Ежемесячно рассказываем про главные постановки на московских сценах. В ноябре смотрите новую «Каренину» с Ангелиной Стречиной и Анастасией Уколовой, премьеру по мотивам «Идиота» с Аней Чиповской и драму с Викторией Толстогановой в роли больного мальчика.«Анна Каренина»
Малый театрПредоставлено пресс-службой
Всемирно известную семейную драму, в центре которой стоит измена, ставит в Малом театре главный режиссер новосибирского «Красного факела» Андрей Прикотенко («Мертвые души» и «Бесы» покорили московского зрителя на гастролях).
Режиссера-интеллектуала интересует тонкое кружево мотивов поступков персонажей и причины роковой развязки этой истории. Сценическое пространство спектакля придумала постоянный соавтор Прикотенко — художник Ольга Шаишмелашвили. Она освободила академическую сцену от вещественной среды, тем самым подчеркнув: язык тела актера и высокий строй его чувств не менее выразителен, чем слово Льва Толстого. Простая детская игрушка, нарезанный из бумаги снег, превращается в зримое воплощение рока: роковой вальс на московском балу, роковая метель на железнодорожной станции между Петербургом и Москвой.
Как написано в релизе: «Анна растворится в этой метели и исчезнет, словно был только снег, одна игра — детский снег из нарезанной белой бумаги». В ролях Виктор Низовой, Глеб Подгородинский, Ирина Леонова, Людмила Титова, Светлана Аманова и другие звезды.
7, 8, 15 ноября
«Первая любовь последнего года»
Театр имени Евгения ВахтанговаПредоставлено пресс-службой
Новый спектакль главного режиссера театра Анатолия Шульева основан на романе Юрия Слепухина «Перекресток». Опубликован он был в 1962 году, впоследствии стал первым в тетралогии романов, посвященных судьбам людей в годы перед и во время Великой Отечественной войны.
Здесь речь идет о четырех друзьях, которых пока еще манит прекрасное будущее, хотя стоят они на пороге страшного ужаса. Бойкая Таня грезит о славе писательницы, принципиальный Сережа — о заводах-автоматах, скромная умница Люся видит себя ученым, а Володя разрывается между расчетами ракетных двигателей и тайнами реинкарнации, задаваясь вопросом: сколько жизней нужно, чтобы долететь до Марса?
Ни в романе, ни в спектакле нет сражений, почти нет войны. Зато есть юные мечтатели, которые вскоре окажутся на ее фронтах. Сам Шульев, комментируя спектакль, признался: «Наш спектакль — коллекция „оставшихся в памяти отдельных разорванных впечатлений“, мыслей и чувств, которые сохранил для нас писатель Юрий Слепухин». Художником спектакля выступил сочинитель обескураживающе красивых миров Максим Обрезков.
8, 9, 25, 26 ноября
«Идиоты»
МХТ имени А. П. ЧеховаПредоставлено пресс-службой
Режиссерский дебют Сергея Волкова на прославленной сцене подразумевает ни много ни мало диалог с Достоевским. Надо заметить, спектакль «Идиоты» — не пересказ романа, а рефлексия его персонажей, их попытка «хоть с одним человеком обо всем говорить, как с собой».
Сам Волков так комментирует выбор материала: «Темы этой работы — несоответствие человека той роли, которую ему приписывают. Разрыв между тем, кем нас хотят видеть, и тем, кем мы являемся наедине с самими собой. Неуклюжее милосердие, которое, спотыкаясь и промахиваясь, все-таки дает надежду превратить наше одиночество рядом друг с другом в близость». В ролях сам Волков, а также Аня Чиповская, Данил Стеклов и Полина Романова.
15, 16 ноября
«Оскар и Розовая Дама»
«Арт-Партнер XXI» на сцене Театра на ТаганкеArtpartner.ru
В основе новой работы мастера нежной и бескомпромиссной режиссуры Филиппа Гуревича — одноименный роман французского писателя Эрика-Эммануэля Шмитта. Перед нами пронзительная история взаимного спасения двух людей: обреченного мальчика Оскара и его сиделки, одинокой пожилой женщины. Именно она предложила ребенку спасительную игру, где каждый оставшийся для него день длится как будто бы десять лет.
Всемирно известный текст о ценности каждой минуты на сцене разыграют звездные актрисы Виктория Толстоганова и Светлана Иванова. Филипп Гуревич намерен избежать сентиментальности и «слезовыжимательности». Это, кстати, одна из причин, почему больного мальчика у него играет Виктория Толстоганова.
17 ноября
«Последние»
Театр «Шалом»Предоставлено пресс-службой
Худрук и режиссер Олег Липовецкий впервые обращается к тексту Горького. Он вслушивается в постреволюционную эпоху, с ее расцветом внутренней свободы и поиском самовыражения «новых людей». И как результат — ставит драму о цене личного выбора, невероятных страстях и личных катастрофах.
За закрытыми дверями дома Коломийцевых отношения трещат по швам: отец пятерых взрослых детей внезапно лишается властной должности — места полицмейстера. А вместе с ней теряет право считаться главой семейства, наделенного суровой властью. Ссоры превращаются в допросы, признания — в приговоры, любовь — в улику, а правда — в риск.
Художественное пространство спектакля представляет собой постоянно вращающийся круг — блистательная метафора неумолимого хода истории и судеб. Зрители будут находиться совсем близко, почти внутри его орбиты. По словам Олега Липовецкого, его «Последние» — это исследование того, как «грехи родителей отражаются на детях».
22 ноября
«Каренина»
«Арт-Партнер XXI» на сцене РАМТПредоставлено пресс-службой
Режиссер Данил Чащин «изменил» кино с театром, вернувшись в него с целой звездной плеядой. Главный русскоязычный роман Толстого играют у него Ангелина Стречина, Анастасия Уколова, Дмитрий Чеботарев, Дмитрий Лысенков и другие. Режиссер убежден: героиня Толстого ищет себя через отчаянное желание подлинных чувств. Для нее главное — убежать от неслучившейся жизни туда, где лучше сгореть, чем тлеть. И умирает она задолго до того, как падает на рельсы.
Чащин поясняет: «Мы с поклоном относимся к Льву Николаевичу за этот прекрасный роман. Но при этом стараемся не становиться перед ним на колени… Мне хочется, чтобы наша „Каренина“ отличалась от других постановок. Поэтому мы берем на себя право что-то менять в тексте. Скрещивать разные сюжетные линии, что-то объединять». Местом действия выбран несущийся поезд как метафора жизни и смерти Анны Карениной.
24, 25 ноябряТекст: Наталья Витвицкая