Форма поиска по сайту
Все материалы

Шайбу в кассу. В чем секрет успеха (и неуспеха) фильмов об известных спортсменах?

В марте 2025 года в прокат должен выйти фильм «Роднина» — экранизация биографической книги фигуристки Ирины Родниной, трехкратной олимпийской чемпионки и легенды советского спорта. Будет ли он успешным? Мы пока что не знаем, зато можем проанализировать, почему люди любят (и не очень) спортивные байопики. Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, в чем секрет успеха подобного кино, а что, наоборот, почти гарантированно потопит фильм в кинопрокате.

This browser does not support the video element.

Partners BO

Как выглядит топ-3 самых кассовых фильмов о спорте за всю историю? Вы сейчас, думаю, сильно удивитесь. Первое место занимает «Живешь только раз» (484 миллиона долларов!) — китайское спортивное драмеди комикессы Цзя Лин, которая также сама исполнила главную роль, о ленивой девушке, которая, чтобы быть поближе к понравившемуся ей тренеру, записывается в спортзал. Для сравнения: фильм «Битлджус Битлджус» Тима Бёртона этой осенью собрал 420 миллионов долларов.

Китайский фильм «Пегас 2» — про бывшего чемпиона мира по ралли, который пошел от безысходности работать автоинструктором, но в итоге взялся готовить к соревнованиям новую команду, собрал 476 миллионов. Наконец, на третьем месте — «Дангал» (305 миллионов), индийская биографическая драма про экс-чемпиона по борьбе, который решает воспитать из своих дочерей достойных наследниц.

Кадр из фильма «Живешь только раз»

Что, вы тоже впервые слышите про эти фильмы? И это нормально: фильмы про спорт не то чтобы пользуются огромной популярностью. Например, «Живешь только раз» занимает 16-е место в списках самых кассовых картин, сделанных в Китае (на первом стоит пропагандистская военная драма «Битва на озере» со сборами в почти миллиард долларов). И то лишь потому, что в Китае, как известно, население многочисленное, а самое главное — охотно ходит на блокбастеры отечественного производства, и у них это и впрямь блокбастеры (та же «Битва на озере» стоила аж 200 миллионов долларов). Для сравнения: «Движение вверх», самый кассовый российский фильм про спорт, собрал около 60 миллионов долларов, то есть в восемь раз меньше китайского «Живешь только раз».

И все же «Движение вверх» до 2019 года (до выхода «Холопа») оставался самой кассовой картиной, снятой в России, а по суммарным сборам в прокате уступал лишь «Аватару». Что важно — это не просто спортивная драма, а байопик, то есть фильм, основанный на реальной истории (в данном случае — на матче по баскетболу сборной СССР и США в 1972 году, в которой советские спортсмены выиграли). Если снова обратиться к цифрам, но в этот раз взять за основу не сборы, а количество зрителей, то выяснится, что охотнее всего люди ходят на сказки (сделайте удивленное лицо!): первые 12 строк занимают именно они, не считая «Движения вверх», «Т-34» и продолжения «Иронии судьбы». Но и тут фильм Антона Мегердичева почти всех обогнал: больше, чем на него (12 миллионов человек), ходили лишь на «Чебурашку» (22 миллиона).

Кадр из фильма «Движение вверх»

Ну и если еще чуть-чуть заморочиться и глянуть на первую двадцатку финалистов, то выяснится, что в России в целом больше любят, помимо вымышленных историй, либо фантазии на тему событий прошлого («9 рота», «Викинг»), либо — сюрприз, сюрприз! — фантазии на тему спорта (две части «Льда» и триквел на 21-м месте). Короче говоря, спортивные истории стабильно находятся в списке любимых тем, но они в основном вымышленные. Хотя есть огромное количество выдающихся спортивных достижений — шестиметровый прыжок в высоту Сергея Бубки, победа футбольной сборной на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году, биография Ларисы Латыниной… В общем, могли бы снимать и больше, потому что очевидно: зритель скучает по хорошим, мотивирующим историям.

Но недостаточно просто взять хорошую историю — нужно еще и сделать ее интересной. Вы, например, слышали про фильм «Один вдох»? Наверняка нет, а между тем это чрезвычайно любопытная история фридайвера Натальи Молчановой, установившей с полсотни мировых рекордов по погружению под воду (и, к сожалению, во время очередного погружения бесследно исчезнувшей). Помимо любопытной истории, фильм еще и здорово сделан, технически и структурно — в нем много подводных съемок, которые вообще редкость в нашем кино, да и в кино вообще.

Кадр из фильма «Один вдох»

Звучит здорово, но на деле для зрителя оказалось слишком сложно: фильм собрал всего лишь 50 миллионов рублей при бюджете в 120. В сравнении с тремя миллиардами «Движения вверх» это смешная сумма.

