Форма поиска по сайту
Все материалы

Юра Борисов. В чем секрет крутости самого осуждаемого русского актера

фильмы кино звезды

10 декабря

Юра Борисов получил номинацию на престижную голливудскую премию «Золотой глобус» как лучший актер второго плана наряду с Дензелом Вашингтоном, Эдвардом Нортоном и Кираном Калкином. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о карьере Борисова — как он стал первым российским актером, номинированным на «Золотой глобус», и получит ли «Оскар» (спойлер: это совершенно не важно!). Кажется, что Юра Борисов был с нами всегда, но в том-то и дело, что снимается он, на секунду, с 2010 года, а говорить о нем как о звезде стали лишь относительно недавно (а до нас, кажется, Борисов, как по-настоящему большой актер, доходил и того дольше). После ошеломляющего успеха драмы «Анора» Шона Бэйкера, в которой компанию ему составили Марк Эйдельштейн и голливудская звездочка Майки Мэдисон, количество разговоров о Юре удвоилось, а после номинации на «Золотой глобус» — утроилось, учетверилось (аналог подберите сами). Это он настолько вырос или всегда был таким талантливым, просто все наконец это поняли? Вопрос риторический.

Sebastien Nogier/ТАСС

Карьера Юры начиналась, если посмотреть, плюс-минус как у всех российских актеров. Поначалу он снимался в нишевых сериалах на русском языке, среди которых можно отметить, например, «Мотыльков» про аварию на Чернобыльской АЭС, где еще молодой, совсем не похожий на большую звезду Борисов сыграл солдата Павла, ставшего свидетелем трагедии. Работа не блестящая, но небезынтересная — в последующие годы он снялся еще в нескольких знаковых сериалах: «Закон каменных джунглей», «Отчий берег» и «Молодая гвардия». Начинающего актера публика еще не запомнила, но критики галочку поставили: кажется, перед нами будущий большой актер.

Чем Борисов привлек внимание? Своей невероятной органичностью в любом образе, которая в дальнейшем стала его визиткой: он одинаково хорошо смотрится и в роли ранимого срочника в «Мотыльках», и в образе гопника Зимы из «Закона каменных джунглей», и в качестве амбициозного Сергея Тюленина в «Молодой гвардии». Тем не менее в 2018 году, снявшись в хитовом «Т-34», он, будучи героем второго плана, затерялся на фоне своего друга и однокурсника по «Щепке» Александра Петрова, с которым играл вместе уже второй раз со времен «Закона каменных джунглей». Зато компенсировал это участием в расхваленном критиками «Хрустале» Дарьи Жук, где изобразил наркозависимого музыканта Алика. Это была первая слава Борисова от самой искушенной публики — фестивальной. А от публики массовой он получил свою долю респекта за образ банщика Льва в популярном сериале «Ольга».

Кадр из сериала «Мотыльки»

Затем вышел «Бык» Бориса Акопова, криминальная драма о 1990-х, где Юра сыграл свою первую по-настоящему крупную роль в карьере — дерзкого авторитета Антона Быкова. Этот образ надолго оставил за ним сильный шлейф звезды бандитских образов — даже несмотря на то, что парадоксальным образом бандитов он играл всего несколько раз в жизни. Помимо Зимы из «Закона каменных джунглей» и Алика в «Мир! Дружба! Жвачка!», можно вспомнить главаря банды в «Фее» Анны Меликян и грабителя в сериале «Метод Фрейда» (впрочем, кто из российских актеров хоть раз не играл бандита?). Но амплуа Борисова вовсе не ограничивается ролями гоповатых маргиналов.

В 2019 году вслед за «Быком» вышел еще один блокбастер в карьере Борисова — высокобюджетный фантастический боевик Федора Бондарчука «Вторжение», где он сыграл сотрудника спецслужб Ивана Коробанова. Он вновь появился в одном проекте с Александром Петровым, но в этот раз, кажется, смог его даже переплюнуть — у него получился образцовый экшен-герой на манер персонажей Джейсона Стэйтема. Тогда казалось, что еще чуть-чуть — и его позовут в Голливуд играть одного из многочисленных zlih russkih (интересно, согласился бы?). К сожалению, сам фильм большого успеха не принес и был (совершенно несправедливо) забыт — вновь Юре не удалось утвердиться в статусе звезды, хотя у него были все шансы.

