33 книги, которые мы будем читать во втором полугодии 2025 года

33 книги, которые мы будем читать во втором полугодии 2025 года

Мишель Пастуро. «Розовый»

«Новое литературное обозрение»

Розовый — цвет кукольный, трогательный и слегка провокационный. Но когда-то его вообще не существовало — у древних греков для него не было отдельного слова, а в Европе он стал самостоятельным оттенком только в Средние века, и то благодаря случайному завозу красителей. Мишель Пастуро, главный знаток цветов в европейской культуре, рассказывает, как розовый прошел путь от бледной смеси белого с красным до символа феминности, гламура, нежности и китча.


Фернандо Х. Муньес. «Кухарка из Кастамара»

«Дом историй»

Когда жизнь рушится, спасти ее может только природный талант. У Клары это кулинария. Испания, 1720 год, героиня — дочь врача, оказавшаяся на улице. Но судьба приводит ее в замок Кастамар, где за столом, полным изысканных блюд, разворачивается история любви, тайн и дворцовых интриг. Исторический роман, в котором страсть, еда и политика замешаны в ювелирно подобранных пропорциях.


Светлана Павлова. «Сценаристка»

«Редакция Елены Шубиной»

После провокационной игры начинающей сценаристке Зое приходится пересмотреть свое недавнее прошлое: три мужчины, три сюжета и один большой страх — получить результат одного медицинского исследования. «Сценаристка», принесшая первое место премии «Лицей» Светлане Павловой, — это роман о жизни в эпоху ситуэйшеншипов, психотерапии и огонечков на сторис. Живая, острая и честная проза о том, как сложно (но важно) не стыдиться своих поисков и всегда верить в любовь.


Роже-Поль Дро. «Алиса в стране идей»

«Фантом Пресс»

Новые приключения знакомой по Стране чудес Алисы приводят ее в страну философии, где она мечтает найти фразу, которая будет вести ее по жизни. Ради этого девушка отправляется в путешествие по истории идей, встречая мудрецов и философов от Античности до наших дней.

Французский философ Роже-Поль Дро написал познавательный роман-приключение, полный юмора и интеллектуального озорства и доступный всем, кто ищет ответы на главные вопросы — как жить, по каким ценностям и ради чего.


Алексей Иванов. «Невьянская башня»

«Альпина.Проза»

Исторический роман про самую загадочную постройку Урала — то ли падающую, то ли наклоненную Невьянскую башню. Деталей пока мало, но, без сомнений, стоит ожидать фирменного ивановского драйва, много интриг и держащий читательское внимание от первой до последней строчки сюжет.


Онии Нвабинели. «Когда-нибудь, возможно»

«Дом историй»

Вот три вещи, которые нужно знать о муже Евы: он был любовью всей ее жизни, казался абсолютно счастливым — и в канун Нового года умер. Окруженная друзьями, шумной британско-нигерийской семьей и токсичной свекровью, Ева чувствует, что все вокруг подталкивают ее «идти дальше». Но она не может — слишком много неясного осталось в прошлом. Эмоциональный роман нигерийской писательницы — это история любви, рассказанная с конца, и тонкий, честный портрет горя, которое не проходит само и требует полного погружения.


Иви Вудс. «Собиратель историй»

МИФ

Сотню лет назад в ирландскую деревушку в поисках старинных сказок забрел странник. Фермерша Анна согласилась ему помочь — и столкнулась с тайнами, уходящими вглубь веков. Спустя век там же оказывается журналистка Сара из Нью-Йорка — она намерена расшифровать тайны и, возможно, переписать свою собственную историю.


Игорь Нарский, Наталья Нарская. «Без березы не мыслю России»

«Новое литературное обозрение»

Сколько символов может вместить в себя одно дерево? Игорь и Наталья Нарские предлагают взглянуть на березу с точки зрения культурологии — от старинных крестьянских песен и поэзии XIX века до валютных магазинов СССР. Авторы, историк и социолог, собрали в этой книге 15 очерков и каждый из них посвятили отдельному сюжету, связанному с березой, развернув перед читателями историю ее «национализации», которая, как это часто бывает, куда любопытнее и динамичнее, чем может показаться.


Елена Хохлова. «Частная жизнь корейской аристократии»

МИФ

Прежде чем K-pop и дорамы покорили мир, Корея жила в другом ритме — ритме культуры строгой, ритуальной, полной скрытого изящества. Эта книга — про подлинную повседневность династии Чосон (1392–1897): костюмы, быт, обычаи и иерархии — все, что сохранило отражение той жизни в произведениях традиционной корейской живописи.


