
12 книг, за которыми стоит идти на ярмарку Non/fiction. Часть 1
Традиционно на ярмарке Non/fiction издательства представляют новинки, их довольно много, поэтому решили выбрать главные. В первой части — 12 книг разных жанров: от художественной литературы про материнство до нон-фикшна про московские усадьбы.
Мария Данилова. «Двадцать шестой»
АСТ

Каково это — взрослеть в эпоху, когда страна меняется быстрее, чем ты успеваешь читать новости? Мария Данилова, лауреат премии Крапивина и автор полюбившейся детям и взрослым повести «Аня здесь и там», в своей второй книге рисует портрет позднесоветского детства, полного мелких деталей и узнаваемых реалий. Тут и первые иномарки, и кооперативные кафе, и очереди, и сеансы магии у экрана телевизора. В центре истории — пятеро детей, чье взросление совпадает с перестройкой. Теплая проза о поиске себя и о мире, который рушится, чтобы сформироваться заново.
Кристина Эмих. «Дорогая Клара!»
АСТ

Виктор и Клара растут в АССР Немцев Поволжья, и после начала Великой Отечественной войны Клару вместе с семьей выселяют, как и многих других немцев. Виктор пишет ей письма, но они не находят адресата. Их диалог продолжается в дневниках, в мыслях, сквозь годы разлуки и перемен.
Этот роман — напоминание о том, что любовь способна пережить даже самые страшные времена. Эпистолярная форма превращает его в часы, отмеряющие не только дни и годы, но и эмоции: надежду, страх, тоску, нежность.
Надежда Лидваль. «День города»
«Азбука»

Наташа и Катя, девушки из большого сибирского города, хотят перемен: одна активно ищет любовь за границей, другая учит английский в надежде повысить свои шансы на перспективные предложения. И вот перемены случаются — судьба подкидывает в их странный город двоих иностранцев. Как только все четверо оказываются в одной точке, мелодраматический сюжет о превратностях любви быстро переключается на фолк-хоррор. А для него, кстати, есть все условия: местный культ писателя XIX века, загадочные ритуалы вокруг его памятника и небеспричинное ощущение доминантной власти места над человеком.
Юлия Лукшина. «Хрустальный дом»
«Альпина»

Реальность в рассказах сценариста и драматурга Юлии Лукшиной не то чтобы ненадежная — она текучая. В ее мире любовь оборачивается ненавистью, прошлое перетекает в будущее, а право на слово и чувство перестает быть прерогативой только лишь человека. Здесь бытовая магия естественна, как гравитация, иллюзии становятся материальными, а ход времени — ощутимым, видимым и даже оформленным в непривлекательный, но при этом честный образ ненасытной гусеницы.
Бусейна аль-Иса. «Хранитель мировой поверхности»
«Самокат»

Издательство запустило новую серию Plan B. Первым выходит роман писательницы из Кувейта — антиутопия, в которой миром правит цензура. Главный герой — молодой Цензор, его работа заключается в том, чтобы беспристрастно запрещать тексты, нарушающие установленные нормы, и шлифовать язык, устраняя из него шероховатости смыслов. Но чем больше он читает, тем сильнее расшатывается его вера в установленный порядок. Соединив кафкианскую абсурдность, фантастическую фантасмагорию и традиции классической антиутопии, Бусейна аль-Иса создает напряженную историю о силе слова, свободе воображения и власти текста над реальностью.
Роман стал финалистом National Book Award в категории «Переводные книги» и вошел в список 100 обязательных к прочтению книг по версии Time (2024).
Гитанджали Шри. «Растворяясь в песках»
«Эксмо»
Этот роман — первая написанная на хинди и переведенная на английский язык книга, удостоенная Международной Букеровской премии. Восьмидесятилетняя героиня Ма, потеряв мужа, отправляется в Пакистан, который покинула подростком после раздела Британской Индии. Это путешествие становится для нее толчком для переосмысления материнства, свободы и феминизма. Сохраняя легкий и даже шутливый тон, Гитанджали Шри поднимает темы, так часто остающиеся в тени повседневных забот: пересборка себя после больших и почти незаметных потрясений, смелость быть свободной в любом возрасте и социальном статусе и противостояние общепринятым, хотя и непонятно кем установленным нормам.
Клэр Ошецки. «Совушка»
«Дом историй»

