Илья Репин. Портрет Елизаветы Званцевой. 1889
Кем была Званцева и почему ее фигура так важна, хотя ее собственных творческих работ практически не осталось? Во многих статьях только и читаешь о ней, как о «жестокой музе» или своенравной девице, которая мучила великого живописца Илью Репина. В отделе рукописей Третьяковской галереи хранится 74 письма Репина к Елизавете — свои ответные письма она уничтожила.Главное же ее детище — школу, которой она посвятила почти 18 лет жизни, — часто и вовсе называют по именам известных преподавателей: «школой Бакста и Добужинского», забывая об устроительнице.
Госкаталог. 1879 — начало 1880-х
Молодая художница появилась в мастерской у Репина осенью 1888 года по рекомендации его друга и педагога по Академии Василия Матэ. Репину 44 года, он недавно расстался с женой, с которой они прожили 15 лет; официальный развод так и не состоялся. У него четверо детей (старшие живут с ним, младшие остались у жены) и уже всероссийская популярность. Елизавете — 24. Видимо, художник, известный своей горячностью, сразу влюбился в девушку. Той хватало силы воли противостоять его чувствам. Игорь Грабарь пишет, что «ей, видимо, доставляла развлечение эта страсть и она, либо по неопытности, либо из понятного для девочки тщеславия, недостаточно решительно на нее реагировала. Но сделанные ею попытки охладить пламенного влюбленного только сильнее распалили страсть, и Репин потерял голову». Мне кажется странным перекладывать ответственность за все происходящее на младшего и более зависимого участника отношений. И в любом случае мы можем говорить обо всем лишь приблизительно: мы не знаем, как она отвечала, и слышим в их переписке только один голос — Ильи Ефимовича. Репин просит, умоляет, уговаривает, извиняется и снова признается в любви, подписываясь «ваш раб». При этом художник так и не оформил развод с женой, а значит, мог предложить лишь неофициальные отношения. Почему Званцева не прервала общение? Возможно, надеялась на охлаждение со временем. Слишком уважала как преподавателя. Хотела остаться друзьями. После очередной вспышки художница даже перешла заниматься в мастерскую к Павлу Чистякову, чтобы не видеться с Репиным. Но не разорвала отношения окончательно.Илья Репин. Портрет Е. Н. Званцевой. 1889
В 1889 году Репин пишет сразу два портрета Званцевой. Один дарит ей, а второй, где девушка в темном платье, останется с ним до конца жизни (теперь находится в музее в Хельсинки). В 1890‐м Репин даже едет по приглашению Елизаветы в их семейное имение Тарталеи.Но в конце концов общение угасло окончательно, и в 1891‐м Репин вернул Званцевой ее письма, которые сам не решился уничтожить как знак окончания так и не случившегося, по сути, романа.
В ее московской школе преподают Валентин Серов, Константин Коровин, Николай Ульянов — яркие художники, которым есть что передать ученикам. К сожалению, вести регулярные занятия преподавателям оказывается скучно, и все сходит на нет.
Фото: Госкаталог
Читайте также