Если в потоке летних активностей не успели уследить за вот-вот вышедшими книгами, изучите этот топ. Собрали лучшие литературные новинки июня, июля и августа.Татьяна Замировская. «Свечи Апокалипсиса»
«Редакция Елены Шубиной»Белорусская писательница переезжает в Нью-Йорк, пишет свой первый роман в творческой резиденции и… отчаянно нуждается в «нормальной» работе с понятной оплатой труда. Цепочка случайностей приводит ее на позицию продавца в элитный бутик французских свечей, где должностные инструкции быстро стираются под напором эксцентричных клиентов и не менее странных коллег. А границы между личным и профессиональным размываются почти до прозрачности.
В основу «Свечей Апокалипсиса» лег одноименный блог, который Замировская вела с марта 2019-го до декабря 2021-го — с первого месяца работы в свечном магазине и до того дня, когда Франсуазочка (читатели блога знают этого персонажа под именем Изабеллочка) решила магазин закрыть.
Фрэн Лебовиц. «Вношу ясность»
CorpusЛебовиц — значимая фигура для Нью-Йорка, знакомая многим по документальному сериалу Скорсезе «Представьте, что вы в городе» или эпизодической роли в «Волке с Уолл-стрит». Она носит костюмы-тройки, читает и не любит выходить из дома и разговаривать по телефону, зато раздает разнообразные советы. Ее эссе, написанные в 1990-х, о большом городе Нью-Йорке, творчестве, суете и любви к жизни все еще актуальны и удивительно узнаваемы: в них, как и в любом мегаполисе, есть все, о чем только можно подумать.
«Уклады»
«Альпина.Проза»В этом сборнике рассказов 13 писателей исследуют бытовые и культурные уклады, которые повлияли на их взросление, и дают самому понятию «уклад» новое прочтение. Они показывают, что все уникальное зачастую универсально. От похорон до свадьбы, от вечера за гаражами до разговора с родителями перед сном — здесь собраны тексты, в которых личное и коллективное переплетаются.
Кэсер Уилла. «Песня жаворонка»
«Дом историй»История оперной певицы Теи Кронборг, которая начинается как цепочка случайных знакомств в Америке на старте XX века и заканчивается большой славой в Европе. Каждая встреча становится шагом к преображению, но с каждым следующим плата за успех растет. Один из тех редких романов, в которых высокое не противоречит простому, а исторический контекст звучит ярко благодаря биографии реальной оперной певицы Олив Фремстад, которая легла в основу.
Елена Нещерет. «Байки книготорговца»
«Азбука»Каждый книжный магазин наполнен историями — не только напечатанными, но и подслушанными. В центре — читатели, курьеры, случайные посетители со своими вопросами и поисками. Кто бы мог рассказать о них лучше, чем книготорговец? Елена Нещерет работает в питерском книжном «Во весь голос» и ведет хронику этой тихой ежедневной драмы: кто и за чем приходит, как выбирают книги, зачем на самом деле заходят в книжные и почему в этом всем есть что-то почти священное. Перед нами — серия наблюдений, в которых много юмора, иронии, но ни капли цинизма.
Евгения Некрасова. «Адвокатка Бабы-яги»
«Редакция Елены Шубиной»Истории о людях и магических существах. Здесь мир, в котором Несмеяна больше не грустит, Баба-яга заводит себе адвокатку, а Человедица вступает в диалог с богиней вулканов Пеле. В своей книге Некрасова придает архетипам новые очертания, а фольклор сталкивает с реальностью.
Сергей Капков. «Творческое объединение „Экран“. История телеанимации от Леопольда до Пластилиновой вороны»
«Бослен»«Ноги, крылья… главное — хвост!», «Ребята, давайте жить дружно», «Мы бандито, гангстерито» — все эти фразы вырваны из контекста, но никогда — из сердца. Сергей Капков подробно описал историю студии, подарившей миру «Котенка по имени Гав», «Пластилиновую ворону», «Дядюшку Ау» и сотни других голосов, песен, мультфильмов.
«Экран» — не самый громкий герой советской анимации, но без него невозможно представить целый пласт культурного кода. В этой книге из тени выходит пестрая команда художников, режиссеров, композиторов; и каждый разворот книги — как открытие в архиве или встреча с голосом из детства.
«Большая книга мифов России»
«Бомбора»Книга объединяет
мифы всей России и дает представление не только о локальных верованиях, но и о формах их бытования — от сказок до шаманской космогонии. И пусть иногда один и тот же персонаж зовется по-разному, в этом и есть суть — страна огромная, мифов много, и каждый дает свою подсказку к тому, что происходит с нами и литературой сегодня.
