В прокат выходит «Сущность» — мистическая драма с элементами хоррора о писателе, к которому после смерти близкого человека начинает являться загадочный монстр с неизвестными намерениями. В главной роли — Бенедикт Камбербэтч, выступивший также в качестве продюсера фильма. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему эта лента, хоть и не хватает звезд с неба, вполне может принести специфическое удовольствие, в том числе за счет участия популярного британского артиста. 18+О чем фильм
Главный герой — безымянный писатель и художник в одном лице (возможно, комиксист или, скорее, автор графических романов). Недавно он трагически потерял жену, которую нашел в доме мертвой при загадочных обстоятельствах (их зрителю намеренно не сообщают) — может, кто-то убил, а может, упала и ударилась головой об пол. Но это неважно — главное, что теперь он один на один с творческим бессилием, горем и необходимостью воспитывать двух сыновей, которые и раньше-то не особо воспринимали отца, а теперь и вовсе отбились от рук.
Кадр из фильма «Сущность»
И как будто этого мало: в какой-то момент ему начинает являться его собственный персонаж, которым писатель стал одержим, — двухметровый ворон. Он только и делает, что издевается над творцом, называя «вдовствующим англичанином» и обвиняя в том, что тот «запустил дела в своем королевстве».
Мощный подтекст
В основе «Сущности» лежит роман английского писателя Макса Портера «Горе — это штука с перьями». Книга основана не столько на личных переживаниях автора (хотя сам он признавался, что опыт потери отца в шесть лет повлиял на него в детстве), сколько на биографии известного британского поэта XX века Теда Хьюза. Его история сама могла бы лечь в основу художественного фильма: жена, писательница Сильвия Платт, умерла якобы из-за измен супруга, а после этого его же любовница, тоже писательница Ася Вевилл, сделала то же самое. Справедливости ради, об этом есть фильм, но рассказанный от лица как раз супруги Хьюза («Сильвия» 2003 года).
Кадр из фильма «Сущность»
К чему этот искусствоведческий дискурс? К тому, что у первоисточника мощнейший подтекст.
И фильм можно смело обвинить в том, что режиссер и сценарист Дилан Саузерн основу книги обкорнал до состояния эффектного, но довольно простенького псевдохоррора о скорбящем писателе и его внутреннем голосе в таком необычном образе.
Что нам не понравилось
Очень много всего было упущено: как минимум из книги Портера взяты некоторые образы, в итоге упрощенные донельзя (без спойлеров скажем, что в сюжете фигурирует не только Ворон, но и другие сущности, о значении некоторых из них зритель может только догадываться). Как максимум — можно было закольцевать эту историю с образом из цикла стихотворений Теда Хьюза с говорящим названием «Ворон. Истории из жизни и песен Ворона» о том, как эта таинственная птица пронизывает всю мировую культуру.
Кадр из фильма «Сущность»
Стал ли фильм от этого плохим? Зависит от того, с каким настроем вы придете его смотреть. Дело в том, что при всей своей нарочитой банальности (все это мы уже видели в «Бабадуке»), порой переходящей в откровенную пошлость (ну как в истории о Вороне и смерти обойтись без птицы, ударившейся в закрытое окно?), «Сущность» свое дело знает. Это эмоционально впечатляющее кино, которое совершенно нет смысла смотреть, если вы заранее идете на него с ворохом ожиданий и аккуратненько разложенным в голове интеллектуальным багажом, накопленным за годы просмотров.
Это откровенно глупое, но при этом чертовски эффектное зрелище — начиная с самого образа двухметрового ворона, похожего на чумного доктора, и заканчивая эмоциональными качелями, которые вытворяет на экране заглавная звезда Бенедикт Камбербэтч.
Игра Камбербэтча
Не сказать, что талантливейший актер современности играет здесь на пределе своих способностей — скорее наоборот. Иногда все происходящее напоминает театральную постановку, отдавая наигранностью и нарочитостью. Что, кстати, неудивительно — режиссер Дилан Саузерн, до этого занимавшийся в основном документальным кино, взялся за, мягко говоря, неожиданный и нетипичный для него материал и не придумал ничего более действенного, чем просто превратить все в актерский перформанс Камбербэтча.
Но порой это парадоксальным образом идет фильму на пользу — следить за тем, как сходит с ума талантливейший британец, весьма и весьма увлекательно, это тут главный аттракцион.
Кадр из фильма «Сущность»
Даже жаль, что ему не дали сыграть и роль Ворона (было бы символично), хотя ростки этого проступают: иногда отец-писатель сам изображает птицу в приступах безумия. Могла бы получиться роль в духе Смауга из «Хоббита» — как известно, мимику и движения дракона воплотил сам Камбербэтч, которого подробно «захватили» для фильма при помощи технологий (если вдруг не видели видео, как он «играл» его, посмотрите — это интереснее всей кинотрилогии).
В итоге же Ворона на экране лениво воплощает малоизвестный актер и комик Эрик Лёмпарт в ростовой кукле, которая выглядит временами жутковато, но исключительно за счет освещения. Зато чудище впечатляюще звучит — и тут надо отдать должное озвучившему гигантскую птицу актеру Дэвиду Тьюлису, известному широкому зрителю по роли Римуса Люпина в «Гарри Поттере». Ему не впервой озвучивать не только злодеев, но и животных в целом, и делает он это совершенно потрясающе. И да, упаси вас господь смотреть это кино в дубляже — считайте, зря потратите время.
Наш вердикт
Кадр из фильма «Сущность»
Именно за счет актерских перформансов Камбербэтча и Тьюлиса «Сущность» выезжает. Особенно за счет первого, ведь он тут почти что солирует. И благодаря его экспрессивной манере игры получается то, что должен делать фильм — к финалу вы, если перестанете сравнивать его с другими картинами (а соблазн будет велик), наверняка будете эмоционально размотаны. И это будет даже хорошо, потому что, несмотря на некоторые хоррор-элементы и тяжелую завязку, это кино, скорее, терапевтическое — о проживании страха смерти и одиночества и о том, как с ним справиться.
Ответов внятных не будет, но зато будет красивая картинка того, что справиться — можно.
Иван Афанасьев