А слышали ли вы о фильме «Крецул»? Почти наверняка нет, а это совершенно невероятная история о паралимпийском чемпионе по дзюдо Олеге Крецуле, который в молодости ослеп, но благодаря дружбе со своим тренером Виталием Глигором и стойкости характера смог реализовать себя на татами и стать одним из лучших. Фильм снят весьма необычно, с упором на гиперреализм в стилистике румынской новой волны (даже оператор — румын), и рассказывает историю не через яркие пики в карьере Крецула, а через преодоление собственного несовершенства и неудач.

Кадр из фильма «Крецул»

И… фильм собрал 2,5 миллиона рублей (в 1 217 раз меньше, чем у «Движения вверх»). Почему? Все просто: отсутствие маркетинга и сложная, скорее артхаусная манера исполнения. К такому кино зритель просто не был готов. В нашем представлении фильмы про спорт — это всегда про победы, рекорды, слезы счастья на глазах и вечное движением вверх (простите, но этот каламбур сюда прямо напрашивался). В конце концов, все любят достигаторов — ну кому интересно смотреть про неудачников?

Это, кстати, не совсем правда — можно вспомнить британскую комедийную драму «Эдди „Орел“» об обаятельном шалопае Эдди Эдвардсе, решившем стать чемпионом по прыжкам на лыжах с трамплина, хотя у него совершенно не было к этому таланта. Фильм не стал кассовым хитом, но спокойно окупился, собрав ровно два бюджета. Проблема в том, что не все любят спорт, и это автоматически отсеивает часть потенциальной аудитории. Более того, даже те, кто любит его смотреть, не обязательно пойдут в кино на фильм про то же самое. Зачем, если можно увидеть все это бесплатно по телевизору на реальных матчах?

Кадр из фильма «Эдди „Орел“»

Поэтому режиссеры всегда рискуют — гораздо больше, чем может показаться. До сих пор идущий в кинотеатрах «Федя. Народный футболист», несмотря на вполне народную тему (это биография Федора Черенкова, еще одного «лузера» в прошлом, который, правда, взял себя в руки и превратился в звезду футбола), хитом, очевидно, не стал, собрав чуть больше 120 миллионов рублей — не совсем плохо, но и не то чтобы хорошо). Возможно, потому что фильм сделан, грубо говоря, без искры — просто в меру симпатичное кино про хорошего парня, который еще и умеет играть в футбол. Чтобы зацепить зрителя, можно попытаться выехать на скандальности — так решили сделать создатели байопика «Стрельцов», взяв биографию Эдуарда Стрельцова, еще одной звезды футбола, которая, увы, рано закатилась после того, как футболиста осудили на 12 лет за изнасилование. Сборы в 355 миллионов рублей — в целом, пойдет, но до корзины «Движения вверх» все еще высоко (да и бюджет снова едва окупился).

Кадр из фильма «Федя. Народный футболист»

Выходит, чтобы заслужить любовь зрителя в этом жанре, недостаточно просто взять и сделать биографию персонажа, который в перерывах между душевными терзаниями красиво гоняет мяч/шайбу (нужное вставить). Но и сделать такое кино необычным, как было с «Крецулом», тоже вряд ли сработает — любители сложных драм оценят, но широкий зритель пойдет на что-то более массовое. В первом случае можно рассчитывать на неплохие по российским меркам, но отнюдь не выдающиеся сборы, во втором — на почти 100%-й кассовый провал. Как же достигнуть той планки, которой добились «Движение вверх» и, например, «Легенда № 17»? И тут ответ будет неожиданно простым и сложным одновременно: для этого нужно иметь талант.

Да, вот так просто и сложно одновременно. Чтобы сделать интересным кино о том, что всем плюс-минус понятно и известно (когда мы смотрим фильм про выдающегося спортсмена, мы точно знаем, какие препятствия его ждут, интрига тут обычно нулевая), нужно быть очень хорошим ремесленником, то есть режиссером, который умеет заинтересовать зрителя буквально на ровном месте. Антон Мегердичев, режиссер «Движения вверх», умеет даже сложный, многослойный роман Алексея Иванова «Сердце пармы» превратить в зрелищный исторический блокбастер. Николай Лебедев, снявший «Легенду № 17», поставил еще целый ряд хитов — «Экипаж», «Волкодав из рода Серых Псов», «Звезда». «Лед» (не байопик, но тем не менее) поставил Олег Трофим, успешный клипмейкер и своего рода Майкл Бэй от мира российского кино.

Кадр из фильма «Легенда № 17»

Подводя итог: широкий зритель действительно очень любит драйвовые, мотивирующие спортивные драмы, основанные на реальных событиях, и успех «Движения вверх» вполне показателен. И если взять для начала кое в чем пример с китайских коллег (как вариант — перестать делать эти фильмы такими, знаете, драмами про людей на самых серьезных щах, добавить юмора и легкости, сделать героев близкими обычному человеку, который не дубасит грушу в зале по восемь часов в день), то потекут деньги в кассу, как мячи в чужие ворота.

Фото: кадр из фильма «Роднина»

Афанасьев Иван