Онхо Ким. «Книжные магазины: большое путешествие от Сеула до Санкт-Петербурга»
МИФКим Онхо — исследователь книжных лавок, одержимый ими почти как археолог своими артефактами. Он проехал по всему миру — от Осло до Токио, от Парижа до Санкт-Петербурга — и составил атлас мест, где книги живут свою лучшую жизнь. Этот альбом наполнен не только фотографиями и описаниями, но и будто той гулкой тишиной, периодически прерываемой шелестом страниц.
Ирина Лейк. «Сто способов сбежать»
«Азбука»Марина — хорошая девочка, хорошая жена, хорошая дочь. И вообще слишком хорошая, чтобы жить по-настоящему. Но один случайный сбой системы — и привычный мир начинает трещать. Вдруг оказывается, что можно не оправдывать чужих ожиданий, не сдерживать себя, не делать все правильно. Справится ли она с новыми вводными данными и сможет ли хотя бы однажды не вставлять себе и самым близким людям палки в колеса, а просто отправиться в увлекательное путешествие?
Хакобо Бергарече. «Идеальные дни»
CorpusГерой романа, журналист Луис, уставший от своей работы, а главное — от семейной жизни, приезжает на конгресс в Остин, Техас, и встречает там женщину, которая наполняет его жизнь новым смыслом. И вот наступают его «идеальные дни», но удержать их непросто.
Кейт Сойер. «Сад в Суффолке»
«Дом историй»Лето, старый дом, свадьба, на которую собирается вся семья. За легким шумом сада и праздничной суетой — десятилетия воспоминаний, обид и недосказанностей. День торжества становится поводом вспомнить прожитое — и, наконец, проговорить то, что долго оставалось в тени.
Мег Митчелл Мур. «Дом, где живет лето»
«Фантом Пресс»Лето кажется временем надежд: на отдых, перемены, решение старых конфликтов. Именно с этим, а еще с тремя детьми, недописанной книгой и трещащим браком приезжает в родительский дом у моря Луиза. Она рассчитывает передохнуть, но сталкивается с новой реальностью: отец теряет память, мать цепляется за видимость благополучия, а напряжение только растет. Уютный прибрежный дом становится местом, где сходятся воспоминания, недомолвки и надежды — на то, что все еще может сложиться иначе.
Алина Бронски. «Последняя любовь бабы Дуни»
«Дом историй»Чернобыльская зона не самое очевидное место для новой жизни. Но и баба Дуня и ее соседи, которые возвращающиеся после аварии в свои села, не самые очевидные герои. Они читают стихи, пьют чай, строят отношения и готовятся умирать… Чтобы внезапно снова начать жить. Ироничная, теплая и очень живая история — для всех, кто любит стариков с характером.
Дэйзи Гудвин. «Дива»
«Строки»Она пела так, что замирал зал. Но за кулисами ее всегда ждали одиночество, давление, страсть, предательство. Дэйзи Гудвин возвращает Марии Каллас ее голос — не только сценический, но и человеческий. История женщины, которая была легендой, но мечтала быть просто счастливой.
Сесиль Берли. «Перо в ее руке. Женские письма – женские судьбы в XVIII веке»
«КоЛибри»Что писали женщины в XVIII веке? Не любовные романы, а письма — настоящие, сильные, личные. Они тихо боролись за право быть если не услышанными, то прочитанными своими корреспондентами, размышляли, спорили и любили. Эта книга — как почтовый ящик в прошлое, из которого вдруг тянется ниточка прямо в сегодняшний день. Ничего не меняется, и это утешает.
Изабель Ибаньез. «О чем молчит река»
«Махаон»Письмо из Египта нарушает привычную жизнь Инес Оливеры в Буэнос-Айресе: родители погибли при загадочных обстоятельствах, и теперь ей предстоит опасное путешествие в Александрию. В доме дяди ее не ждут, самоуверенный помощник явно что-то скрывает, а атмосфера вокруг все больше напоминает заговор. Инес оказывается втянута в охоту за древними сокровищами, где на карту поставлены не только тайны прошлого, но и ее свобода. Это роман с духом любимых приключенческих историй, где каждая страница окутывает запахом специй, погружает в зыбучие пески и, конечно, тревогу за следующий шаг героини.
Маргарита Полонская. «Сахарная пудра»
«Поляндрия NoAge» и «Есть смысл»В этом мире можно быть наполовину человеком, наполовину жуком и мечтать сбежать от маминых круассанов. Валерия живет двойной жизнью — под бдительным присмотром матери и с тараканами в голове в буквальном смысле слова. Это история о взрослении, свободе и внутренней трансформации — странная, смешная и очень трогательная. Как если бы Франц Кафка писал роман для подростков, но с верой в хеппи-энд.
