов к плакатам были главные писатели того времени, среди которых особое место занимал Самуил Маршак.

В 1945 году Кукрыниксы освещали ход Нюрнбергского процесса для газеты «Правда». В посвященном их зарисовкам зале показывают кадры того, как художники изучали мимику подсудимых в полевой бинокль (один на троих). Здесь же экспонируются сделанные в перерывах между заседаниями зарисовки восстанавливающихся после войны Нюрнберга и Берлина, силуэты простых людей, занятых своими повседневными делами.

Кукрыниксы_карикатура «Леди и джентльмены»_предоставлено Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО

Кукрыниксы_Новый-вид-вооружений_1979_из-коллекции-Александра-Гареза

Один из самых неожиданных разделов выставки — небольшой зал с книжной графикой, которой Кукрыниксы параллельно занимались с 1930-х годов. Начинали они с создания иллюстраций к роману Горького «Жизнь Клима Самгина», потом брались за Чехова, Салтыкова-Щедрина, Сервантеса, Ильфа и Петрова. На фоне остальных преимущественно монохромных работ особняком стоят яркие иллюстрации к «Мертвым душам», в которых цвет помогает раскрыть характер каждого персонажа. Но даже все перечисленное — далеко не полный список сюрпризов, которые ждут посетителей выставки Кукрыниксов в ЦВЗ «Манеж».

Фото: rosizo.ru