Все материалы

Здесь останавливался Наполеон, а Толстой писал «Войну и мир»: прочитайте историю усадьбы Чертковых

Здесь останавливался Наполеон, а Толстой писал «Войну и мир»: прочитайте историю усадьбы Чертковых В издательстве «Бомбора» вышла книга «За парадными дверьми: московские особняки в фотографиях и историях». Автор Елена Крижевская рассказывает про главные особняки столицы — Рябушинского на Малой Никитской, Зинаиды Морозовой на Спиридоновке и десятки других. Прочитайте отрывок про дом Черткова (он стоит на Мясницкой), где когда-то останавливался Наполеон и снимали фильм «Семнадцать мгновений весны».

Чем ближе к Кремлю, тем богаче история места. Перед вами одна из таких древних усадеб в стиле необарокко, украшающая самое начало Мясницкой улицы. Владение с XVI века принадлежало князьям Волынским, в 1720-е годы усадьбой владел князь Алексей Григорьевич Долгоруков, член Верховного тайного совета, воспитатель и несбывшийся тесть императора Петра II, казненный при императрице Анне Иоанновне. Усадьба тогда была конфискована в казну. В 1730-е годы владение на 100 лет перешло к близкому к трону роду Салтыковых.

При первом владельце усадьбы Николае Петровиче Салтыкове был построен главный дом усадьбы. В 1780-е годы его сын генерал-майор Сергей Николаевич Салтыков перестроил усадебный дом, при этом расположение его центральной части сохранилось до наших дней.

Артем Геодакян/ТАСС

Пожар 1812 года пощадил усадьбу. Говорят, здесь даже останавливался Наполеон, правда, подтверждений этому нет. Барочный декор на фасаде был полностью утрачен во время последующего ремонта, на смену ему пришел модный стиль того времени — ампир. В 1831 году у Александры Сергеевны Салтыковой за 125 тысяч рублей особняк купил отставной полковник, предводитель Московского губернского дворянства, библиофил и археолог Александр Дмитриевич Чертков. Личность для Москвы замечательная. Он был прекрасно образован и, выйдя в 1829 году в отставку, превратил свой дом в культурный центр Москвы, отдавшись общественному служению и научной работе.

«...У богатого человека есть обязанность употребить избыток своих доходов не на дорогостоящие забавы, а на что-нибудь лучшее и полезнейшее для их отечества», — писал Чертков в одном из писем. Многие писатели того времени были дружны с Чертковым и часто бывали в этом доме. Среди них Пушкин, Жуковский, Гоголь и другие. В 1838–1844 годах к северному правому торцу своего дома Чертков пристроил Готический зал.

Как пишет в статье, посвященной дому Черткова, искусствовед и реставратор Наталья Датиева: «Он (А. Д. Чертков) избрал стиль средневекового замка, являющийся полной противоположностью позднеклассической трактовки фасадов всего дома». В середине XIX века в Европе, а вслед за ней и в России наблюдалось увлечение готическим стилем, в котором оформлялись интерьеры не только особняков, но и дворцов.

Большой готический зал планировался для большого собрания гостей и заседаний научных обществ. Этот зал с изысканной лепниной хорошо сохранился с того времени. К этому же периоду, скорее всего, относится и мавританская гостиная на первом этаже, также созданная в соответствии с модой середины XIX века. Ее стены и потолок украшены «лепниной с полихромной выкраской». Остальные залы были оформлены в конце XIX века.

Александр Чертков был владельцем огромной библиотеки, посвященной познанию Отечества. Его коллекция книг и карт насчитывала 20 тысяч экземпляров на всех языках. Чертков мечтал сделать библиотеку доступной для общественности. Его волю исполнил его сын Григорий Александрович, который основал в доме публичную Чертковскую библиотеку. Для этого слева к старому зданию в 1859–1863 годах по проекту А. В. Булгарина пристроили новый корпус и создали читальный зал и книгохранилище с чугунными колоннами, а верхняя обходная галерея была выставочным пространством для нумизматической, археологической и естественно-научной коллекции. У библиотечного корпуса был отдельный вход в здание, оформленный полуфигурами атлантов, поддерживающих колонны и карниз второго этажа. Тогда же были возведены каретный пандус и балкон, а фасад приобрел необарочные элементы оформления, цитирующие барокко времен Елизаветы Петровны.

Первым делом Чертков открыл библиотеку для писателей и ученых, затем — для всех желающих. Место заведующего занял известный историк Петр Иванович Бартенев. Он издавал журнал «Русский архив», ведь в библиотеке было много рукописных воспоминаний. В библиотеку к Бартеневу часто приходил Лев Толстой, чтобы использовать ее архивы для написания «Войны и мира». Первый тираж романа на временное хранение поступил в библиотеку, а уже оттуда стал продаваться через магазины. В 1871 году Григорий Александрович решил передать библиотеку городу. Она была вывезена из Чертковского дома сначала в Румянцевский музей, а после открытия Исторического музея переехала туда. Сегодня библиотека Черткова составляет часть Государственной публичной Исторической библиотеки.

