This browser does not support the video element.
Partners BO
Как выглядит топ-3 самых кассовых фильмов о спорте за всю историю? Вы сейчас, думаю, сильно удивитесь. Первое место занимает «Живешь только раз» (484 миллиона долларов!) — китайское спортивное драмеди комикессы Цзя Лин, которая также сама исполнила главную роль, о ленивой девушке, которая, чтобы быть поближе к понравившемуся ей тренеру, записывается в спортзал. Для сравнения: фильм «Битлджус Битлджус» Тима Бёртона этой осенью собрал 420 миллионов долларов.Кадр из фильма «Живешь только раз»
Что, вы тоже впервые слышите про эти фильмы? И это нормально: фильмы про спорт не то чтобы пользуются огромной популярностью. Например, «Живешь только раз» занимает 16-е место в списках самых кассовых картин, сделанных в Китае (на первом стоит пропагандистская военная драма «Битва на озере» со сборами в почти миллиард долларов). И то лишь потому, что в Китае, как известно, население многочисленное, а самое главное — охотно ходит на блокбастеры отечественного производства, и у них это и впрямь блокбастеры (та же «Битва на озере» стоила аж 200 миллионов долларов). Для сравнения: «Движение вверх», самый кассовый российский фильм про спорт, собрал около 60 миллионов долларов, то есть в восемь раз меньше китайского «Живешь только раз».Кадр из фильма «Движение вверх»
Ну и если еще чуть-чуть заморочиться и глянуть на первую двадцатку финалистов, то выяснится, что в России в целом больше любят, помимо вымышленных историй, либо фантазии на тему событий прошлого («9 рота», «Викинг»), либо — сюрприз, сюрприз! — фантазии на тему спорта (две части «Льда» и триквел на 21-м месте). Короче говоря, спортивные истории стабильно находятся в списке любимых тем, но они в основном вымышленные. Хотя есть огромное количество выдающихся спортивных достижений — шестиметровый прыжок в высоту Сергея Бубки, победа футбольной сборной на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году, биография Ларисы Латыниной… В общем, могли бы снимать и больше, потому что очевидно: зритель скучает по хорошим, мотивирующим историям.Кадр из фильма «Один вдох»
Звучит здорово, но на деле для зрителя оказалось слишком сложно: фильм собрал всего лишь 50 миллионов рублей при бюджете в 120. В сравнении с тремя миллиардами «Движения вверх» это смешная сумма.Кадр из фильма «Крецул»
И… фильм собрал 2,5 миллиона рублей (в 1 217 раз меньше, чем у «Движения вверх»). Почему? Все просто: отсутствие маркетинга и сложная, скорее артхаусная манера исполнения. К такому кино зритель просто не был готов. В нашем представлении фильмы про спорт — это всегда про победы, рекорды, слезы счастья на глазах и вечное движением вверх (простите, но этот каламбур сюда прямо напрашивался). В конце концов, все любят достигаторов — ну кому интересно смотреть про неудачников?Кадр из фильма «Эдди „Орел“»
Поэтому режиссеры всегда рискуют — гораздо больше, чем может показаться. До сих пор идущий в кинотеатрах «Федя. Народный футболист», несмотря на вполне народную тему (это биография Федора Черенкова, еще одного «лузера» в прошлом, который, правда, взял себя в руки и превратился в звезду футбола), хитом, очевидно, не стал, собрав чуть больше 120 миллионов рублей — не совсем плохо, но и не то чтобы хорошо). Возможно, потому что фильм сделан, грубо говоря, без искры — просто в меру симпатичное кино про хорошего парня, который еще и умеет играть в футбол. Чтобы зацепить зрителя, можно попытаться выехать на скандальности — так решили сделать создатели байопика «Стрельцов», взяв биографию Эдуарда Стрельцова, еще одной звезды футбола, которая, увы, рано закатилась после того, как футболиста осудили на 12 лет за изнасилование. Сборы в 355 миллионов рублей — в целом, пойдет, но до корзины «Движения вверх» все еще высоко (да и бюджет снова едва окупился).Кадр из фильма «Федя. Народный футболист»
Выходит, чтобы заслужить любовь зрителя в этом жанре, недостаточно просто взять и сделать биографию персонажа, который в перерывах между душевными терзаниями красиво гоняет мяч/шайбу (нужное вставить). Но и сделать такое кино необычным, как было с «Крецулом», тоже вряд ли сработает — любители сложных драм оценят, но широкий зритель пойдет на что-то более массовое. В первом случае можно рассчитывать на неплохие по российским меркам, но отнюдь не выдающиеся сборы, во втором — на почти 100%-й кассовый провал. Как же достигнуть той планки, которой добились «Движение вверх» и, например, «Легенда № 17»? И тут ответ будет неожиданно простым и сложным одновременно: для этого нужно иметь талант.Кадр из фильма «Легенда № 17»
Подводя итог: широкий зритель действительно очень любит драйвовые, мотивирующие спортивные драмы, основанные на реальных событиях, и успех «Движения вверх» вполне показателен. И если взять для начала кое в чем пример с китайских коллег (как вариант — перестать делать эти фильмы такими, знаете, драмами про людей на самых серьезных щах, добавить юмора и легкости, сделать героев близкими обычному человеку, который не дубасит грушу в зале по восемь часов в день), то потекут деньги в кассу, как мячи в чужие ворота.Фото: кадр из фильма «Роднина»
Читайте также
Читайте также