Кадр из фильма «Бык

Еще одним рубежом для Борисова стал 2020-й, когда он наконец смог закрепиться в памяти публики — и не благодаря роли в насквозь фальшивом байопике «Калашников» в роли знаменитого советского конструктора (это одна из наиболее безликих ролей в карьере Борисова). А за счет двух бронебойных появлений, первое из которых — в новогоднем блокбастере «Серебряные коньки», где он сыграл лидера революционеров Алекса, — презентовало его и международной публике: в 2021 году фильм Михаила Локшина стал хитом на Netflix. Если бы не обстоятельства, вполне возможно, Борисов повторно покорил бы аудиторию стриминга, выйди на нем второй сезон «Эпидемии» с его участием, но в тот момент, в 2022 году, это было уже невозможно.

Второй образ, прославивший актера (и один из наиболее известных и любимых среди российских зрителей) — афганец Алик в хитовом сериале «Мир! Дружба! Жвачка!». Ветеран-правдоруб, страшно обаятельный и одновременно несущий в себе заряд опасности, сразу стал самым ярким героем эпопеи про детей 1990-х, несмотря на то что был второстепенным персонажем. Его потом даже пришлось «воскрешать» во втором сезоне — настолько Алик понравился зрителям. Будем честны: третий сезон сериала держится буквально на Алике и его сюжетной линии.

Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Но самым продуктивным во всех смыслах для Борисова стал 2021-й — тогда в рамках кинофестиваля «Кинотавр», например, были показаны сразу шесть фильмов с ним, и в четырех он сыграл главные роли. Среди них стоит особенно отметить два: триллер про красный террор «Капитан Волконогов бежал», где Борисов в роли раскаявшегося энкавэдэшника показывал потрясающие чудеса пластики. И конечно, фильм, после которого Юру заметил Шон Бэйкер, чтобы в дальнейшем пригласить в «Анору», — финско-российскую мелодраму «Купе номер 6», где он играл шахтера-вахтовика, у которого закрутился роман с девушкой-археологом из Финляндии. Фильм получил высочайшие оценки критиков во всем мире и стал фестивальным хитом. Всего же в 2021-м вышло восемь (!) фильмов с Борисовым (плюс стоит держать в голове сразу два сериала для Netflix с его участием, которые, к сожалению, мы вряд ли увидим в ближайшее время).

Кстати, примерно тогда и пошли разговоры о том, что Борисов — «новый Петров». На что актер спокойно отвечал, что не видит ничего общего между ними, кроме того, что они однокурсники и что у Саши свои успехи, а у него свои. И это правда, ведь у Петрова, который примерно в то же время постепенно стал терять былую популярность, было много откровенно проходных проектов; Борисов же очень тщательно подходил к выбору ролей. Злые языки поговаривают, что в этом есть большая заслуга Анны Шевчук, его жены, актрисы и по совместительству агента, которая «просто грамотно строит его карьеру». Даже если это было бы и так, актерский талант Борисова любую, даже самую обычную, на первый взгляд, роль вытягивает на его поразительной органике — один коллега как-то справедливо сказал, что Борисов может играть, просто сидя спиной к камере, как было в «Мир! Дружба! Жвачка» и «Капитан Волконогов бежал».

Кадр из фильма «Купе номер 6»

2022 год для Борисова стал моментом перерыва, если не считать уже упомянутый второй сезон «Эпидемии» — но лишь для того, чтобы потом ударить изо всех орудий сразу охапкой мощнейших и невероятно разноплановых ролей. В 2023-м вышло два заметных фильма с его участием: в «Кентавре» он сыграл таксиста, буквально прикованного к своей машине из-за инвалидности. В триллере Кирилла Кемница он крайне убедительно совместил внутреннюю ранимость с внешней угрозой — и вновь для этого ему порой достаточно было просто находиться в кадре, даже затылком к камере и зрителю, и ничего не делать. А в «Годе рождения» Михаила Местецкого он с заразительным драйвом изобразил рок-музыканта Соплю и вновь стал центром внимания, даже несмотря на то что его персонаж второплановый.