Екатерина Манойло. «Золотой мальчик»
«Альпина.Проза»Витя умеет чувствовать золото под землей, и этот дар становится для него и его семьи и благословением, и проклятием. В поселке, где все живут контрабандой, за мальчиком начинают охоту. Его родители бегут, надеясь спасти сына, но золото всегда рядом — и теперь оно должно помочь ему преодолеть преграды враждебного внешнего мира.
Энн Майклз. «Когда нас держат»
«Азбука»В эпизодах, охватывающих период с 1910-х до 2025 года, поэтесса Энн Майклз в лаконичном прозаическом тексте рассказывает о любви, утрате, памяти и времени. Здесь призраки проступают на фотопластинках, а чувства — между строк. Философское и чувственное полотно, в котором каждый осколок прошлого — часть будущего. Финалист «Букера», лауреат Femina и, возможно, одна из самых красивых и стилистически выверенных книг года.
Федор Шейд. «Безмятежность»
IndividuumСовременная Россия в «коротком метре» — абсурдная, болезненно узнаваемая, неожиданно человечная. В этом дебютном сборнике органично сосуществуют крокодил, погибший на трассе, стендап-комик под огнем отмены, врач-гангстер, призрачные советские вывески. Истории Шейда складываются в серию трагикомических эпизодов о людях, которые пытаются выжить в хаосе, сохранить достоинство и хотя бы чуть-чуть понять себя.
Исаак Роса. «Безопасное место»
«Поляндрия NoAge»Сегисмундо продает дешевые бункеры тем, кто боится конца света, но может себе позволить хоть какую-то страховку. Он сам давно в кризисе: денег нет, сын отдаляется, отец — груз прошлого. За сутки, на протяжении которых разворачивается действие, Сегисмундо объезжает клиентов в поисках сделки, которая спасет семью и его самого. В романе о бедности, тревоге, отчаянии и попытках ухватиться за последнюю надежду Исаак Роса рассказывает историю трех поколений, объединенных общей иллюзией социального лифта, сатирически поднимая острый и актуальный вопрос: как оставаться человеком в мире, где выживание тоже стало товаром?
Максим Жегалин. «Бражники и блудницы. Как жили, любили и умирали поэты Серебряного века»
IndividuumСеребряный век как сериал, только все по-настоящему: Блок, Белый, Цветаева, Гумилев, Кузмин пьют, влюбляются, страдают, едут в Африку, читают Ницше, спорят о будущем России и проводят спиритические сеансы. Максим Жегалин собрал хронику литературной жизни с 1905 по 1921 год, составив живое и честное повествовательное полотно — с драмой, шиком и тенью приближающейся катастрофы. Это наше «Лето целого века» — интеллектуальный нон-фикшн с эмоциональным накалом, который и делает ту или иную эпоху великой.
Анна Чухлебова. «Вдовушка»
«Редакция Елены Шубиной»Пронзительный текст о личном горе, которое громче любых глобальных катастроф, и о любви, заканчивающейся смертью. Или она не заканчивается? Роман Чухлебовой — это исповедь женщины, теряющей мужа и себя вместе с ним прямо на глазах читателя.
Полина Максимова. «Верховье»
InspiriaДевушка Аля едет в деревню к молчаливой бабушке и попадает в прошлое, в миф, в боль, о которой в семье не говорили. Параллельно в Петербурге аспирантка Тина пишет диссертацию о демонах и сама все больше запутывается в очевидно разрушающих ее саму отношениях. «Верховье» — роман на стыке реальности и преданий, в котором оживают икотницы, японские кицунэ, северный быт и старые тайны.
Анна Павлова. «Острые»
«Альпина.Проза»Главные герои дебютного сборника рассказов Анны Павловой — пациенты психиатра Геры Гранкина. У каждого — своя боль, страхи и странности, отражающиеся в бушующем море внутренних демонов самого Геры. «Острые» — это истории о человеческой хрупкости, переживаниях, которые не утихают, и попытке жить, несмотря ни на что.
Сергей Носов. «Колокольчики Достоевского. Записки сумасшедшего литературоведа»
«Редакция Елены Шубиной»Сергей Носов берет безумную идею и превращает ее в местами ироничный и очень питерский текст. Главный герой «Колокольчиков…» считает себя… романом «Преступление и наказание» — буквально. Он пишет письма психиатру, размышляя о Достоевском, Раскольникове, долгах и превратностях бытия, постепенно приходя к не менее парадоксальному, чем сама задумка, выводу: этот роман вообще не мог быть написан. Но кто же тогда он сам — и как жить, когда твое существование подвергается сомнению?
Том Эллен. «Такая смешная любовь»
Marshmallow BooksНачинающей сценаристке Нэлл наконец-то выпадает шанс всей жизни: она попадает на стажировку в любимое комедийное шоу. На этом хорошие новости заканчиваются: стать своей среди куда более опытных коллег не так-то просто, а главный конкурент за место в штате — самоуверенный сын босса всего канала, к которому, к несчастью, трудно не начать испытывать симпатию. Легкий и остроумный роман о карьере, амбициях, неловкой любви и том, как научиться верить в себя, даже если кто-то все время кажется лучше.