Гюнтер Грасс. «Крысиха»

«Альпина.Проза»

Впервые на русском — один из самых необычных романов нобелевского лауреата. После «Жестяного барабана» и «Камбалы» Гюнтер Грасс создал антиутопический мир, где крыса рассказывает человечеству, что с ним пошло не так. Притча, политическая сатира, постапокалипсис, эксперимент с жанром — «Крысиха», эта настоящая литературная провокация, только спустя почти 40 лет добралась до перевода на русский язык, чтобы на этом, новом для себя языке попробовать найти грань между сном и реальностью.


Рокси Данн. «Еще молода»

Inspiria

Марго 34, и ее жизнь состоит исключительно из отношений, встреч и надежд. С юности мужчины были для нее были лишь ступенями к «тому самому», но с каждым новым именем она открывала не только любовь, но и одиночество, дружбу, тревоги, силу и растерянность. «Еще молода» — тот самый миллениальский роман, где взросление не заканчивается ни в 20, ни в 30, а только начинается. Смешной, честный, наполненный живыми наблюдениями о женском опыте и неуверенности в каждом дне.


Аанчал Малхотра. The Book of Everlasting Things

«Дом историй»

Лахор конца 1930-х — город, где воздух насыщен ароматами восточных духов и шелестом каллиграфических кистей. Здесь, среди флаконов с благовониями и тонкой бумаги, начинается история Самира и Фирдаус — двух учеников, которые влюбляются не только друг в друга, но и в древние ремесла своих семей.

Все кажется предопределенным и вечным — до тех пор, пока раздел Индии и Пакистана не разводит их по разные стороны границы. История превращается в эпос, а запахи и чернила становятся символами памяти и утрат. Это роман о любви, которую не смогла пережить политика, и о времени, которое все равно оставляет шанс.


Аврора Тамиджо. «Девичья фамилия»

«Бель Летр»

Три поколения итальянок и три исторические эпохи, в которых им повезло (или вовсе нет) жить — от 1920-х до 1980-х. Роза — сильная, упрямая, играющая только на своих условиях. Сельма — тонкая, терпеливая, держащая семью, даже когда все рушится. Их внучки — уже современные девушки, не идущие по пути согласия, а ориентирующиеся только на свой голос. «Девичья фамилия» — не просто семейная сага, это хроника женской устойчивости и передачи силы от матери к дочери.


Павел и Ольга Сюткины. «Русская кухня: начало (IX–XVII века)»

«Новое литературное обозрение»

Как обедали князья? Что ели на Руси до завоза картошки и торжествования салата оливье? Ольга и Павел Сюткины продолжают раскручивать клубок истории русской гастрономии, на этот раз — вглубь столетий. Книга охватывает почти тысячу лет и показывает, как климат, политика, торговля и обычаи влияли на то, что оказывалось в миске простого человека и на столе знатного боярина. Все на основе документов, с подробностями и иллюстрациями.


Надя Алексеева. «Недиалог»

«Редакция Елены Шубиной»

Надя Алексеева — драматург, прозаик, обладательница впечатляющего списка литературных наград и номинаций на знаковые премии. Ее новая книга — сборник пьес, в которых, как и у Чехова, все главное скрыто в недосказанном. Здесь нет громких реплик, зато много пауз, в которых зреет подлинная драма. Название «Недиалог» говорит само за себя: чувства, мысли, обиды и надежды проговариваются мимо слов. Это современная драматургия, в которой персонажи не ищут эффектной реплики, а медленно и болезненно проходят свои внутренние маршруты.


Мария Закрученко. «Bookship. Последний книжный магазин во Вселенной»

«Альпина.Проза»

В будущем, где книги оказались вне закона, последний оплот слова и здравого смысла — старый космический корабль, перевозящий запрещенные тома под видом груза. Его команда — не герои, а торговцы с совестью и чувством юмора. И именно они защищают надежду на перемены. Bookship — захватывающий и веселый космовестерн, в котором много любви к литературе и веры в слово.


Кэролайн Блэквуд. «Судьба Мэри Роуз»

«Подписные издания»

Идиллия английской деревни растворяется в страхе и домыслах после пропажи маленькой девочки. И эта трагедия рикошетит по каждому дому: дают трещину браки, судорожно собираются алиби, лихорадочно принимаются меры по защите детей. Атмосфера паранойи, шаткости реальности подкрепляется тревожным ритмом текста — все это сближает «Судьбу Мэри Роуз» с классическими романами Патриции Хайсмит и Ширли Джексон и заставляет дрожать в тревожном ожидании развязки.


