В канун 2025 года редакция «Сити» подводит итоги и вспоминает все лучшее и интересное, что происходило в кино, музыке и гастрономии в первой четверти XXI века. Что смотрели, где отдыхали, какую музыку слушали и что ели москвичи?
Во второй части спецпроекта о кино критик Иван Афанасьев рассказывает про восемь важнейших событий в истории мирового (и российского в том числе) кинематографа первой половины 2010-х.
Стриминги в топе
Сейчас уже как само собой разумеющееся мы представляем себе такие вещи, как, например, каршеринг и доставку еды на дом. Но приложения на все случаи жизни и всеобщая цифровизация — тренд, возникший именно в конце 2000-х — начале 2010-х, когда в широкий обиход вошли смартфоны и, что важнее, телевизоры с функцией Smart TV. Именно последние стали заметным толчком для формирования стримингов в том виде, в котором мы их сейчас знаем, — как альтернативы традиционным телеканалам. В 2010-м Netflix, до этого больше занимавшийся торговлей DVD-дисками, почти полностью отказывается от офлайн-проката фильмов и уходит в онлайн: заключает контракт на миллиард долларов с крупнейшими студиями и тратит на стриминг 117 миллионов долларов. С этого момента и пошла экспансия стримингов — семимильными шагами. Но их звездный час был впереди.
Расцвет супергеройского кино
Ну да, есть «Сорвиголова», есть «Форсаж», есть «Пираты Карибского моря». Но режиссер Джон Фавро смог капитально изменить правила игры. Колоссальные по тем временам сборы в 1,5 миллиарда долларов во всем мире (в России, кстати, «Мстители» собрали 43 миллиона — тоже внушительная такая цифра!) означали, что теперь мужчины в трико и смешных доселе масках в тренде. Стоит сказать, что нехилый толчок супергеройскому кино до этого дал и «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, но именно с «Мстителей» началась повальная комиксомания — даже среди тех, кто никогда не читал книжки с картинками.
Появление киновселенных
Разнообразные «версы» («вселенные») стали появляться не только по комиксам про Мстителей и Человека-паука. Свой кусок от моды на долгоиграющие, ветвящиеся франшизы захотели все. Главные конкуренты Marvel — DC и Warner Bros. — в 2013 году выпустили «Человека из стали», обновленную версию истории о Супермене, который, конечно, на фоне тех же «Мстителей» смотрелся несколько блекло («всего-то» 668 миллионов против 1,5 миллиарда), но начало «Расширенной вселенной DC» положить смог. «Уорнеры» же на пару с Legendary попытались сделать свою «монстерверс», которая началась с фильма о Годзилле в 2014 году, — с еще меньшим успехом. Запоздало, уже во второй половине 2010-х, тренд попытались подхватить в Universal, мечтая выстроить свою «Темную вселенную» с героями из классических хорроров, но вышедшая в 2017 году «Мумия» оказалась таким финансовым провалом, что идея была отвергнута почти сразу. Кстати, смешно, что в том же году на поляну попытался заглянуть даже наш Сарик Андреасян с «Защитниками» — безуспешно.
Киноадаптации мультфильмов
Стоит заметить, что Disney, глядя на успех вышедшего в 2008 году «Железного человека», через год купил Marvel с потрохами, став главным бенефициаром супергеройского кино. А еще спустя год, в 2010-м, «мышиная студия» выпустила «Алису в Стране чудес» — live-action-версию их классического мультфильма 1951 года. И не прогадала, собрав более миллиарда долларов в прокате.
Апофеозом станет «Король Лев» в 2019 году, но к нему мы еще вернемся. Свою долю от пирога попыталась отхватить и, например, Universal, сделав современное переосмысление мультфильма про Белоснежку… Окей, не мультфильма, а сказки братьев Гримм, но то, что «Белоснежка и охотник» появились на свет под влиянием успеха именно «Алисы в Стране чудес», признавали и сами продюсеры. Впрочем, как и подобает тем, кто идет след в след за конкурентами, успехом эта авантюра не увенчалась — первый фильм какую-то кассу собрал, а сиквел провалился с треском.
Реинкарнации хитов прошлого
Вообще, тренд на возрождение некогда популярных имен затронул не только мультфильмы — приобщиться к наследию прошлого и сыграть на ностальгии решили вообще по всем фронтам.
В 2006 году, вполне успешно прошел «Казино Рояль» с новым Джеймсом Бондом в исполнении Дэниэла Крэйга, но главный триумф случился с «Координатами „Скайфолл“» в 2012-м, к 50-летию бондианы. Можно также вспомнить и «Форсаж 5», в котором создатели, по сути, переизобрели концепцию гоночной серии после неудачной четвертой части, возродив эту померкшую было франшизу.
Звездные войны властелинов денег
Первый — вышедший в 2012 году «Хоббит: Нежданное путешествие», приквел классической трилогии «Властелин колец», вышедший под патронажем Питера Джексона и нового режиссера Гильермо дель Торо (плюс вышедшие в 2013 и 2014 годах продолжения). По сей день трудно точно ответить на вопрос, достойная ли это экранизация книг Толкина или же действительно перегруженное спецэффектами паразитирование на лучшей в мире серии фэнтези-фильмов.
Второй — седьмой эпизод «Звездных войн» — «Пробуждение силы», нежданное-негаданное продолжение первой трилогии, сделанное под руководством Джей Джея Абрамса. Несмотря на то что фильм стал кассовой бомбой (два миллиарда сборов и звание самого кассового фильма 2015 года), нельзя не согласиться, что предложенная им формула «каждый год по новым „Звездным войнам“» негативно повлияла на качество франшизы в целом.
Виток популярности авторского кино
Другой яркий автор, Алехандро Гонсалес Иньярриту, в 2014 году фактически реанимировал карьеру подзабытого на тот момент Майкла Китона «Бёрдмэном», одним из фаворитов оскаровской гонки. Кстати, как раз где-то в 2010-х люди стали вновь следить за «Оскаром»: во второй половине 2000-х он переживал спад популярности, но просмотры вновь поползли вверх с 2010-го, а в 2014-м премию смотрели 43,7 миллиона человек — это лучший результат после церемонии 2000 года. Наверняка не в последнюю очередь благодаря участию таких хитов авторского кино, как «Гравитация» и «Волк с Уолл-стрит». Ну и не стоит забывать вышедшего на новый уровень популярности Ларса фон Триера, который в 2011 году выпустил «Меланхолию».
Новое российское кино
Но это все происходило, так сказать, во внешнем мире — а что у нас? А у нас тоже было по-хорошему беспокойно: благодаря тому, что в сытые 2000-е отечественный кинематограф наконец-то смог вздохнуть свободно, чувствуя приток денег и новых кадров, 2010-е подарили нам целую волну свежих имен. В 2010 году Тимур Бекмамбетов, до этого более чем успешно дебютировав в Голливуде с «Особо опасен», вернулся на родину и поставил первый фильм в системообразующей франшизе, без которой российское кино немыслимо — «Елки». Стоит отметить и появление первого фильма еще одной народной серии — «О чем говорят мужчины». В 2012-м вышла «Легенда № 17», в 2013-м — «Горько!» и «Сталинград», а в 2014-м — «Вий», большие кассовые хиты.
В 2010-м же свой первый фильм снял Юрий Быков. Ну и конечно, не стоит забывать про триумф «Левиафана» Андрея Звягинцева в Каннах в 2014 году.
Афанасьев Иван