6 марта в прокат вышел «В потерянных землях» — новый фильм Пола У. С. Андерсона («Обитель зла») с его супругой Миллой Йовович и Дэйвом Батистой в главных ролях. Лента получила низкие оценки и посредственно показала себя в прокате, и тем не менее у Андерсона есть поклонники, которые пойдут на нее, даже если заранее знают, что она будет номинирована на десять «Золотых малин». Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, почему мы иногда любим «плохое кино» и действительно ли оно такое уж ужасное.
This browser does not support the video element.
У всех так было: вы узнаете о том, что в прокат выходит заведомо очень плохое кино. Начиная с сюжета — допустим, это трешевый ужастик категории даже не B, а D, про огромного червя-убийцу, который пришел из пустыни и похож на Шаи-Хулуда, чтобы было позавлекательнее, и заканчивая названием — в оригинале он назывался бы как-нибудь Killworm, а у нас бы его локализовали как «Дюны смерти: Брутаглист». Вы совершенно точно знаете, что это фильм, который не стоит ваших денег и, что важнее, вашего времени, он не принесет вам ничего, кроме мыслей о состоянии психического здоровья того, кто это снял и в принципе придумал.
И вы все равно покупаете билет или оформляете покупку на стриминговом сервисе, присаживаетесь с любимыми вкусняшками в руках, расслабляетесь и готовитесь посмотреть это ужасное кино. Смотрите. Нервно смеетесь, плюетесь, негодуете в процессе, если есть компаньон — обсуждаете, что вот тут мизансцена неправильная, а здесь актерская игра подкачала, да и лучше бы вам дали 100 долларов, потраченные на графику, вы бы и то сделали лучше. А когда фильм заканчивается, вы встаете с чувством удовлетворения: «Я крутой! Я прямо-таки герой! Я выдержал полтора часа этого отборнейшего мусора и остался жив! Пойду расскажу всем, что я только что посмотрел и как это было ужасно».
Было подобное? Признайтесь, что хотя бы раз в жизни. Кстати, есть даже целый фестиваль «странного» кино — BizarroLand Film Festival, на котором показывают такое, что у вас глаза на лоб полезут. И это пользуется успехом!
Феномен bad cinema
Это куда больше, чем просто история про не самые удачные ленты, которые просто «не получились». У нас принято считать, что плохой фильм — это тот, который нам не нравится. Но это не совсем так. В свое время огромное количество людей плевались от «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика и говорили, что это ужасный проект, порождающий насилие (и он его породил). Но вина ли фильма в том, что нескольким группам подростков в Великобритании 1970-х захотелось пойти громить витрины магазинов, или же это проблема подростков и тех, кто не углядел за их воспитанием? Ведь сейчас никто не станет всерьез отрицать, что это величайшее кино из когда-либо снятых, и даже если оно тебе не нравится, то это, скорее, твоя проблема, ведь все говорят иначе. Но ведь существует знаменитый аргумент «миллионы мух не могут ошибаться».
Кадр из фильма «Заводной апельсин»
Так где же правда?
Ее, к счастью, мы никогда не узнаем, когда речь идет про кино. Это доказывает как минимум феномен «Комнаты» Томми Вайсо, которая считается одним из худших фильмов в истории, но со временем обрела, как и его создатели, по-настоящему культовый статус. У «Комнаты» есть свои поклонники (включая автора этого текста), которые видят, что это не просто проект, который не получился, — это фильм мечты, за которым стоит воля странноватого, но очень искреннего творца, и с этой точки зрения рассматривать его очень интересно. Таким образом, на любое кино найдется свой зритель, как бы печально (или оптимистично) это ни звучало.
Кадр из фильма «Комната»
На протяжении более чем десяти лет, примерно с начала 2010-х, обладатель премии «Оскар» Николас Кейдж снялся в десятках фильмов с оценками в диапазоне от трех до пяти баллов, о которых вы, возможно, даже никогда не слышали. «Умирающий свет», «Оставленные», «Врата тьмы»… Все это низкопробные боевики и хорроры, бюджеты которых, как выражался один кинокритик, «две банки пива и бутер (без мяса)», а сборы и того меньше. Но кто-то ходил на это в кино! Хотя фильмография Кейджа периода его многочисленных задолженностей уже давно стала притчей во языцех — был даже штамп «фильм с Николасом Кейджем», и это признак того, что кино очень плохое.
Кадр из фильма «Умирающий свет»
«Оставленных» вообще часто называли худшим фильмом 2014 года. Тем не менее он умудрился собрать аж целых 27 миллионов долларов бюджета, почти окупившись! Выходит, у каких-то людей нет вкуса и чувства прекрасного? Вполне возможно, но это нормально.
«Плохое кино — это на самом деле кино хорошее»
Есть книга киноведа Мэтью Строла, которая так и называется — «Почему любить плохие фильмы — это нормально». В ней он и, кстати, затрагивает фильмографию Николаса Кейджа, и вспоминает легендарный «План 9 из открытого космоса», который получил единственную в истории премию «Золотая индюшка» за худший фильм в истории кино. Он выдвигает такую идею: плохое кино — это на самом деле кино хорошее. В том смысле, что оно расширяет наши представления о кинематографе, заставляя больше ценить действительно выдающиеся фильмы, а в других искать не качество, а причины, по которым они были созданы. Например, та же «Комната» является чистым актом творчества, и ее просмотр дарит зрителю чувства, которые он никогда не испытает от абсолютных шедевров.
Кадр из фильма «План 9 из открытого космоса»
Нам нужно честное кино
Фильмы для простого зрителя, который просто хочет получить удовольствие и расслабиться, делятся не на хорошие и плохие, а на те, которые нравятся или не нравятся разным группам людей. Гораздо лучше, когда режиссер снимает как считает нужным, а не пытается строить из себя Тарковского и заботится в первую очередь о том, чтобы получился хороший фильм. Можно вложить 300 с лишним миллионов долларов в дорогущий блокбастер — и получится шляпа, как это случилось у братьев Руссо с их «Электрическим штатом». А можно потратить миллион долларов — и получится «Рейд» Гарета Эванса — потрясающий боевик с невероятной хореографией и постановкой; но не у всех есть талант для этого.
А можно просто попытаться снять круто и не думать о том, есть у тебя талант или нет, хочешь ты получить «Оскар» или же тебе хватит небольших сборов, которые хотя бы окупят затраты на производство. Лишь бы это было честно. По итогу кино делится на честное и нечестное, и думающий зритель всегда видит, когда его пытаются обмануть. Не бывает хорошего и плохого кино — есть кино. И точка.