Нанаэ Аояма. «Брошенцы»

«Поляндрия NoAge»

Юко работает в химчистке, где скапливаются забытые вещи. Когда склад переполняется, она забирает одежду домой — и внезапно начинает видеть странные сны и превращается в свитер, галстук, шарф. Вместе с новым знакомым она решается выяснить, куда исчезает все, что больше никому не нужно. Роман о памяти, невидимом и ускользающем — и о том, как вещи сохраняют отпечатки людей.


Аллегра Гуччи. «Тайна Gucci. Правда, которая ждала своего часа»

«Эксмо» (ОДРИ)

Фильм «Дом Gucci» Ридли Скотта (2021) продемонстрировал публике изнанку модной династии — но не всю, а сосредоточился на отношениях Маурицио и Патриции. Аллегра Гуччи, их дочь, долго молчала после выхода фильма. А потом написала книгу, в которой рассказала свою версию — в письмах к погибшему отцу. Это не просто откровенные мемуары, а личная попытка разобраться в своей семье, боли и вине. А «сенсационное» название книги — это лишь громкий ход для того, чтобы привлечь внимание к получившемуся сплаву драмы, судебной хроники и истории взросления на фоне одного из самых известных брендов мира.


Элайджа Уолд. «Переход Боба Дилана к электрозвучанию»

Inspiria

В 1965 году на сцену фолк-фестиваля в Ньюпорте выходит Боб Дилан с электрогитарой. Публика, привыкшая к совсем другому звуку, в шоке — кто-то свистит, кто-то уходит. А на самом деле происходит революция. Элайджа Уолд берет этот исторический момент и распутывает весь контекст: протестные 1960-е, культ блюза, фолк против рока, Дилан против предыдущей версии самого себя. Это книга о музыке как способе быть честным и о том, как один концерт изменил поп-культуру навсегда.


Александра Ручьева. «Заводские настройки»

«Редакция Елены Шубиной»

В центре этого производственного романа — история девушки, выросшей в семье инженеров, в доме, где в шкафу вместо платьев — железки с завода. Александра Ручьева, лауреат «Лицея» и практикующий инженер, пишет с любовью к профессии и уважением к реальности, а завод в ее книге — не фон, а живая система со своей энергией, памятью, выборами и сомнениями. «Заводские настройки» — это путь взросления в мире, где женщинам до сих пор нужно доказывать, что они могут чувствовать себя в цеху не менее уверенно, чем в офисе.


Никита Здоровенин. «История улиц Москвы. От Неглинной до Басманной»

«Бомбора»

Книга экскурсовода и художника Никиты Здоровенина «История улиц Москвы…» — не просто путеводитель, а живое и увлекательное исследование московского ландшафта. В ней улицы превращаются в героев: здесь проходили восстания, жили писатели, стояли рынки и сверкали витрины. За топонимами — история переименований, архитектурные метаморфозы и почти забытые легенды. И, возможно, эта книга станет тизером и лучшим мотиватором выйти на полную открытий прогулку, во время которой даже знакомые места начинают звучать по-новому.


Яна Верзун. «Средний возраст»

«Редакция Елены Шубиной»

Третий роман петербургской писательницы обращен к людям того самого среднего возраста — и к кризисам, ими переживаемым. В процессе написания книги Яна Верзун обращалась и к Толстому, и к исследованиям истории браков, разводов и сексуальных традиций от Древнего Египта до современности. Автор сделала это, чтобы обсудить с читателями, что такое этот средний возраст и можно ли выйти из него без внутренних и внешних разрушений.


Клод Лекуто. «Мифы о смерти»

МИФ

Чего мы боимся и во что верим, когда думаем о смерти? Французский историк Клод Лекуто предлагает не философские размышления, а полное погружение в мифы о смерти — в Аид и Шеол, Вальгаллу и Хель, к речным перевозчикам, духам подземного мира и древним ритуалам. Он показывает, как европейские культуры представляли загробную жизнь, и попутно развенчивает современные стереотипы об этом неизбежном этапе любой человеческой жизни. Эта книга продолжит мифологическую серию издательства и, возможно, станет самой интимной и пугающе захватывающей работой в ней.


Василий Владимирский. «Картографы рая и ада»

«Редакция Елены Шубиной»

Фантастика не всегда про будущее, иногда она лучше, чем какой-либо другой жанр, помогает понять прошлое. Василий Владимирский, книжный критик, исследователь и большой знаток отечественной и зарубежной фантастики, собрал в этой книге панораму великих мечтателей и создателей иных реальностей. Роберт Хайнлайн и Алиса Шелдон, Стругацкие и Булычев, писатели новой волны и фантасты-шестидесятники — каждый из них рисовал свою карту ада и рая, порой совмещая их в одном мире. Это книга о том, как литература борется с хаосом, создавая свои вселенные. И о том, почему фантастика сегодня снова звучит как правда.