Строительство Чертковской библиотеки велось на заемные деньги, дом был заложен, а в 1873 году Григорий Чертков был вынужден продать дом княгине Наталье Алексеевне Гагариной. Она завершила строительство жилых корпусов по всему периметру усадьбы, но залог выплатить не смогла. В 1880 году заложенный дом был куплен с аукциона купчихой Клавдией Обидиной за 722 тысячи рублей. Обидина была крупной домовладелицей в Москве и купила усадьбу для сдачи в аренду. Для этого она заново отделала в разных стилях жилые комнаты первого и второго этажей, превратив их в залы и гостиные для приемов. Эти помещения дошли до наших дней с того времени почти без изменений. С 1897 по 1899 год особняк снимало Московское архитектурное общество, созданное в 1867 году по инициативе известного московского архитектора Михаила Быковского. Он же был первым председателем МАО. Своей целью они ставили содействие разработке и распространению в России художественных и технических познаний, относящихся до архитектуры. В деревянном кабинете по четвергам собирались на заседания архитекторы, члены МАО и желающие присоединиться. Остальные залы использовали под библиотеку общества и небольшие выставочные пространства.

usadbachertkova.ru

С 1899 по 1900 год парадные залы особняка и первый этаж снимал Литературно-художественный кружок, в который входили писатели, артисты, художники и архитекторы. Для кружка в 1899 году Федор Шехтель соорудил красивую беломраморную лестницу. Помимо лестницы в доме Черткова спрятаны и другие архитектурные шедевры, например загадочный камин из белого алебастра, который, говорят, был выполнен Врубелем. Однако это миф. Нигде в архивах подтверждения этому нет, да и по стилю камин совсем не похож на майоликовые камины художника. Подобных каминов в Москве нет, однако в особняке Грачевых в Малом Кисловском переулке находится зеркало в лепной раме, похожее на камин по стилю.

С 1897 по 1899 год в особняке проходила Архитектурно-художественная выставка, организованная Архитектурным обществом под руководством Романа Клейна. На постоянно действующей экспозиции были представлены строительные и отделочные материалы. Сохранилось описание, оставленное ее посетителем: «Стены и потолки зала украшены лепною работой знаменитого скульптора Делева. Особенно в этом отношении выделяются Готический зал и гостиная, отделанная в стиле Людовика XV, с фантастическим камином, изображающим морское дно, украшенное сатирами и нимфами, выглядывающими из водорослей. Обращают на себя внимание еще комнаты, отделанные в немецком ренессансе. Не можем умолчать и о зале, занимаемом специально архитектурным обществом для своих заседаний. Это зало устроено в стиле Людовика XV, с превосходными барельефами на потолке, изображающими охотничьи сцены...»

Про скульптора Делева нет никакой информации в московских справочниках. Более того, человека с такой фамилией в Москве не числилось среди жителей. Скорее всего, автор или наборщики так исказили фамилию знаменитых петербургских лепщиков Дылевых. Отец и сыновья составили артель, первая крупная работа которой — это лепные работы в Зимнем дворце после пожара 1837 года. Кроме Зимнего дворца, Дылевы работали в особняке Зинаиды Юсуповой на Литейном, в особняке Государственных имуществ на Исаакиевской площади и других.

В 1913 году у сына Обидиной усадьбу выкупил «бизнесмен» Густав Кеппен, который в 1914 году планировал ее снести, чтобы построить комплекс доходных домов. Первая мировая война помешала его планам и спасла усадьбу. После революции здание было заброшено, в нем частично выломали полы, из печей брали кирпичи, состояние дома оставляло желать лучшего.

usadbachertkova.ru

В 1922 году здание занял Деловой клуб, а затем Клуб красных директоров, воспитывавший кадры для управления фабриками и заводами. Реставрацию усадьбы поручили искусствоведу и архитектору Ивану Машкову. Феликс Дзержинский неоднократно бывал в бывшей усадьбе. В 1930-е годы была разобрана обходная галерея книгохранилища с чугунными колоннами, но в целом внутреннее убранство особняка сохранилось.

Необыкновенные интерьеры усадьбы полюбились кинематографистам. В ней снимались сцены переговоров о заключении сепаратного мира из культового кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Московский дом научно-технической пропаганды имени Дзержинского при Всесоюзном обществе «Знание» проработал в здании до 1991 года. В настоящее время бывший дом Черткова занят «Министерством магии» и «Новым театром», внутрь можно попасть на экскурсию.