Михаил Левантовский. «Невидимый Саратов»
«Редакция Елены Шубиной» Заколдованная заколка, говорящие вещи, любовные письма и немного кэрролловского абсурда — обычный вторник в городе, где реальность трещит по швам. Дебют Левантовского — магический реализм с местным колоритом, история взросления и отчужденности, рассказанная изящным, ироничным языком.
Евгения Некрасова. «Улица Холодова»
«Поляндрия NoAge»В своей новой работе Евгения Некрасова возвращается в 1990-е — в Подольск, где она росла; в школу, где учился Дмитрий Холодов; к истории журналиста, убитого за попытку писать правду. Она встречается с его коллегами, вглядывается в хроники десятилетия и вместе с этим разбирается в собственных ощущениях: что для нее значит свобода, кем она хочет быть, как писать сегодня, зная, что было тогда. Это личная, бесстрашная и очень современная книга о взрослении, страхе и долге — перед собой, историей и поколением.
Лоранс Потт-Бонвиль. «Жан-Люк и Жан-Клод»
«Поляндрия NoAge» Жан-Люк и Жан-Клод живут в интернате. Единственное развлечение — поход раз в неделю в кафе, и то без алкоголя и строго по часам. Все идет по привычным рельсам до дня, когда равновесие нарушается. Автор Потт-Бонвиль говорит просто и точно о дружбе, которая важнее диагноза, о внутренней жизни людей, которых привыкли не замечать. Тонкий, теплый роман без назиданий про тех, кто кажется незаметным, но живет, чувствует и мечтает так же, как любой другой сосед по планете, просто в своем темпе.
Фернандо Х. Муньес. «Кухарка из Кастамара»
«Дом историй»Когда жизнь рушится, спасти ее может только природный талант. У Клары это кулинария. Испания, 1720 год, героиня — дочь врача, оказавшаяся на улице. Но судьба приводит ее в замок Кастамар, где за столом, полным изысканных блюд, разворачивается история любви, тайн и дворцовых интриг. Исторический роман, в котором страсть, еда и политика замешаны в ювелирно подобранных пропорциях.
«Зона умолчания»
«Поляндрия NoAge»Сборник, который одновременно напоминает школьную хрестоматию и приватную беседу — в мессенджере или на ночной кухне. В «Зоне умолчания» — 12 историй. Это тексты о жизни, в которой многое изменилось, но еще больше осталось вне зоны контроля: семейные отношения, гендерные коды, невозможность говорить, когда слишком больно, и потребность говорить, когда молчать больше невозможно.
Авторы сборника — представители поколения миллениалов. Того самого, которое ввело само понятие «миллениал» в обиход современной литературы. Впрочем, вне зависимости от того, к какому поколению принадлежит читатель, именно родившиеся в конце 1980-х — начале 1990-х с наибольшей вероятностью почувствуют в этой книге что-то свое.
Оксана Васякина. «Такого света в мире не было до появления N.»
«Новое литературное обозрение»Сольный сборник малой прозы Оксаны Васякиной — книга коротких, почти миниатюрных рассказов, в которых автор фокусируется на женщинах. Время действия — конец 1990-х и начало 2000-х, хотя по настроению это внеисторические тексты. Но, возможно, именно это время важно: оно вспоминается как эпоха большей душевной чуткости, когда собеседника еще слушали, а не прерывали ради всплывающего уведомления. Эта сосредоточенность на другом — главный дар рассказчицы. Мы почти ничего не знаем о ней самой, кроме одного: через ее жизнь прошли вот эти женщины — скучающие путешественницы, наставницы, слишком глубоко вросшие в жизни своих подопечных, девушки-стрекозы, у которых все будто получается само.
Вера Сорока. «Сказки слепого мира»
«Альпина.Проза»Сорока исследует жанр сказки во всех его возможных ипостасях. В рассказе «Чай с бергамотом» — узнаваемый мотив Элли и Тотошки, но без волшебников и с честным вопросом «а кто, если не мы?». В «Туре силы» — игра с наследием супергеройских нарративов, где сила требует не мщения, а взросления. В «Словах» — почти антиутопия, построенная на крошечном фантастическом допущении: что, если слова можно покупать, терять, коллекционировать — и они вовсе не бесплатны?
А где-то сказка прорастает вовсе не в структуре, а в смысле — например, в «Побеге» Сорока пытается понять, что такое женская дружба — волшебная поддержка или зверь невиданный? Здесь в хрупких отношениях и искренних поступках вдруг проступает чудо — такое, в которое хочется верить.