Айгуль Клиновская. «Бонни и ее попутчики»

«Поляндрия NoAge»

В центре этого романа — Азамат, интроверт с котом, которому предстоит увезти останки собаки Бонни в далекий Сарыбас. Вместе с ним в путь отправляются Фарид и Лала, и вскоре оказывается, что задача перед ними совсем не формальная. Беспокойные степи, загадочные незнакомцы, степные волки, отсылки к фольклору, воспоминания и призраки прошлого — все это превращает историю одного путешествия в притчу.


Нина Дашевская, Иван Сергеев. «Зимы не будет»

«Подписные издания»

Эта история началась с рисунков художника Ивана Сергеева и обрела голос в словах Нины Дашевской. Девочка Фрося вместе со своим псом Жуком отправляется на поиски отца, пропавшего в ледяной стране, населенной сказочными чудищами и тенями. Авторы сплавили не только тексты и рисунки, но и грусть и юмор, фантазию и боль утраты — и соединили это все безусловной верой в людей и добро.


Ольга Аристова. «Раз, два, три, замри!»

«Поляндрия NoAge», «Есть смысл»

На краю страны и на стыке тысячелетий, в Находке 2000-х, три школьницы растут среди рынков, дешевых шампуней и пацанских правил. Здесь дружба может спасти, но и она дается с боем. У каждой своя боль, но общее ощущение, что выхода почти нет. Сильный, хрупкий и пронзительный роман о взрослении, насилии и девичьей нежности, которая становится не слабостью, а броней.


Мэри Шелли. «Фолкнер»

«Подписные издания» и «Яндекс.Книги»

Не «Франкенштейном» единым — последний роман Мэри Шелли впервые выходит на русском языке! Элизабет Рэби, воспитанная суровым, но благородным опекуном, пытается примирить двух самых дорогих ей мужчин — даже если один из них обвинен в убийстве. Это мягкий феминистский манифест, возникший в викторианской тишине, о верности и утопическом идеале женской «мягкой» силы, противопоставленной разрушительной мужественности.


Ярослав Жаворонков. «Тонкий дом»

«Поляндрия NoAge»

«Тонкий дом» — мозаика судеб и травм, в которую вплетены Лара и Сава, уезжающие из деревни в поисках лучшей жизни. Но с ними в город едет и весь накопленный багаж: их страх, боль, история семьи. Это роман о взрослении на пепелище — внутреннем и внешнем. Здесь нет главного героя, но есть хор голосов: наркозависимый, забывший свое имя, радиоведущий, читающий лекции для эфемерной аудитории, и многие другие. Атмосферное, сгустившееся до ритуального напряжения чтение.


Юлия Шляпникова. «Тени Казани»

«Полынь»

В своем втором романе Юлия Шляпникова, финалистка премии «Лицей» 2025 года, вновь обращается к татарской мифологии, но перемещает действие из небольшого республиканского города в столицу.

Студентка Ада знакомится с панком Димой и случайно оказывается втянутой в «изнанку» Казани — мир, где живут существа из мифов и где мифом можно по счастливой (или не очень) случайности стать. «Тени Казани» — это не просто городское фэнтези, а роман о взрослении, свободе выбора, боли утраты и принятии судьбы в городе, где свет и тьма словно вплетены в карту метро.


Кармен Мола. «Зверь»

«Синдбад»

1834 год, Мадрид охвачен холерой и страхом: кто-то зверски убивает девочек, и город сходит с ума от слухов и смелых предположений. На охоту за маньяком выходит странная троица — скептичный полицейский, упертый журналист и девочка-подросток, рискующая всем, чтобы спасти сестру. «Зверь» — исторический триллер, в котором тьма не только в преступнике, но и в самой системе. За этот роман коллектив из трех испанских писателей, пишущих под общим псевдонимом Кармен Мола, получил премию «Планета» и миллион евро.


Джеймс Элбон. «Деликатес»

«Бумкнига»

Наивная и многообещающая как в жизни, так и в художественной литературе завязка — два брата получают наследство и открывают уютный ресторан в Лондоне — быстро превращается в мрачную притчу о вкусе успеха. Когда на кухне появляются загадочные грибы с головокружительным ароматом, кулинарная сказка перерастает в историю одержимости, лжи и предательства. Как далеко может зайти человек, если публике нужно чудо, а рынок не знает пощады?

Графический роман Элбона, лауреата V&A Illustration Award, выстроен с тонкой иронией и визуальной элегантностью. В его рисунках — одновременно сказочная хрупкость и тревожная плотность, а в сюжете — сплав из братьев Гримм, «Пармской обители» и «Меню».

Текст: Елена Чернышева

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться