Замок из песка. Рецензия кинокритика на сериал «Дюна: Пророчество»

Замок из песка. Рецензия кинокритика на сериал «Дюна: Пророчество»

17 ноября на стриминге Max стартовал «Дюна: Пророчество», новый сериал, действие которого разворачивается во вселенной Фрэнка Герберта — или, вернее, в расширенной вселенной «Дюны», придуманной его потомками. Зрители оценили сериал не слишком высоко, критики иногда хвалят, но больше ругают. Наш кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, кто же в итоге прав и хочется ли верить в это «Пророчество».

HBO

После событий Батлерианского джихада, то есть войны человечества с машинами, от электроники было решено отказаться полностью. Власть над Империумом перешла в руки людей из дома Коррино, одержавших верх над роботами, и их глава номинально стал властителем Вселенной. На деле же он вынужден обращаться к представителям других домов и властителям за помощью: например, к Ордену сестер — женщинам-ментатам, отпочковавшимся в отдельный мини-дом после того, как представителей руководительницы их сообщества, Вали Харконнен, сослали на отдаленную планету за предательство. Сама же Валя вместе с сестрой Тулой мечтает создать мессию, способного управлять всем, и для этого организует полурелигиозный орден Бене Гессерит.

Замок из песка. Рецензия кинокритика на сериал «Дюна: Пророчество»

Кадр из сериала «Дюна: Пророчество»

Если вы ничего не поняли из предыдущего абзаца, то, вполне возможно, и не поймете, когда решитесь смотреть «Пророчество». Сериал по книгам Брайана Герберта и Кевина Джея Андерсона (первый также является старшим сыном Фрэнка Герберта, автора оригинальной «Дюны») рассчитан в первую очередь на тех, кто хотя бы видел дилогию Дени Вильнёва, а лучше — кто читал оригинальные книги.

Но если бы новый сериал был наполнен, как фильмы Дени Вильнёва, своей, очень ясной визуальной драматургией, то и тем, кто не смотрел и не читал, были бы не нужны подробные объяснения, чтобы понять общую канву. Вместо этого шоураннер сериала Элисон Шапкер, до этого работавшая также над «Миром Дикого Запада» и «Видоизмененным углеродом», просто набрасывает с два десятка персонажей, в том числе выдуманных специально для сериала, которые, перебивая друг друга, стремятся не только вывалить на зрителя нехилую экспозицию, но и завязать все конфликты за первую же серию. И получается это у них, откровенно говоря, так себе. У «Пророчества» очень сумбурная, рыхлая структура, которую было бы неплохо разбить минимум на пару серий, чтобы зритель, не знакомый со вселенной, не запутался. И это не фишка, а именно что неудачный сценарий: с ходу въехать в четыре-пять сюжетных линий, которые сплетаются в тугой клубок с первых же кадров, будет сложно.

Замок из песка. Рецензия кинокритика на сериал «Дюна: Пророчество»

Кадр из сериала «Дюна: Пророчество»

И это вдвойне обидно, ведь у «Пророчества» есть целый ряд неоспоримых достоинств. В первую очередь сам орден Бене Гессерит — интереснейшее явление, балансирующее на грани мессианства и евгеники. С одной стороны, женщины, мечтающие дать миру, запутавшемуся в политических интригах, понятный и ясный путь посредством воспитания будущего Квисатц Хадераха — пророка, который поведет человеческую цивилизацию в нужном направлении. С другой, то, какими средствами они этого добиваются — от манипуляций чужим сознанием до тайных убийств тех, кто мешает осуществлению их идеи, — делает их крайне неоднозначной и спорной организацией. Их предводительница Валя Харконнен (ее играет двукратная номинантка на премию «Оскар» Эмили Уотсон) — хитрая, коварная женщина, цели и мотивации которой еще поди разгадай.

Но и за пределами ордена есть на что посмотреть. Пока что второй наиболее интересный герой — прибывший с Арракиса солдат Десмонд Харт, чудом оставшийся в живых после нападения шай-хулуда, у которого за спиной ворох мрачных тайн (забавно, что играет его Трэвис Фиммел, будто перекочевавший сюда из другого сай-фай-тайтла HBO «Воспитанные волками»). Император Джавикко Коррино в исполнении Марка Стронга (а он, в свою очередь, словно пришел к нам из эйчбиошного же «Пингвина») пока что выглядит блекловатой фигурой, но так и должно быть, ведь он марионетка в руках судьбы, доверившей ему непосильную ношу. Ну и конечно, все это красиво — величественные пейзажи, балы, готические замки… Не хватает разве что крылатых огнедышащих тварей.

Замок из песка. Рецензия кинокритика на сериал «Дюна: Пророчество»

Кадр из сериала «Дюна: Пророчество»

Да, HBO снова пытается сделать «Игру престолов», или, вернее, «Дом Дракона», но получается пока что дом песчаного червя: первая серия вполне может стать для зрителя и последней, если тот не выкупит густо замешанные дворцовые интриги. Судя по рецензиям зарубежных изданий, дать шанс сериальной «Дюне» все-таки стоит, особенно если вы понимаете, какое будущее ждет эту вселенную. Промежуток в десять тысяч лет очень удобен для того, чтобы выстраивать свою историю независимо от выходящих в кинотеатрах фильмов. Так что поле для интересных сюжетных решений у «Пророчества» очень богатое. Главное, однако, чтобы у вас хватило сил продраться сквозь дремучую чащу первых серий. И чтобы зажеванную драматургию пилота удалось распутать в дальнейшем, а пара десятков персонажей перестали быть функциональной массовкой. Тогда, глядишь, можно будет утверждать — на голубом глазу! — что сериал не просто необязательное дополнение к выдающимся фильмам.

Фото: кадр из сериала «Дюна: Пророчество»

Иван Афанасьев

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться