
Уже
рассказывали, на какие новинки стоит обратить внимание на весенней ярмарке Non/fiction. Собрали еще девять книг, которые представят издательства уже на этой неделе.
Ольга Чередниченко. «Окаянные гастроли»
«Эксмо»
1913 год, Российская империя. Юная Шурочка Алексеева, мечтающая стать актрисой, сбегает с труппой Григория Рахманова, даже не подозревая, что режиссер проводит опасные эксперименты на своих актерах. Гастроли оборачиваются путешествием в мир шаманов, тифозных поездов, войны и революции. Чередниченко мастерски соединяет магический реализм с исторической прозой, превращая реальность в сцену, на которой все подчинено театральному ритуалу.
Прошлое и его осмысление в художественной форме — одна из ключевых тем литературного процесса последних 30 лет, требующая скрупулезной работы с архивами, а если посчастливится, то и со свидетелями описываемых событий. Но если свидетели ушли навсегда, это не значит, что их истории утеряны, это лишь делает исследования сложнее — но и увлекательнее.
Катя Тарасова. «Кактус Леонова. Записки япониста о важном и разном»
«Лайвбук»
Книга Кати Тарасовой описывает мир глазами переводчицы, чья работа выходила далеко за рамки привычного: она сопровождала премьер-министра Японии, организовывала тур «Ночных снайперов» и даже год проработала на автозаводе в Тольятти.
Это не просто самоироничные записки о путешествиях, друзьях и неожиданных встречах — вошедшие в сборник эссе работают как хороший нон-фикшн: через личные истории они расширяют представления о мире, раскрывают неожиданные грани профессий, отношений, человеческой психики и напоминают, что жизнь — удивительная и непредсказуемая штука.
Дмитрий Данилов. Imagine
АСТКак и в своих драматических и прозаических произведениях, в этом стихотворном сборнике Дмитрий Данилов снова проводит нас по привычной реальности туда, где становится неуютно и вдруг обнаруживаешь пустоту под ногами.
В новый сборник вошли стихи, написанные с 2017 по 2024 год, в которых Данилов сосредоточился на повседневности и зафиксировал ее, превратив в чистый экзистенциальный ужас, но сделал это мягко и почти нежно.
Си Джей Скьюз. «Дорогуша»
«Дом историй»Черный юмор, социальная сатира и абсолютная ярость — так кратко можно описать роман-бестселлер «Дорогуша», ставший в прошлом году основой обласканного критиками и зрителями одноименного сериала. Рианнон, главная героиня романа, ведет необычный список, куда записывает всех, кого следует убить: от грубого водителя, подрезавшего ее на дороге, до бойфренда-изменника. Вопрос о том, сможет ли она сохранить этот список в секрете, не стоит — тайное обязательно станет явным, но как именно? Судя по количеству оценок и ревью на Goodreads, завораживающе для читателя на протяжении всех 500 страниц романа.
Книга выйдет в эксклюзивном оформлении специально для ярмарки «Non/fiction. Весна» — с оригинальной суперобложкой, премиальной бумагой и подарком за покупку.
Саманта Харви. «По орбите»
NoAgeРоман, действие которого происходит в течение 24 часов. Астронавты из России, США, Китая, Японии, Великобритании и Италии находятся на борту Международной космической станции.
«По орбите» — миниатюрный, философский и пронзительный роман, ставший лауреатом прошлогодней Букеровской премии. Написанный с полифонической ритмикой, напоминающей «Волны» Вирджинии Вулф, он заставляет задуматься о масштабе Вселенной и о том, насколько драгоценна каждая жизнь — словом, напрямую связан со «звездным небом над нами» из классического афоризма Канта и, по признанию космического инженера Александра Хохлова, с реальными размышлениями космонавтов о месте человека в космосе.
Мария Ларреа. «Люди из Бильбао рождаются где захотят»
«Подписные издания»Исходной точкой этого романа стала история самой писательницы. Мария, главная героиня, узнает, что ее жизнь, с таким трудом вырванная из-под родительского контроля и перестроенная согласно личным представлениям о прекрасном, основана на лжи, и начинает расследование, которое уводит ее из богемного Парижа в коррумпированные структуры постфранкистской Испании. Смена сцен, почти кинематографический ритм и детективный саспенс — неудивительно, что роман уже получил несколько престижных французских и испанских литературных премий, в том числе Prix du Premier Roman и Prix Roman France Télévisions, был адаптирован для театральной сцены и постепенно захватывает внимание читателей по всему миру — теперь и в переводе на русский язык.
Янь Лянькэ. «Сны деревни Динчжуан»
«Синдбад»В начале 1990-х китайское правительство запустило кампанию по сбору донорской плазмы, и тысячи крестьян, соблазнившись обещаниями легких денег, массово сдавали кровь. Из-за антисанитарии это обернулось эпидемией ВИЧ, унесшей жизни целых деревень. Янь Лянькэ три года изучал истории пострадавших, но вместо документального исследования написал роман, отдавая себе отчет в том, что его работа не пройдет цензуру.
Сегодня этот текст — больше чем просто художественное осмысление трагедии. Это память, зафиксированная вопреки запретам, рассказ о людях, которых уже нет и о которых, возможно, не захотели бы вспоминать, если бы не эта книга.
Наталия Семенова. «Амбруаз Воллар. Открыватель талантов»
«Слово»Человек, который понимал искусство лучше самих художников, Амбруаз Воллар первым начал покупать работы Сезанна, когда никто в него не верил, и он же открыл публике полотна Гогена, Матисса, Пикассо, Ван Гога.
Но как человек, одержимый живописью, сам стал частью детективной истории, которые всегда кружат вокруг больших талантов и еще больших денег? Наталия Семенова годами изучала архивы и обнаружила невероятные совпадения, которые привели ее к написанию первой литературной биографии Воллара.
Мария Фернандес-Миранда. «Загадка по имени Кристобаль Баленсиага»
«Колибри»За последние два года модная индустрия все больше напоминает древнюю тектоническую плиту, вспомнившую, что и она способна на динамику: уходят креативные директора, меняются владельцы брендов, зажигаются новые звезды. Кажется, никогда еще обращение к истории моды не было так актуально, ведь она помогает понять, как все началось и через что уже удалось пройти без потерь или с минимальными последствиями.
Кристобаль Баленсиага, основатель собственного модного дома, создавал платья, которые до сих пор копируют и изучают в институтах, но сам при этом оставался почти невидимкой. Его называли «монахом высокой моды» и даже сомневались в его существовании. Журналистка и спикер TED Мария Фернандес-Миранда воссоздает восемь ключевых эпизодов жизни Баленсиаги: от детства в баскском городке Гетария до закрытия дома Balenciaga. Это не просто биография, а художественное переосмысление истории человека, который менял мир моды, оставаясь в тени.
Текст: Елена Чернышева