И вот — 2024-й, самый важный и продуктивный, даже не в плане количества, а в плане качества ролей. Широкой публике за пределами фестивалей были показаны только три из семи проектов с Борисовым, зато какие! В «Мастере и Маргарите» Борисову даже не пришлось появляться в кадре, чтобы запомниться: он озвучил кота Бегемота, идеально совместив в нем комедийный запал и демоническую сущность. Злодей Глот в «Сто лет тому вперед» — еще один пример того, что Борисов может быть убедительным, просто играя телом: у него получился, пожалуй, самый зловещий антагонист в карьере. Ну а про «Анору» и говорить нечего — за нас все сказали на «Золотом глобусе», номинировав Борисова за лучшую роль второго плана. Впереди у него также совершенно выдающаяся, возможно, лучшая в карьере роль беглого преступника в криминальной драме Владимира Мункуева «Кончится лето» и образ Александра Пушкина в мюзикле «Пророк», в который Борисов привнес долю кэмповости и дурашливости, и это вновь выглядит так, как надо.

Кадр из фильма «Кончится лето»

Так все-таки в чем же секрет такой заразительной притягательности? Возможно, стоит начать с имени — Юра недаром просит называть его именно так, ведь таким образом он сокращает дистанцию между собой и зрителем. По моему собственному опыту общения (один раз я делал интервью с ним и немного общался вживую на «Кинотавре»), Борисов чрезвычайно простой в общении человек. Несмотря на популярность, звезда не ударила ему в лысую голову — на минувшем кинофестивале «Маяк» в Геленджике он с удовольствием общался с теми, кто решался к нему подойти и заговорить, улыбался и всячески излучал искренность и добродушие. В нем как будто все еще живет некий внутренний ребенок, который делает его открытым миру и всему новому. И это притягивает к нему взоры людей, что передается даже через экран.

Актерство для Борисова не самоцель или способ заполучить богатство и славу, он просто честно делает свою работу, находит интерес в любой роли и привносит в каждый образ что-то свое. В «Хрустале» он подкупал своей бесшабашностью и одновременно трагизмом, в «Быке» внушал страх одним лишь видом, в «Капитан Волконогов бежал» садился на шпагат и танцевал, в «Кентавре» без помпы и наигранности, честно изображал человека с проблемами со здоровьем. Что же касается «Аноры», то, если честно, это не лучшая роль Борисова — как минимум, на мой субъективный взгляд, за «Купе номер 6» он еще в 2021 году заслуживал всех почестей. Но почти любая «не лучшая роль Борисова» последних пяти-шести лет на фоне многих других ролей не только российских, но и мировых актеров смотрится выигрышно. Как и обвинения «да он везде одинаковый!» — по такой логике и ДиКаприо везде одинаковый. Везде одинаково хорош.

Кадр из фильма «Кентавр»

Борисов — это пример артиста, что называется, от сохи. Безусловно, роль играет (такой вот каламбур) и выбор проектов, и запоминающаяся внешность, и, конечно, приобретенное за время учебы в театральном институте мастерство. Но в любом актере прежде всего важно, как бы парадоксально это ни звучало, умение врать на камеру так, чтобы тебе поверили. А Борисову веришь, даже когда он играет насквозь придуманного, сконструированного Глота из «Сто лет тому вперед». Есть не так уж много актеров, которые так умеют. Из сразу приходящего на ум вспоминаются Клаус Кински и, например, Евгений Евстигнеев, которым достаточно было просто быть в кадре, чтобы располагать к себе. Юра тоже так может — и, кажется, с каждым годом у него это получается все лучше.

Кадр из фильма «Анора»

Кстати… Как известно, «Золотой глобус» часто называют репетицией «Оскара» (отчасти не совсем справедливо, ведь специфика у них разная, но так уж сложилось). И сразу вопрос: получит ли Борисов заодно и номинацию на статуэтку Американской киноакадемии? Ответ будет скорее отрицательный — в отличие от «Глобуса», куда менее чувствительной к общественному мнению премии, у «Оскара» более жесткие критерии отбора в этом плане. Вряд ли в 2025 году академики решатся дать номинацию артисту из России. К сожалению, такова реальность (но буду рад ошибиться). С другой стороны, Борисов в интервью, которое я брал у него в 2020 году, сказал две важные вещи. Первая — Юре в целом плевать на награды и статуэтки: когда-то он их даже выкидывал (но уже перестал так делать)! Вторая — и тут проще всего привести прямую цитату: «Я не воспринимаю какую-то работу как дорогу к конечному результату. Мне гораздо интереснее сам процесс».

Золотые слова, достойные «Золотого глобуса».

Фото: Chris Pizzello/ТАСС

Афанасьев Иван