В канун 2025 года редакция «Сити» подводит итоги и вспоминает все лучшее и интересное, что происходило в кино, музыке и гастрономии в первой четверти XXI века. Что смотрели, где отдыхали, какую музыку слушали и что ели москвичи?
В третьей части спецпроекта о кино критик Иван Афанасьев рассказывает про восемь важнейших событий в истории мирового (и российского в том числе) кинематографа второй половины 2010-х.
Триумф Disney
2010-е прошли под флагом первенства «мышиной студии», а во второй половине Боб Айгер, глава Disney, вышел на тропу войны во всеоружии, подтянув целую пачку блокбастеров, сделавших студию монополистом в сфере развлекательного кино. Не только (и не столько) фильмы по «Звездным войнам» и сиквелы к собственным мультфильмам, например «В поисках Дори» и «Суперсемейка 2». Но в первую очередь, конечно же, разросшаяся до невиданных масштабов киновселенная Marvel, которая превратилась в самый дорогостоящий и популярный сериал на планете.
Антигерои выходят на сцену
В то же время немалому количеству людей все эти супергеройские шашни с мультивселенными, сонмом спецэффектов и неприличными дозами пафоса успели здорово надоесть. Кажется, именно по их душу ровно в 2016-м на сцену вышли сразу два хулиганских проекта. Первый — «Отряд самоубийц», освистанный критиками, но ставший большим кассовым хитом блокбастер про команду злодеев из комиксов DC, откуда в народ пошел как минимум образ Харли Квинн в исполнении Марго Робби (жаль, что спин-офф с ней, «Хищные птицы», многие не оценили).
Это, конечно же, не единственные примеры — бывшие злодеи вмиг стали любимчиками публики: в 2018 году вышел «Веном» и вторая часть «Дэдпула», а в 2019-м — «Джокер», который до 2024-го держал планку самого кассового фильма со злодеем комиксов в главной роли, пока его не сместили… Правильно, Дэдпул с Росомахой.
Супергерои в депрессии
Тренд на снижение уровня пафоса в супергеройском кино в одних проектах шел параллельно с увеличением его в других — и, кажется, эти два показателя пропорциональны друг другу. В первую очередь это присуще, конечно же, комиксам во вселенной DC — впрочем, еще бы, с такими-то кассовыми сборами.
В дальнейшем им даже пришлось повторить похожий трюк с «Лигой справедливости», начисто переделав суровый эпик Снайдера, покинувшего проект из-за смерти дочери, под шумок пригласив режиссера «Мстителей» Джона Фавро. Плюс не стоит забывать про, например, «Логана», похоронный марш Росомахе с рейтингом M (проекты с таким рейтингом могут содержать жестокое насилие, большое количество крови с расчленением, непристойные сексуальные сцены или грубую ненормативную лексику. — Прим. ред.), в котором самого трагического Человека Икс насильно вынуждали уступить место новому поколению мутантов.
Гегемония продюсеров
Это сейчас словосочетание «снайдеркат» (версия фильма, которая содержит только то, что хотел видеть Зак Снайдер — Прим. ред.) и разговоры о режиссерских версиях фильмов звучат как нечто вполне привычное. Но тогда, в 2010-х, еще казалось чем-то диким, что Заку Снайдеру не дают выпустить в прокат его, авторскую версию «Бэтмена против Супермена», а материал «Лиги справедливости» переиначивают на свой манер по разумению начальства Warner Bros. На самом деле режиссеры-авторы всегда воевали с продюсерами — отсюда и истории, например, про режиссерские версии многих культовых ныне фильмов вроде «Врат рая» Майкла Чимино и «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика, когда вырезается материал, из которого можно сделать еще целый фильм.
Дело Харви Вайнштейна
Отношения режиссера с продюсерами — это целая драма, но принципиально новый виток эта история получила после того, как десятки актрис обвинили звездного продюсера Харви Вайнштейна в сексуальном насилии. Новый — потому что вышла она за пределы довольно узкого и закрытого круга бонз: обвинений с каждым днем становилось все больше — против актеров (Кевин Спейси), комиков (Луис С. К.), режиссеров (Бретт Рэтнер) и сценаристов (Нил Гейман). Это явление даже получило название «эффект Вайнштейна». Впоследствии часть подобных обвинений была опровергнута. Как, например, в самом громком деле — Джонни Деппа и Эмбер Херд. Также обвинения сняли с Кевина Спейси.
Сиквелы и ремейки (уже) всем надоели
В первой статье цикла мы писали о том, что из довольно бесполезного, а порой и деструктивного явления сиквелы в XXI веке превратились в крайне интересный феномен: последующие фильмы становились, пусть и не всегда, не просто повторением, а развитием идей оригинальной картины.
Ярким примером можно назвать «Форсаж»: многие считают седьмую часть апофеозом развития серии, эдакой концентрацией фирменного безумия гоночной франшизы. Но каждая последующая часть не только собирала меньше денег, но и в целом воспринималась поклонниками без особых восторгов.
А если учесть, что некоторые франшизы создавались с планами сразу на несколько последующих фильмов, появилось еще и такое кошмарное явление, как «промежуточные» фильмы, то есть такие, которые являются всего лишь сюжетной связкой и служат огромной экспозицией к последующим картинам. По сути, это невероятно дорогие аналоги филлеров в сериалах. Простейший пример — «Капитан Марвел», вышедший после «Войны бесконечности», единственной целью которого словно было ввести героиню Бри Ларсон перед финалом «Мстителей».
Плюс, конечно же, не стоит забывать и про еще одно явление, которое сейчас мало у кого вызывает восторг, — ремейки диснеевских мультфильмов, в которых рисованных персонажей заменяли актеры и компьютерная графика.
Страшно интересно
Вторая половина 2010-х интересна еще и резким всплеском интереса к хоррорам. До этого они были довольно узкой нишей для любителей жанра и уж тем более не вызывали особого интереса у высоколобых критиков, но именно на этот период пришлось развитие жанра так называемого elevated horror, или «возвышенных ужасов», когда страх нагоняется не при помощи примитивных средств вроде скримеров и джампскейров, а за счет создания мрачной атмосферы.
Предвестником нового расцвета хорроров стали It Follows, который у нас выходил как «Оно», в 2014-м и «Ведьма» 2015 года. Впоследствии появился целый класс режиссеров «нового хоррора», имена которых сейчас у всех на слуху — Роберт Эггерс, Ари Астер, Осгуд Перкинс, Майк Флэнаган и другие. Но самый громкий успех однозначно связан с победой на «Оскаре» «Прочь» Джордана Пила — фильм получил приз за лучший сценарий в 2018 году. Этот успех будет закреплен победой «Титана» Жюлии Дюкурно на Каннском кинофестивале в 2020-м (ну и победа в 2024-м «Субстанции» в сценарной секции там же тоже не случайна).
А компот?
А у нас? А у нас — новый виток развития отечественных блокбастеров. 2016-й открылся триумфом «Экипажа» Николая Лебедева и продолжился такими фильмами, как «Гоголь. Начало», «Время первых», «Салют-7», «Притяжение», «Движение вверх», «Лед» и «Т-34».
Нельзя не сказать и о том, что зарождалась когорта молодых актеров, ставших новыми звездами: зажглась звезда Александра Петрова, получили свою дозу успеха две Ирины — Горбачева и Старшенбаум, неожиданно стал популярным серб Милош Бикович. Ну и конечно, именно во второй половине 2010-х проявил себя Юра Борисов, но главный его успех был впереди.
Афанасьев Иван