15 ноября стартовал мировой прокат «Гладиатора 2» — нового фильма Ридли Скотта и продолжения одного из главных его хитов. Без Рассела Кроу и Хоакина Феникса, зато с вернувшейся к своей роли Конни Нильсен, а также Полом Мескалом, Педро Паскалем, Дензелом Вашингтоном и Джозефом Куинном. Критики и зрители разошлись во мнениях: кто-то считает фильм провалом, кто-то — чуть ли не лучшим фильмом Скотта, снятым в XXI веке. Кинокритик Иван Афанасьев занимает центристскую позицию и рассказывает, почему «Гладиатор 2» — не шедевр, но вполне достойное кино.
Paramount Pictures
После событий первого «Гладиатора» прошло 16 лет. Популярный среди римлян, но уставший от всего генерал Марк Акаций идет с военным походом на последнюю территорию в африканской Нумидии, что не находится под контролем Империи. Город героически обороняют неожиданно белый мужчина по имени Ханно и его жена. Увы, сражение выиграть не удается, супругу защитника убивают, а сам он оказывается в плену, после чего попадает в число гладиаторов, которыми руководит пронырливый начальник Макрин. Довольно скоро выясняется, что Ханно не абы кто, а Луций — сын Луциллы (да, той самой), которая по совместительству жена Акация. Теперь генералу, которого достала тирания императоров-самодуров Геты и Каракаллы, предстоит организовать бунт и спасти пасынка от арены, а самому Луцию — хотя бы выжить для начала.
Кадр из фильма «Гладиатор 2»
С дистанции почти в четверть века первый «Гладиатор» смотрится все еще вполне величественно, хотя и с седыми зернами в пленке: и сам формат пеплума, уже на тот момент не то чтобы популярный, устарел повторно, и шекспировские страсти никому не впервой, и спецэффекты устарели. Но мощь такого колосса плетью не перешибешь. Вот 86-летний Ридли Скотт и решил тряхнуть стариной и повторно выпустить на свежую голову один из главных фильмов в его карьере. Да, именно так — выпустить повторно, ведь на сиквел, если честно, «Гладиатор 2» не тянет совсем. Да, номинально это продолжение, и даже Максимуса тут и там поминают, но по факту перед нами скорее нечто вроде ремейка. Совпадений, помимо почти дословного повтора общей канвы сюжета, полно: герой Рассела Кроу, например, расщеплен на, собственно, рассерженного гладиатора Луция и уставшего от войны генерала Акация. А тиран Коммод — на сразу двух братьев-тиранов Гету и Каракаллу.
Да что там, даже мечта Марка Аврелия о возврате Рима к демократии не осуществилась и все труды Максимуса были напрасными. Проще говоря, первый фильм как бы обнуляется, чтобы оправдать свежую порцию кровавых тел на арене Колизея. А иначе о чем было бы снимать? Правда, в этот раз герои в соответствии с новой этикой меньше думают о Риме как об империи и больше — о том, что демократия все-таки классная тема. Смотрится это слегка странно, ведь пеплумы не просто так стали пережитком древности, а именно потому, что восхваление античного милитаризма перестало быть актуальным еще во второй половине XX века. Но окей, Ридли Скотт так хотел, Ридли Скотт так сделал — тем более что седина в бороде в его случае не помешала бесу в ребре, и он с удовольствием предался своей главной любовной страсти, а именно кровавым побоищам. И преуспел.
Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Как старорежимный исторический блокбастер, приправленный современными технологиями, «Гладиатор 2» смотрится без преувеличений роскошно. И сам Колизей стал выглядеть гораздо живее, и на арену теперь можно выпустить, помимо мужчин в доспехах, больше разнообразной живности. Легионер верхом на носороге? Легко! Бой с сумасшедшими бабуинами? Да пожалуйста! Акулы в Колизее? Что? Да! И плевать на исторические неточности — тут римляне читают газеты (!) за утренним чаем, а вы на акул ругаетесь. Первый «Гладиатор» тоже не был идеальной исторической реконструкцией, и ему все прощалось за животный магнетизм и сумасшедший драйв батальных сцен. C сиквелом история та же — когда начинаются бои, ты на автомате поднимаешь палец вверх.
Кстати, кто ругает Пола Мескала — совершенно не понимаю этих претензий. Физическая форма у ирландца совершенно прекрасная, роль, возможно, плосковата (что куда больше проблема сценариста), но отыгрывает он ее со всей самоотдачей. Как персонаж Луций до Максимуса не дотягивает, да и порой проигрывает генералу Акацию, линию которого прописали поглубже (а еще Педро Паскаль прекрасен в боевых сценах). Братья-императоры в исполнении Фреда Хекинджера и Джозефа Куинна забавные, но слишком карикатурные персонажи. И вообще главный харизматик тут — Дензел Вашингтон в роли босса Макрина. Вот это истинно шекспировский персонаж — хитрый, расчетливый интриган, которого актер отыгрывает с лютой энергетикой. Не удивимся, если за эту роль Вашингтона номинируют на «Оскар».
Кадр из фильма «Гладиатор 2»
К слову, в истории Макрин запомнился как император Рима, принявший власть как раз от Каракаллы, на которого он сам же организовал покушение. А если учесть, что третья часть фильма фактически анонсирована (хотя бы на словах самого Ридли Скотта) и концовка сиквела вполне открытая, можно предположить, что нас ждет в дальнейшем. Если у британского постановщика, конечно, хватит здоровья работать в таком бешеном темпе в его-то годы. Мы верим и надеемся, что он снимет еще хоть десять фильмов, но от «Гладиатора 3» хотелось бы попросить только одного: побольше индивидуальности и еще больше впечатляющих батальных сцен. Такие думы о Римской империи мы одобряем.
Читайте также
21 ноября