Сюрреалистичная история о материнстве, рассказанная в лучших традициях магического реализма. У Тайни рождается необычный ребенок — девочка-совушка, маленькая, хрупкая, не такая, как все. Мать дает себе обещание принять дочь такой, какая она есть, но окружающий мир требует иного — стремиться к этим «всем» изо всех сил, скорректировать оптику в пользу общества, казаться, а не быть. Этот роман — притча о любви, непохожести и хрупкости человеческих ожиданий, вдохновленная, по признанию автора, «Лавром» Евгения Водолазкина.
«Неизвестный Андерсен: сказки и истории»
«Городец»

Ханс Кристиан Андерсен — это не только «Русалочка», «Снежная королева» и «Гадкий утенок». Это еще примерно 150 сказок, которые вошли в его знаменитые сборники «Сказки, рассказанные детям» и были опубликованы в нескольких томах с 1835 по 1842 год.
Составитель этого сборника, специалист по творчеству Андерсена Андрей Коровин, объединил в издании 16 малоизвестных историй датского сказочника в современных переводах Ольги Дробот, Норы Киямовой, Елены Красновой и Нины Федоровой и дополнил их уникальными иллюстрациями Оскара Клевера, созданными в Царском Селе, в лагере в Конице в 1941–1942 годах и Ленинграде в начале 1970-х. Этот сборник — мост между поколениями: оно возвращает к истокам и одновременно открывает Андерсена заново.
Кирилл Светляков. «Советская культура. От большого стиля до первых рейвов»
МИФ

Как советская культура повлияла на нас сегодняшних? Кирилл Светляков — искусствовед, куратор и арт-критик, исследует искусство, кино и архитектуру СССР, прослеживая их связь с психологией и массовым сознанием. От сталинского ампира до первых рейвов 1990-х, от борьбы элитарного и массового до противостояния идеологии и личности. Книга показывает, как менялась визуальная среда и смысловые коды, формируя облик эпохи.
Елена Крижевская. «За парадными дверьми: московские особняки в фотографиях и историях»
«Бомбора»

Не только художественная литература обрабатывает исторические процессы — не меньше внимания им уделяет нон-фикшн. Выходит все больше исследований повседневности, предметов и явлений, определяющих быт и среду обитания человека, открываются гостям закрытые ранее здания, а городские прогулки превращаются в охоту за утонченными фасадами и скрытыми деталями. Все это часто остается на расстоянии от любопытного взгляда — в силу, например, географических причин или по-прежнему закрытых дверей некоторых сокровищниц. Эта книга — редкая возможность заглянуть внутрь московских особняков конца XIX — начала XX века. Более 900 фотографий и 61 история — от купеческих домов с секретными молельными комнатами до особняков, стилизованных под викторианские замки. И конечно, такое издание не могло обойтись без историй людей, владевших этими домами, — московских элит своего времени.
Рёко Секигути. «Зов запахов»
Ad Marginem

Новая книга Рёко Секигути — истории нескольких женщин из разных стран и эпох, рассказанные как дневники запахов, раскрывающих и характеры героинь, и роль запахов в познании мира и принятии непознаваемости его неотъемлемых частей, таких как тайна, тень, расставание и, конечно, любовь.
Творческий метод Рёко Секигути уже хорошо известен русскоязычному читателю — французская писательница японского происхождения работает с «языком эмоций». В «Нагори. Тоска по уходящему сезону» (2023) она деконструирует японское слово «нагори», обозначающее конец сезона, все позднее или запоздалое, переходящее из реальности в воспоминания. В кросс-жанровом тексте «Голос в темноте» (2024) продолжает исследовать тему времени и наших с ним отношений через переживание утраты близкого человека.
Павел Басинский. «Леонид Андреев: Герцог Лоренцо»
АСТ

С этой книги стартует новая серия «Редакции Елены Шубиной» — «Ж.И.Л.», которая своим названием уважительно кивает «ЖЗЛ» «Молодой гвардии», но также и показывает, что готова перехватить эстафету издания биографий известных людей.
В первой книге серии Павел Басинский, дважды лауреат «Большой книги», рассказывает о Леониде Андрееве — одном из самых загадочных писателей Серебряного века. Выходец из Орла, он покорил литературную сцену, дружил с Горьким, но позже стал его врагом. После революции Андреев оказался в эмиграции и вскоре был забыт своими современниками. Басинский исследует его судьбу и размышляет, почему писатель, предвидевший катастрофы XX века, так быстро исчез из литературного поля.
Текст: Елена Чернышева
07 апреля