Не узкая ниша: почему китайский кинематограф такой успешный

Не узкая ниша: почему китайский кинематограф такой успешный

Весь заинтересованный в кино мир сейчас наблюдает за удивительным феноменом мультфильма «Нэчжа побеждает Царя драконов», который ставит рекорд за рекордом и имеет все шансы стать самым кассовым релизом 2025 года. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как устроена китайская киноиндустрия и почему фильмы из Китая собирают внутри страны такие сумасшедшие деньги.

Horgos Coloroom Pictures

Про мультфильм «Нэчжа»

В 2019 году первый «Нэчжа» (он, а не она, если что!) стал неожиданной кассовой бомбой в Китае. Это мультфильм о мальчике, в которого перевоплотилось злое даосское божество, превратив его в маленького демоненка, владеющего разрушительной магией. Ценой немалых усилий его получается усмирить, хотя жители деревни продолжают бояться Нэчжу. Впоследствии ему предстоит спасти свою деревню от другого могущественного демона. «Нэчжа» собрал более 700 миллионов долларов в прокате, став самым кассовым фильмом у себя на родине. Казалось бы, ну и что такого? Много, но вы же сами знаете, сколько в Китае людей! Впрочем, как оказалось, зубастый парень лишь разгонялся — вышедший в этом году сиквел «Нэчжа побеждает Царя драконов» уже успел стать одним из самых кассовых релизов в истории, а ведь он вышел в прокат чуть больше месяца назад! Кажется, настало время разобраться, как устроены производство и прокат в Китае — эта страна давно является важнейшим конкурентом (и партнером одновременно) вездесущего Голливуда.


Как строится китайский кинематограф

Какие ассоциации у вас возникают при словах «китайский кинематограф»? Совершенно не удивимся, если первым на ум придет Джеки Чан. И это естественно, ведь до определенного момента китайская киноиндустрия была весьма местечковой, ограничивалась довольно скромными — что по сборам и бюджетам, что по вниманию мировой общественности — фильмами. А какое-то время и вовсе была сконцентрирована исключительно на внутреннем рынке: этому способствовали исторические обстоятельства, ведь после Второй мировой до конца 1970-х кино подвергалось жесточайшей цензуре по настоянию коммунистической партии. Голливудское кино и вовсе было фактически запрещено: до 1999 года, то есть до вступления КНР во Всемирную торговую организацию, на китайском рынке почти не было никаких фильмов, кроме отечественных. И те редко выбирались за пределы страны: можно с ходу вспомнить, например, фильм «Цю Цзюй идет в суд» Чжана Имоу, одного из крупнейших китайских постановщиков, который впервые показал зарубежному зрителю китайский быт.

Кадр из фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

Однако после 1999 года появились первые крупные китайские компании, зачастую основанные выходцами из Гонконга, работавшими именно с жанровым кино — Цуй Харком, Стивеном Чоу и, собственно, Джеки Чаном. Ключевыми фигурами в кинопроизводстве стали именно режиссеры так называемого континентального Китая — помимо уже упомянутого Чжана Имоу, режиссера фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», одного из первых китайских блокбастеров, это Фэн Сяоган («Землетрясение»), Чэнь Кайгэ («Клятва»), Гуань Ху («Восемь сотен») и другие.

Все эти режиссеры работали в основном в частном порядке, добывая деньги на свои фильмы посредством традиционной рыночной экономики: условно снимаешь фильм за миллион долларов — получаешь три, на два снимаешь новый, подороже, либо два таких же — миллион вкладываешь в развитие. По этой схеме существует, вопреки представлениям обывателей, не знакомых с китайской моделью, более 90% китайского кинорынка.

В большинстве случаев государство вкладывается в производство так называемого main melody movies, то есть фильмов генеральной линии, которые озвучивают определенные установки. И такое кино нередко собирает хорошую кассу: та же «Битва на озере» стала настоящим блокбастером по части сборов.

Но все-таки вернемся к тому, что в Китае, вопреки представлениям, главенствует классическая голливудская схема проката «снял за миллион — продал за два — повторил», а заправляют всем независимые (по крайней мере, финансово) производители. Уже упоминавшиеся «Восемь сотен», военная драма об обороне склада Сыхан в Шанхае в 1937 году, сняты на финансы четырех частных компаний. Первая — Huayi Brothers, крупнейшая компания Китая, которая занимается не только производством фильмов, но и рекламой, музыкой, организацией фестивалей и многим другим (вы можете знать ее по фильму «Разборки в стиле кунг-фу»). Вторая — Tencent Pictures, крупнейший инвестиционный холдинг, который, помимо кино, производит видеоигры (например, популярнейшие PUBG и Fortnite) и имеет десятки дочерних компаний в самых разных областях. Третья — Enlight Media, создатель Maoyan Entertainment, крупнейшей площадки для покупки билетов онлайн. Ну а четвертую вам и представлять не нужно: это Alibaba Pictures (входит в Alibaba Group, создавшую AliExpress).

