Предоставлено центром «Зотов». Фото: Андрей Орехов
Именно Матюшин и Гуро стояли у истоков авангарда, а главной движущей силой их творчества была любовь. Они встретились в рисовальной студии. Матюшин уже давно работал скрипачом в Придворном оркестре, а Гуро только начинала свой путь. Их историю изучили кураторы Сергей Уваров и Полина Стрельцова и поделили выставку в хронологическом порядке на пять зон: «Он и Она», «Органика», «Будетляне», «Осенний сон» и «После смерти» — от их первой встречи до смерти Гуро.Предоставлено центром «Зотов». Фото: Андрей Орехов
Пара постоянно писала портреты друг друга в разной стилистике. Иногда они даже делили на двоих один холст: на одной стороне портрет авторства Гуро, а на обратной — живопись Матюшина. Так произошло и с картиной «Вьюга», которая похожа на более поздние работы художника, хотя была написана в начале их отношений.Предоставлено центром «Зотов». Фото: Андрей Орехов
А появился он так: после революции художник задался целью создать новую конструкцию, которая позволила бы наладить в стране массовое производство скрипок. В 1917–1918 годах Матюшин максимально упростил форму инструмента и избавился от декоративных элементов. На конвейер эта версия так и не попала, сохранился только один экземпляр, и никто не знал, как она звучит. Но специально для «Зотова» Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства отреставрировал ее и записал небольшой фрагмент игры на ней. Услышать его тоже можно на выставке.Предоставлено центром «Зотов». Фото: Андрей Орехов
Специально к запуску проекта кураторы записали и другие восстановленные по рукописям музыкальные сочинения Матюшина, а партитуру дополнило актерское чтение стихов Гуро.Предоставлено центром «Зотов». Фото: Андрей Орехов
«Осенний сон» стал последним произведением поэтессы. В скором времени она умерла от лейкемии. «Мы много дали друг другу, миру. Мы еще создадим и дадим», — записал в дневнике Михаил Матюшин. Так и получилось: он продолжил их общее дело и пришел к беспредметному искусству.Предоставлено центром «Зотов». Фото: Андрей Орехов
Художник много исследовал взаимодействия цвета и среды, но только на восьми оттенках — красных, оранжевых, желтых, желто-зеленых, голубых, синих и фиолетовых. Матюшин даже разработал свою теорию — закон дополнительных цветов. Художник обнаружил, что цвет является «подвижным», зависимым от соседних оттенков, силы освещения и масштабов цветовых полей.Фото: Андрей Орехов/предоставлено центром «Зотов»
Читайте также