Кадр из фильм «Восемь сотен»

Достаточно взять все тот же мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов». Мультипликационный блокбастер, вышедший 29 января, уже успел собрать более двух миллиардов долларов, установив сразу несколько рекордов. Это теперь и самый кассовый мультфильм в истории, и самая кассовая картина, произведенная за пределами Голливуда, вплотную подобравшаяся к таким гигантам, как седьмой эпизод «Звездных войн» и «Мстители: Война бесконечности». Среди производителей мультфильма — уже упоминавшаяся Enlight Media и другие частные компании. Ни копейки от государства (то есть, простите, ни цзяо).


Откуда же такой успех

Тут стоит отметить сразу несколько факторов. Во-первых, как уже говорилось, сам контент: в Китае производится очень много жанрового кино. Абсолютно на любой вкус: есть семейные комедии — «Привет, мам» (2021) со сборами более 800 миллионов долларов. Есть бадди-муви а-ля «Смертельное оружие» — серия «Детектив из Чайнатауна» (сборы третьей части, вышедшей в том же 2021-м, — почти 700 миллионов долларов). Есть экшен-боевики — серия «Война волков» (сборы второй части, вышедшей в 2017 году, — более 870 миллионов долларов). Есть фантастические блокбастеры — «Блуждающая Земля» (2019) по сценарию автора хитовой «Задачи трех тел» Лю Цысиня, заработавшая 702 миллиона долларов. Это лишь самые кассовые примеры, есть и прочие категории: мелодрамы, драмы, хорроры, военные фильмы, спортивные байопики, даже вестерны («Пусть летят пули» 2010 года — тоже, кстати, кассовый хит).

Кадр из фильма «Привет, мам»

Помимо жанрового разнообразия, свою роль играет вовлеченность в бизнес частных компаний, заинтересованных в том, чтобы производство, средства на которое направлены из других областей вроде рекламы и мобильной связи, приносило им реальную прибыль. Поэтому компании значительно вкладываются в маркетинг, реализуя и свои собственные финансовые возможности.

Наконец, третий фактор, сыгравший в свое время важную роль, — всплеск популярности национального кинематографа, случившийся после эпидемии коронавируса в 2020 году. Как известно, Китай одним из первых объявил о ковидных ограничениях, и они были одними из самых жестких в мире. В итоге он же одним из первых вышел из самоизоляции, запустив процесс постепенной нормализации общественной жизни, а значит, и желания привычных развлечений вроде походов в кино. Так как голливудские мейджоры, например Disney и Universal, не торопились возвращаться на китайский рынок, китайцы стали еще охотнее ходить на отечественное кино — в итоге сборы китайских фильмов взлетели просто до небес. Посудите сами: в 2020 году из десяти самых кассовых релизов года пять — китайские, включая «Восемь сотен» и довольно скромную семейную драму «Аленький цветочек». В 2021-м «Битва на озере» стала вторым самым кассовым релизом после «Человек-паук: Нет пути домой».

Кадр из фильма «Битва на озере»

Впоследствии доминирование Китая чуть ослабло (в прошлом году ни один китайский фильм не вошел в топ-10 по сборам), но внутри страны национальные фильмы собирают очень серьезные суммы. Тут стоит также отметить еще два важных момента: во-первых, китайские компании охотно инвестируют в голливудский кинематограф. Например, Tencent Pictures вкладывалась в производство «Чудо-женщины», «Венома» и «Охотника на монстров», Huayi Brothers выделила деньги на «22 мили» Питера Берга и «Падение Луны» Роланда Эммериха, Alibaba Pictures — на «1917» Сэма Мендеса. И это лишь некоторые примеры.

Во-вторых, в Китае производят по-настоящему много фильмов: в 2023 году их было выпущено почти 800, в 2024-м — «всего-то» более 600. Для сравнения: в России в 2023 году вышло почти 400 фильмов, из которых в официальный прокат, в том числе в странах СНГ, мимо фестивалей, было выпущено 169, которые собрали в сумме почти 14,5 миллиарда рублей. Это меньше, чем сборы фильма «Джонни, не останавливайся!», пустяковой офисной комедии, расположившейся на последнем месте в топ-10 самых кассовых китайских фильмов за 2023 год. Цифры приводятся не с целью унизить отечественных кинематографистов, а для показательного сравнения масштабов производства.

Ну и еще один, немаловажный фактор: китайские фильмы универсальны. Несмотря на то что смотреть их зарубежному зрителю может быть довольно сложно в силу специфики китайского менталитета и цензурных ограничений (например, в китайском кино нельзя оставлять преступников, совершивших злодеяния, без наказания), внутри страны их смотрят, условно говоря, все.


Краткий итог

Короче говоря, ответ на вопрос, почему китайское кино собирает так много денег, очень прост: в Китае существует настоящая киноиндустрия, которая умудряется работать даже в условиях ограничений. Это пример полноценной рыночной экономики, в которой режиссеры, продюсеры, сценаристы и актеры вкладывают в производство достаточно сил — и получают живой отклик в виде кассовых сборов, народного «сарафана» и общей заинтересованности будущих зрителей.


Иван Афанасьев

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

12 марта